Запоминаем вместе.
картотека (старшая группа) по теме

Симонова  Екатерина Александровна

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Запоминаем вместе.


Цель: развитие памяти у детей дошкольного возраста.  


Память-это процесс, который выполняет функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения.  

Произвольная и непроизвольная память

Существует такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуальной деятельности. В зависимости от целей деятельности память делят на-  непроизвольную и произвольную.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой 2 последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.

Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять.  Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений. 
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:

Игра «Рассказываем сказку».
Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания. 
Возраст: 5 лет и старше
1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке. 
2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают. 

Упражнение "Запоминаем слова"
Цель: развитие слуховой механической памяти
Возраст: с 4 лет и старше
Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести. 
Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка. 

Упражнение "10 цифр"
Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. 
Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5

Игра «Гуляем по лесу».
Цель: развитие зрительной памяти; 
Возраст: с 5 лет. 
Представь, что мы в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я пропустила. Итак: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка. 
Задание № 1: назови всех птиц, каких ты знаешь
Задание № 2: картинка убирается. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры. 

Игра «Запахи и звуки»
Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти. 
Возраст: с 5 лет. 
Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем? 

Игра «Вкус и запах»
Цель: развитие обонятельной памяти. 
Возраст: с 5 лет. 
Задание № 1: Представь лимон. 
Каков он на вкус? 
Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом. 
Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? 
Задание № 2: нарисуй лимон. 
Задание № 3: представь апельсин. 
Каков он на вкус? 
Вспомни, как пахнет апельсин. 
Какого цвета апельсин? 
Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь? 
Задание № 4: нарисуй апельсин
Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи. 

Игра «Загадки»
Цель: развитие слуховой памяти
Возраст: с 5 лет. 
Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать. 
Внимание! Что за зверь лесной?
Встал, как столбик под сосной? 
И стоит среди травы, 
Уши больше головы (заяц) 
Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца. 
Задание №2: Вспомни и повтори загадку? 

Игра «Видеоскоп».
Цель: развитие произвольной зрительной памяти
Возраст: с 5 лет. 
Дети сидят в кругу. По кругу передается одна за другой 1 – 2 (позже более) открыток. Примерно через каждые 10 секунд, педагог дает сигнал (хлопок) и дети передают своему соседу справа открытку и получают другую. Когда открытки прошли по кругу 2 -3 раза их откладывают в сторону. Попросите детей вспомнить и рассказать, что изображено на 1-ой открытки и так далее. Остальные добавляют, то, что кто-то забыл. 


Игра «Опиши предмет»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти. 
Возраст: с 5 лет. 
1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать. 
2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал) 


Игра «Пересказ по кругу»
Цель: развитие слухового запоминания
Возраст: с 5 лет. 
Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки
Игра в слова
Цель: развитие слуховой памяти
Возраст: с 5 лет. 
Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание! 
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка. 
Задание 1: назови слова, которые ты запомнил. 
Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов. 
Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

Игра «Вспомни пару».
Цель: развитие смысловой памяти
Возраст: с 5 лет. 
Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем, прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары. 
1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер. 
2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море. 

Игра «Пары картинок».
Цель: развитие смысловой памяти
Возраст: с 5 лет. 
Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин. Уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки назвал те которые убраны. 

Игра «Слушай и исполняй»
Цель: развитие двигательной памяти. 
Возраст: с 4 лет. 
Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы. 

Игра «Пара слов».
Цель: развитие смысловой памяти
Возраст: с 5 лет. 
Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями. 

Упражнение «Осень».
Цель: развитие смыслового запоминания
Возраст: с 5 лет. 
Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении. 
Миновало лето
Осень наступила, 
На полях и в рощах
Пусто и уныло
Птички улетели, 
Стали дни короче. 
Солнышко не видно, 
Темны, темны ночи. 
После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается. 

Игра «Магазин»
Цель: развитие слуховой памяти
Возраст: с 4 лет. 
Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребенок путает или не запоминает буквы

Даны рекомендации родителям, как помочь детям в игровой форме быстрее запоминать буквы....

Так учить легко! Видим, слышим, запоминаем.

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ.  УЧИМ СТИХОТОРЕНИЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ....

Консультация для воспитателей "Ты - мне, я - тебе" (учимся запоминать стихи).

Замечательно, если человек владеет красивой образной речью и при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. "Какая речь! Какая память!" - восхищаются окружающ...

Запоминаем цифры

и4—5 летние дети знают еще не все цифры, а называют или “узнают” лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Ча...

Запоминаем цифры

4—5 летние дети знают еще не все цифры, а называют или “узнают” лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Час...

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)...

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)...