Теоретико-методологические основы педагогической деятельности руководителя физического воспитания
материал

Лагвилава Наталья Анатольевна

Теоретико-методологические основы педагогической деятельности руководителя физического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Излучинский детский сад комбинированного  вида «Сказка»

"Теоретико-методологические основы

педагогической деятельности руководителя физического воспитания"

Составил:

Руководитель физического воспитания

Лагвилава Н.А.

п.г.т. Излучинск  

"Теоретико-методологические основы

педагогической деятельности руководителя физического воспитания"

Физическое воспитание является важнейшей частью системы воспитания в целом. В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей является включение физической культуры в образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, что предусмотрено ФГОС ДО. Реализация данного процесса возложена на педагогов — как воспитателя, так и инструктора по физическому воспитанию, которые в равной мере несут ответственность за качество образования в детском саду.

Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.

Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.

Теория физического воспитания и развития ребенка связана с комплексом научных дисциплин. Одни из них изучают социальные закономерности развития и организации физической культуры, влияние физических упражнений на организм и психику ребенка, а также применение средств и методов педагогического воздействия (общая теория и методика физической культуры, общая и дошкольная педагогика, психофизиология физического воспитания, детская психология).

Другие науки медико-биологического цикла, такие, как физиология, анатомия, медицина, биология, изучают процедуры биологического развития ребенка. Каждая из вышеназванных наук изучает определенную сторону физического развития. Теория и методика физического воспитания как самостоятельная наука интегрирует достижения смежных наук и представляет собой систему педагогических воздействий для достижения результатов физического воспитания.

Теория и методика физического воспитания связана с комплексом дисциплин гуманитарного характера — общей теорией физической культуры и воспитания, общей и дошкольной педагогикой, психологией физической культуры и спорта, детской, возрастной, социальной психологией, философией и др.

Она опирается также на медико-биологические и естественнонаучные дисциплины — физиологию, биомеханику физических упражнений, анатомию, педиатрию, нейропсихологию, гигиену, медико-педагогический контроль и др.

Методологической основой предмета являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области философии, психологии, медицины, биологии, физиологии и других наук о взаимосвязи и взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка; жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма.  

   Естественно-научную и психолого-педагогическую основу этой теории составляет учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Оно позволяет понять закономерности формирования двигательных навыков, особенности построения движений и развитие психофизических качеств; методически правильно построить процесс обучения и воспитания.

Опираясь на достижения возрастной физиологии, нейропсихологии, детский организм рассматривается как единая саморегулируемая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, психологические и функциональные процессы. Современная психофизиология утверждает: физиологическое и психическое являются функцией одной и той же рефлекторной отражательной деятельности. Исследования показывают, что психическая деятельность ребенка носит условно-рефлекторный характер и формируется на протяжении детства под воздействием воспитания. Эти положения нашли отражение в работах И. М. Сеченова, И. П. Павлова, их учеников и последователей — Н. И. Красногорского, Н. И. Касаткина, Н. М. Щелованова и др.

 Работы психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца свидетельствуют, что ни одно из качеств человеческой психики — воля, память, мышление, творчество и др., не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они формируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству и жизненно важные двигательные действия и движения.

        В своей педагогической деятельности применяю:

концептуальные основы личностно-ориентированного обучения (Сухомлинский В.А., Макаренко А.С., Выготский Л.С., Бальсевич В.К., Эльконин Д.Б., Якиманская И.С.,  Леонтьева А.Н.);

https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannye-podhody-v-obuchenii/viewer

https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannaya-pedagogika-a-s-makarenko-v-vospominaniyah-ego-vospitannikov

- теории деятельности (Б.Г. Ананьев Б.Г., Бабанский Ю.К., Леонтьев А.Н.,  Рубинштейн С.Л.).

В процессе работы отталкиваюсь от основных положений теории и технологии организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении (Степаненкова Э.Я., Алямовская В.Г., Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Шебеко В.Н., Рунова М.А., Бабаева Т.И.); теоретико-методологических основ психомоторного развития дошкольников на основе кинезиологических технологий (Сосуновский В.С., Мухина С.Н., Сухомлинский В.А., Бальсевич В.К.);  теоретических аспектов развития двигательных способностей, принимающихся как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека Ляха В.И.; использую основные положения идеи интеграции психомоторного и физического развития дошкольников в процессе физического воспитания (Валлон А., Попов Г.Г., Ильина Г.В., Будко Г.А., Давыдова Т.О. и др.).

Сосуновский В.С. «Актуализация психомоторного развития дошкольников 5–6 лет на основе кинезиологической образовательной технологии»

   В своей работе  использую следующие принципы:

Общие принципы образования дошкольников:

Принцип гуманизации предполагает полное признание прав воспитанника и уважения к нему в сочетании с разумной требовательностью, создание ситуации успешности, эмоциональной комфортности. 

Принцип вариативности предполагает использование различных программ физического совершенствования дошкольников в зависимости от состояния их здоровья, задач образовательного процесса, двигательных возможностей и предпочтений детей, особенностей развивающей среды дошкольного учреждения, желания родителей.

Принцип непрерывности образования дошкольников предполагает, что эффекты в проявлениях физического развития детей ожидаются не сразу, а по истечении закономерно обусловленного времени, связанного с особенностями развития организма и психики ребенка и их реакциями на нагрузки, переносимые им в процессе физического воспитания.

Принцип региональной специфики образования предполагает физическое воспитание детей с учетом климатогеографических условий и культурных традиций региона, а также этнических особенностей как одного из факторов духовного и их физического развития.

Принцип развивающего характера обучения основан на детской активности и инициативности; предусматривает вовлечение ребенка в различные виды деятельности, использование игр и упражнений. Руководствуясь принципом развивающего обучения, предлагаемые упражнения были направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а на опережающий его, что требовало от ребят приложения усилий для овладения новыми движениями.

Принцип воспитывающего обучения был направлен не только на развитие двигательных качеств, но и обязательно предусматривал решение воспитательных задач, среди которых воспитание настойчивости, смелости, выдержки и др.

Принципы организации педагогического процесса:

Принцип оздоровительной направленности физического воспитания предусматривает целесообразность проведения любого педагогического мероприятия  с позиции здоровья каждого ребенка; при введении новшеств в педагогический процесс главное правило: «Не навреди здоровью».

Принцип всестороннего развития личности предполагает, что при решении специфических задач образования дошкольников в области физической культуры решаются также задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. На любом занятии физическими упражнениями педагог должен стремиться активизировать мыслительную деятельность детей, создавать условия, в которых ребенок самостоятельно ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняются в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановки, эмоционально воспринимает музыку. Содержание занятий физическими упражнениями следует планировать так, чтобы обеспечивалось согласованное, соразмерное развитие всех физических качеств, разностороннее формирование двигательных навыков и овладение детьми специальными занятиями.

Принцип подготовки к обучению в школе осуществляется через укрепление здоровья, способствующее безболезненному переходу ребенка к систематическому обучению; обеспечение высокого уровня развития физических качеств и сформированности двигательных навыков, что поможет ребенку успешно овладеть школьной программой по физической культуре.

Принцип единства с семьей предполагает соблюдение единых требований дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, развития движений детей, распорядка дня, формирования культурно-гигиенических навыков.

Принципы построения занятий  физическими упражнениями с дошкольниками:

Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно  обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.

Принцип дифференцированного подхода построен с учетом заострения внимания на особенностях каждого ребенка, с учетом его возраста, состояния здоровья, способностей и умений.

Принцип последовательности связан с принципами системности и проблемности. Заключается в повторяемости выполнения усвоенных физических упражнений и познание нового на следующем этапе развития, т.к. в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип доступности обучения – предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольника. Соблюдая принцип доступности и посильности обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способности каждого ребенка.

Принцип системности. Системность проявляется и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями, в одновременной реализации детским садом здоровьесберегающих технологий.

Принцип сознательности и активности предполагал использование в работе с детьми методов формирования сознания и стимулирования, среди которых пояснение, рассказ, похвала, что способствовало формированию сознательного отношения детей к предлагаемым упражнениям, увеличивало прочность их усвоения, проявлению самостоятельности, инициативы.

Принцип наглядности позволяет успешно формировать у детей многообразные представления об осваиваемых движениях, их ритмическом рисунке, пространственных, временных и динамических характеристиках, рациональной технике и тактике двигательных действий.

Принцип интеграции предполагает тесное сотрудничество всех педагогов дошкольного учреждения и рассматривается с разных точек зрения: необходимости слияния физического развития с различными видами детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Деятельность руководителя физического воспитания ДОУ в условиях перехода на ФГОС ДО"

В данной презентации представлены формы организации физкультурно-оздоровительной работы руководителя физического воспитания с детьми дошкольного возраста в условиях перехода на Федеральный государстве...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...

Ссылки на нормативные основы педагогической деятельности руководителя физического воспитания

Ссылки на нормативные основы педагогической деятельности руководителя физического воспитания...