Симонович А. С. Идея обучения и воспитания в дошкольных учреждениях
занимательные факты

Сидорова Лариса Ивановна

Мало кто задумывался о происхождении дошкольных заведений и для чего они были созданы…

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Симонович А. С. Идея обучения и воспитания в дошкольных учреждениях»

 «Умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же
искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле,
хорошо писать картины».
А. С. Макаренко
.

Мало кто задумывался о происхождении дошкольных заведений и для чего они были создан. В историческом развитии детские сады прошли путь от приютов до современных многофункциональных воспитательно-образовательных учреждений, статус которых устанавливается с введением новых программных документов.

История российского дошкольного образования начинается с имени Аделаиды Симонович, основательницы первого отечественного детского сада.

Аделаида Семеновна родилась в Москве в 1844 году. Она закончила пятиклассную школу, а потом занималась самостоятельно и сдала экзамен на звание домашней учительницы, этого ей казалось недостаточно, и она пыталась получить разрешение посещать лекции в Московском университете. Аделаиде Семеновне отказали и, как сообщают биографы, Симонович ничего не оставалось делать, как поехать учиться в Швейцарию. Швейцарские университеты в то время уже принимали женщин. В период своей швейцарской жизни супруги Симоновичи познакомились с системой дошкольного воспитания Фридриха Фребеля и этот факт положил начало истории российских детских садов [1, С. 32].

Вернувшись в Петербург в 1866 году, Аделаида Семеновна при поддержке своего мужа открыла первый в истории России детский сад. Одновременно супруги Симоновичи стали издавать журнал «Детский сад», посвященный вопросам дошкольного воспитания. Через четыре года Симоновичи по семейным обстоятельствам переселились в Тифлис и там тоже открыли детский сад, на этот раз «интернациональный». Его посещали русские, армянские и грузинские дети.

Этот детский сад просуществовал шесть лет. Затем Симоновичи снова вернулись в Петербург, где муж Аделаиды получил место врача детской больницы [2, С. 122-125].

Организация детских яслей – это тоже начинание Симонович. После смерти мужа Аделаида Семеновна поселилась в имении своего зятя в Тверской губернии и стала преподавать в Калачаевской сельской школе. Летом, когда школа не работала, Симонович устраивала в школьном помещении ясли и дошкольную площадку.

Итогом педагогической деятельности Аделаиды Симонович стала книга «Детский сад», в основу которой легли материалы когда-то издаваемого ею журнала. Умерла Аделаида Симонович в 1933 году, в возрасте 90 лет [3, С. 200-203].

Педагогические идеи А.С. Симонович

Деятельность А. С. Симонович оказала положительное влияние на развитие русской дошкольной педагогики, она делила педагогику, как науку, на теоретическую, определяющую цель, задачи и сущность процесса воспитания, и на практическую, как искусство, цель которого, по её словам, поставить ребенка в наиболее выгодную среду для развития его индивидуальности [4, С.254].

А. С. Симонович правильно указывала, что воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей и что для правильного её выполнения требуются соответствующая обстановка и надлежащие материальные условия жизни, а также хотя бы элементарное знание родителями педагогической науки. А. С. Симонович считала, что воспитание детей до школы должно протекать дома и в детском саду [4, С. 256].

Аделаиды Симонович в своей книге писала, что до 3 лет дети должны получать воспитание в семье при активном участии матери, а в возрасте от 3 до 8 лет должен поcещать детский сад [4, С. 256-257]. Рассматривая детский сад как «связывающее звено между семьей и школой», она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По её мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе.

Воспитательная работа в детском саду

В отличие от многих педагогов второй половины XIX века, А. С. Симонович хорошо понимала важность планомерной и систематической работы с детьми, поэтому в своих дошкольных учреждениях считала обязательным составление воспитательно-образовательного плана.

Необходимыми требованиями организации всей работы детского сада А.С. Симонович считала следующие:

  1. работа садовницы с детьми 5-7 лет должна протекать по недельному расписанию;
  2. занятия в элементарном классе должны приближаться к школьно-урочной форме (предметные уроки);
  3. необходимо ввести разнообразное применение методов и приемов, а также обязательное чередование игр и занятий;
  4. порядок и содержание занятий должны согласовываться с сезонными явлениями природы (принцип сезонности) [5, С. 264-266].

Самое пристальное внимание А.С. Симонович уделяла развитию речи детей дошкольного возраста, полагая, что родной язык является не только средством умственного развития, но и нравственного становления личности.. Для развития речи детей в детском саду А.С. Симонович использовались занятия по рассматриванию раскрашенных картинок и рассказывание по их содержанию. Вводились также коротенькие рассказы руководительницы на разные темы, доступные пониманию детей младших групп [5, С. 267].

А. С. Симонович уделяла большое внимание вопросам внутренней организации детского сада. Она считала, что взаимоотношения детей между собою и воспитателя с детьми в детском саду должны строиться по образцу семейных отношений. К личности воспитателя детского сада она предъявляла высокие требования. «Детская садовница, – писала Симонович, – образованное лицо, преданное воспитанию детей; она должна быть энергична, бодра, свежа, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива. Она должна знать природу детей и различное ее проявление в жизни. Энергичная, неутомимая, изобретательная воспитательница придаёт детскому саду свежий колорит и поддерживает в нём неиссякаемую весёлую деятельность». Несомненно, личность воспитателя задаёт тон всему учреждению [6, С. 211-213].

Воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей, обстановку, которая окружает ребёнка в семье, создавать в детском саду такие условия, чтобы дети «жили полной жизнью и готовились «к жизни в обществе», чтобы у них развивалось чувство товарищества, дружелюбия, уважения к другим и т. д. Главными средствами в развитии чувства товарищества и дружелюбия Симонович считала игры и занятия детей.

В детском саду А. С. Симонович всё было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе. Так, А. С. Симонович считала, что музыка должна выполнять иллюстрирующую функцию к занятиям. Например, при проведении занятий по «Родиноведению» нужно исполнят песни о погоде, в физкультурных занятиях использовать игры-забавы и игры с пением. Наиболее заметный вклад внесла А. Симонович в вопрос проведения детских праздников. Она признавала их педагогическую целесообразность при выполнении ряда требований: праздники должны оставлять глубокое впечатление, развивать чувство коллективизма, детям необходимо видеть красивое сочетание цветов, слушать прекрасную музыку, вся организация праздников призвана возбуждать в них самое доброе и хорошее [3, С. 445].

Следуя идее народности воспитания К. Д. Ушинского, Симоновичи стремились приспособить содержание работы детского сада к русским условиям. Они ввели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопровождались русскими народными песнями. Изменились и строительные занятия: старшие дети строили избу из заранее подготовленных небольших бревен (крупный строительный материал) и затем играли в этой избе.

В младшей группе детского сада с детьми трех-четырехлетнего возраста А. С. Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими. Симонович заметила, что малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать, устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят играть с куклами (индивидуально или группами в 2-3 человека). Она заметила также, что у детей этого возраста нет еще устойчивых интересов в играх и занятиях: почти все они очень подвижны, а больше всего их интересует лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец. А. С. Симонович пришла к выводу, что в детском саду надо иметь достаточный запас различных материалов для детской деятельности, что детей с раннего возраста надо приучать к дружелюбию, к уступчивости и взаимопомощи [4, С. 260].

Занятия в старшей группе, с пяти-шестилетними детьми имели природоведческий уклон. Я. М. Симонович проводил понятные детям физические опыты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т. д., во время которых дети наблюдали природу, изменения, происходящие в ней. Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием разных предметов – растений, камешков и т. п. На последующих занятиях Я. М. Симонович читал детям статейки и рассказы, которые углубляли полученные ими знания. Весной, летом и осенью дети работали в саду. Они сажали цветы, выращивали некоторые овощи, наблюдали за обитателями сада – птицами, насекомыми, мышами и т. д., изучали их повадки. Я. М. Симонович организовывал также с детьми экскурсии в ближайшие мастерские (сапожную, слесарную и др.), рассказывал им о родине.

Характерной особенностью детского сада Симонович было отсутствие в нем религиозного воспитания детей. В журнале «Детский сад» не было напечатано ни одной статьи на религиозные темы. Из-за недостатка средств в 1869 г. детский сад был закрыт, а издание журнала «Детский сад» передано в другие руки.

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время изменилась и система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду – «детский сад» добавились новые – детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных – для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. В дошкольном возрасте у детей находятся в стадии становления физические и психические функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его творческое начало, широкая сфера интересов и др., и в связи с этим неправомерно выделение той или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по отношению к дошкольнику и нарушает право ребенка на разносторонность и целостность развития.

Список литературы:

  1. Плеханов, А. Теоретик и практик дошкольного воспитания в России (А. С Симонович) // Дошкольное воспитание. – 1984. – № 9. – С. 30-38.
  2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
  3. История дошкольной педагогики в России / Под ред. С. Ф. Егорова. – М.: Академия. – 1999. – 721 с.
  4. Симонович, А. С. Что такое детский сад? Кто может быть воспитателем? Внутренняя организация детского сада // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; под ред. С.Ф. Егорова. – М. –  1999. – С. 253-261.
  5. Симонович, А.С. Какою свободою должны дети пользоваться в детском саду; Связь детского сада со школою // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. СВ. Лыков, Л.М. Волобуева; под ред. С.Ф. Егорова. – М. – 1999. –  С. 264-271.
  6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. – 1999. – 524 с.
  7. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка // Собран. Соч. – Т. 5. – М. – 1949. – С. 269-272.
  8. История дошкольной педагогики / под ред. Л. Н. Литвина. – М., 1989. – 345 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Опыт работы: " Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении"

Для того, чтобы было легко жить       с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, чтотебя разъединяет с ним...

«Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении»

Для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции....

Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.Мир «особого» ребенка необычен  и красив.Неуклюж, порою странен, добродушен и открытМир «особого» ребенка. Иногда он н...

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта....

Идея нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических взглядах К.Д. Ушинского

В статье рассматривается понятие патриотического воспитания, как проявление нравственности и социальный заказ народа современному образованию; нравственность как фактор жизнеспособности личности и общ...