Идея нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических взглядах К.Д. Ушинского
статья (средняя группа)

Салимон Маргарита Анатольевна

В статье рассматривается понятие патриотического воспитания, как проявление нравственности и социальный заказ народа современному образованию; нравственность как фактор жизнеспособности личности и общества, а также ориентир патриотического воспитания дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Идея нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических взглядах К.Д. Ушинского

Салимон М.А.

Воспитатель

МБДОУ №65

г. Чита

Забайкальский край

Аннотация. В статье рассматривается понятие патриотического воспитания, как проявление нравственности и социальный заказ народа современному образованию; нравственность как фактор жизнеспособности личности и общества, а также ориентир патриотического воспитания дошкольника.

Ключевые слова: нравственность, патриотическое воспитание, народность

The idea of moral and patriotic education of preschool children in the pedagogical views of K.D. Ushinsky

Salimon M.A.

Educator

MBDOU No. 65

Chita

Trans - Baikal Territory

The article deals with the concept of patriotic education as a manifestation of morality and the social order of the people to modern education; morality as a factor of the viability of the individual and society, as well as a landmark of patriotic education of preschool children.

 Key words: morality, patriotic education, nationality.

 «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

К.Д. Ушинский

Сегодня, как никогда важную роль в развитии всего нашей страны играет возрождение патриотического воспитания. В связи с этим повышается значение интеллектуального, духовно-нравственного развития личности ребенка.  Поэтому основной задачей воспитания сегодня в работе с подрастающим поколением является работа по формированию нравственности, патриотизма личности обучаемого, которая необходима для современной жизни.

Константин Дмитриевич Ушинский является известным педагогом, создателем основ Русской педагогики.

Неоспорима огромная роль в развитии идей нравственного, патриотического воспитания К.Д. Ушинского. Многие его теории о нравственном формировании личности имеют важное значение как в отечественной, так и в мировой науке. Его вклад в развитие дошкольного воспитания в России велик. В основу педагогической системы Ушинского положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения необходимо чтобы происходило непременно из условий исторического развития, насущных нужд и запросов самого народа. Народность, по заключениям Ушинского, выражается в проявлении уважения к собственному национальному языку, истории своего государства. Ушинский считал народность качественной характеристикой российской самобытности, отражающей специфику национального бытия. Именно такое воспитание, основанное на народности, по его мнению, и должно воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, внушать с малых лет национальную гордость.

Изучая системы воспитания разных стран, К.Д. Ушинский сделал вывод о том, что специфика системы нравственных ценностей того или другого народа носит далеко неслучайный характер и не в коем случае не зависит от случайных обстоятельств. Она непременно «выходит из более глубокого источника: из той особенной идеи о воспитании, которая составилась у каждого народа». Он был противником заимствования систем воспитания других народов т.к. считал что механическое перенесение системы образования одной страны в другую не может привести к нравственному результату. А главной задачей национального воспитания, по мнению Ушинского, является то, чтобы, опираясь на народный характер, найти способ воплощения нравственного идеала в конкретном человеке.

«Воспитание, - писал К. Д. Ушинский, - если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Нравственное воспитание он определял в качестве ценностного ориентира патриотического становления личности человека. Важнейшее место в преподавании знаний он отводил развитию именно нравственных начал в детях. Личные качества он превозносил как нечто более ценное, нежели чем наличие знаний в голове. Кроме того, в развитие таких понятий как нравственность, он вкладывал усвоение детьми дисциплины, гуманности, старательности. Отмечал он и чувство собственного достоинства, скромность.

Также, К. Д. Ушинский отмечал, что только созданная народом или основанная на народных истоках педагогическая система воспитания может иметь действенную силу и может воспитать истинного патриота. Он исходил из того, что воспитание, его характер и цели находятся в тесной взаимосвязи и зависимости от общества в целом. “Идеал у каждого народа соответствует его характеру, определяется общественной жизнью, развивается вместе с его развитием...”. Человек должен воспитываться для общества, считал Ушинский.

Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, через знакомство с произведениями устного народного творчества. Главную роль здесь он отдавал русским народным сказкам, особо подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. Большое значение в первоначальном привитии любви к родному языку, как части народной культуры, а значит и патриотического начала в подрастающем поколении, К.Д. Ушинский придавал таким произведениям русского народного творчества, как — пословицы, прибаутки и загадки. Русские пословицы, как он по праву считал, остаются простыми по форме и выражению, но вместе с тем глубокими по содержанию произведениями, отражающими взгляды и представления народа — народную мудрость. Загадки всегда доставляют, по его мнению, уму ребенка особое полезное упражнение, так как делают беседу интересной, оживляя ее. Поговорки, прибаутки, потешки и скороговорки – это весь тот русский народный фольклор, который помогает развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.

К.Д. Ушинский давал ценные пояснения по улучшению воспитательной работы детских садов, которые впоследствии вошли в фонд русской дошкольной педагогики второй половины XIX в., «- надо давать им (детям) больше свободного времени для самостоятельной деятельности; непременно предоставлять ребенку в детском саду возможность временно уединиться, чтобы он мог проявить свою самостоятельность в том или ином виде деятельности», - говорил он о дошкольном воспитании, выступая решительно против “сидячих занятий” и формально систематизированными дидактическими играми.

Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту глубоко нравственную, воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на ложных идеях или заимствованных у другого народа”, — писал Ушинский. Константин Дмитриевич доказал в своих работах, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях те идеалы и психологические черты, моральные качества, которые становятся основой развития патриотизма, национальной гордости.

Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. “Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью.

Итак, идеи патриотического воспитания К.Д. Ушинского остаются актуальными в современных условиях. Мысли К. Д. Ушинского о национальном характере воспитания не утратили своего значения и по сей день. Они особенно важны с точки зрения необходимости воссоздания в России прочных духовных основ и ценностей. Проблема формирования патриотизма дошкольников – одна из наиболее серьезных и важных социальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашего общества.

Список литературы:

1. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского / Н. К. Гончаров. – М.: Центр, 2018. – 415 с.

2. Латышина Д. И. История педагогики / Д.И. Латышева. – М.: Просвещение, 2002. – 442 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 16 изд. испр. – М.: Рус. яз., 1984. – 797 с.

4. Перминова Л. М. Немеркнущий свет идей К. Д. Ушинского / Л. М. Перминов // Педагогика. – 2018. - № 2. – С. 90 – 95.

4. Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского//Педагогика. № 4. 2004 г.

5. Ташбаев Н. Н., Товарищева Ф. Д. Реализация идей патриотического воспитания К.Д. Ушинского в современной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 30. – С. 330–335. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56650.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков»

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....