Классификация и особенности организации театрализованных игр с дошкольниками
методическая разработка (старшая группа) на тему

Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения его в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности,  научит ребенка не только видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное  и  доброе,  но  и    поможет  ребенку  развиваться  всесторонне  и   подготовиться к успешному обучению в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классификация и особенности организации театрализованных игр с дошкольниками

Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами[2].

Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.

Театрализованная игра, как один из видов игр, является эффективным средством и социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Существует множественность точек зрения на классификацию театрализованных игр.

Рассмотрим классификацию, которую предлагают Л. В.  Куцакова  и  С. И.  Мерзлякова (Примерная программа для ДОО «Росинка») [4]. 

1.  Кукольный театр – форма развития и гармонизации личности ребенка сопровождающая использованием разного вида кукол:

    -  настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на        кружках, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

-  театр  на  руке  (пальчиковый,  картинки  на  руке,  варежковый,

перчаточный, теней);

-  верховые куклы ( бибабо, штоковые, на ложках, тростевые);

-  напольные куклы (марионетки, конусный театр);

-театр  живой  куклы  (маски,  платковые)  и  театр  актера(театр  с

 «       живой куклой», ростовые, люди-куклы);

-стендовый  театр  (теневой,  магнитный  стендовый,  стенд-книжка,

фланелеграф) .

  1. Игры – драматизации – игры, в которых ребенок-артиситсамостоятельно    создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Производит собственные действия в ходе исполнения ролей.

Игры-драматизации:

-инсценированиепотешек;

-инсценирование сказок;

-творчество детей;

-инсценирование песенок;

-инсценирование небольшого литературного текста.

3. Игры - спектакли:

-драматический спектакль;

-музыкально-драматический спектакль;

-детская опера;

-спектакль на хореографической основе;

-спектакль ритмопластики;

-пантомимика;

-мюзикл.

4. Театральное действие:

-праздники;

-развлечения;

-театральные шоу.

По классификации Л. С. Фурминой, театрализованные игры – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Театрализованные игры, по Л. С. Фурминой, принимает две формы: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Первые игры (предметные) – это различные виды кукольного театра; вторые игры (непредметные) – это игры-драматизации [25].

Театрализованную игру исследователь Л. В. Артёмова делит на две группы: игры-драматизации и режиссёрские [1].

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)

В ряде исследований театрализованные игры делятся по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.

Н. А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на театрализованные игры, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками [6].

Дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам. В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством.

Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

    Общеизвестно, что театр – это средство  эмоционально-эстетического воспитания  детей  в  детском  саду. Организация  музыкально-театрализованной  деятельности  в  ДОО  помогает  совершенствовать,  разнообразить  работу  по музыкальному  воспитанию  дошкольников.  Более  того,  театрализованные игры  дошкольников  служат  основой    интеграции  содержания дошкольного образования  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС ДО,    создает условия  для  развития  творческой  активности  детей,  позволяет  формировать опыт  социальных  навыков  поведения,  создает  благоприятный  микроклимат  и способствует самореализации каждого ребенка.

Театрализованная игра в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия. В совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Театрализованную игру можно использовать во всех образовательных областях, представляющих определенные направления развития и образования детей в ДОО.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Образовательная область «Речевое развитие»:

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Образовательная область «Физическое развитие»:

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

  Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду.

         Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Л. С. Фурминой и другими, было установлено[8]:

1) Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры–драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

2) Дети пятого года жизни в процессе театрализованной игры активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно - образной выразительности.

3) В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

Н. С. Карпинской была разработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях:

на первом – дети коллективно воспроизводят текст сказки;

на втором – предлагается одному ребенку читать за всех персонажей сказки;

на третьем – детям предлагается выполнить ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т. п.);

на четвертом – осуществляется чтение сказки по ролям и т. п.[3].

          При разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали большое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные методические приемы:

• самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами;

• предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей – Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок;

• предоставить возможность для выполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое[5].

        В образовательном процессе детского сада педагогический театр знакомит детей с серией постановок. Составляется программа выступлений детей и взрослых в спектаклях. В течение нескольких лет пребывания в детском саду ребенок воспринимает различные виды театра кукольного и драматического, разнообразное содержание спектаклей, оригинальные сценические решения. Все это обогащает художественное восприятие, оно формируется как активный творческий процесс, в результате которого развивается образное мышление, воображение, проявляются художественные наклонности детей.  

Формы  организации  театрализованных игр  разнообразны  и вариативны. Это самостоятельная деятельность детей и совместная деятельность детей и взрослых, театрализованные игры в повседневной жизни, на праздниках и развлечениях, мини-игры на музыкальных занятиях, игры в кукольный театр, театральные игры, игры-драматизации, спектакли, театрализованное действие на праздниках, развлечениях, досугах, различные формы работы с родителями.

    На музыкальных занятиях используются:

- Игры-приветствия, которые создают эмоциональный  настрой и

направлены на развитие мимики, жестов. Например,

«Побежали ножки по узеньким дорожкам»,

«Всем, кто рядом «Здравствуй!» говори и руку протяни!».

- Дыхательные  упражнения, которые способствуют  развитию  регулируемого дыхания, формированию певческих навыков, развитию речи.

Например, игра «Тряпичная кукла». Выполняется стоя: вдох –руки вверх в «Замок», выдох – бросок  вправо, влево, вперёд.

Ирга «Каша  кипит». Выполняется сидя, одна  рука  на  животе,  другая  на  груди:  при  выдохе громко произносить «ф-ф-ф».

Игра «Комарик». Выполняется стоя, руки в стороны: на выдохе «З-з-з» на одном дыхании,  руки сводить, в конце «комарик» прихлопывается.

- Артикуляционные упражнения, которые активизируют работу артикуляционного аппарата, дают ощущение «губы, зубы, язык, челюсти».

Например, игра «Поцелуйчик»: на «раз»- поцелуйчик, на «два» - улыбка, на показывая зубов.

Игра «Рожицы»: поднять  одну  бровь,  две,  раздуть  ноздри,  надуть  щёки,  надеть маску «льва», «грустной мартышки»…

-Пальчиковые  упражнения  направлены  на  владение  телом,

скоординированность речи и движения, развитие интонации.

«Снег», «Коза», «Домик в лесу»

- Ритмопластические  упражнения  способствуют  выразительности

телодвижений, раскрепощению ребёнка.

Например, «Разогрев»:  работают пальцы,  кисти,  предплечья,  плечи. Движение осуществляется в  одну  сторону, затем в  другую, вместе и расслабление.

Игра «Волшебная корзинка»: в нее необходимо положить всё, что встретить  в лесу, саду, море и т.д.

- Этюды на создание образа развивают наблюдательность и фантазию. Например, игра «Походка».  Необходимо показать,  как  ходит  маленькая  девочка  в  хорошем  настроении, как мама идёт с работы, старик с клюкой, ребёнок, который учится ходить и т.д. Например,

«Вот идёт петушок, поднял красный гребешок.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

Уточка вразвалочку идёт, своих деток ведёт».

Активное слушание музыки также предполагает  передачу  через  пантомиму  движение музыкального образа и образные ассоциации, которые она вызывает.

 Участие в процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.  

Развитие театральной деятельности с использованием театрализованных игр и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия в этом процессе родителей.    

Объединение  педагогов,  детей  и родителей  в  совместной  работе  по  приобщению  к  миру  театра  позволяет совершенствовать  педагогическую  подготовленность  родителей  в  вопросах воспитания собственных детей.  Проведение досугов, тематических вечеров, в которых  родители  и  дети  являются  равноправными  участниками,  бесед, консультаций,  подготовка  костюмов,  совместные  поездки  и  подготовка  к выступлениям,  участие  в  праздниках  и  утренниках  способствует  расширению сотрудничества семьи и детского сада.  

Родители могут исполнять роли, принимать  участие  в  изготовлении  декорации,  костюмов  и  т.  д.  Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства  гордости  за  родителей,  которые  участвуют  в театрализованных постановках.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.                                                                                                                                                                                                                                                                                

Театрализованная игра по одному литературному (фольклорному) тексту – формирование положительного отношения детей к театрализованным играм вообще.

Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. [7].

Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро». Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок.  Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Н. Толстого, И. А. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. М. Зощенко, Н. Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга.

Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как «умного, доброго советчика».

Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и само выражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.

Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.

Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

Согласно принципу «импровизационности», театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

Первый этап: посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения. В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.

Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.

Предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.

Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер». Данная цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.

Таким образом, говоря о классификации и особенностях организации театрализованных игр с дошкольниками, можно утверждать, что их классификация многообразна и зависит от формы, содержания. Существует деление театрализованных игр на сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами; игры – драматизации и режиссёрские игры. Формы  организации  театрализованных игр  также разнообразны  и вариативны: это самостоятельная деятельность детей и совместная деятельность детей и взрослых; театрализованные игры в повседневной жизни, на праздниках и развлечениях; мини-игры на музыкальных занятиях, игры в кукольный театр, театральные игры, игры-драматизации, спектакли, театрализованное действие на праздниках, развлечениях, досугах, различные формы работы с родителями.

Особенностью организации театрализованных игр является то, что    педагогам и родителям необходимо создавать условия для развития активности детей в театрализованных играх: поощрять исполнительское творчество во время игр, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации; обеспечить взаимосвязь театрализованной игры с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе; создавать условия для совершенствования театрализованной игры детей и взрослых.

Организованная таким образом деятельность педагогического коллектива и участие в ней родителей будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения его в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности,  научит ребенка не только видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное  и  доброе,  но  и    поможет  ребенку  развиваться  всесторонне  и   подготовиться к успешному обучению в школе.

Список литературы

1.  Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] /Л. В. Артемова. — М.: Просвещение, 1991. - 301 с.

2. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст]: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н.Ф. Губанова. – М.:ВАКО, 2011. – 256 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)

3. Доронова, Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности [Текст] / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2011. - №2. - С. 10-12.

4. Куцакова, Л. В., Мерзлякова, С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого [Текст]:  программно -методическое пособие / Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова. - М.: ВЛАДОС, 2004.- (Программа «Росинка»).

5. Маханева, М. Д. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] / М. Д. Маханева // Дошкольное воспитание. - 2012. -  N11.- С.45-48

6.        Реуцкая, Н. А. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Н. А.  Реуцкая // Игра дошкольника /Под ред. С. Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 2011. - 312 с.

7. Улашенко, Н. Б. Организация театрализованной деятельности [Текст]: старшая группа / Н. Б. Улашенко. -  Издательство: Корифей, 2009. -  112с.

8. Фурмина, Я. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972. — С.87–99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Особенности организации театрализованных игр с детьми с ОВЗ".

В статье рассказывается об организации театрализованных игр и представлен фрагмент игры. Игра раскрывает творческие возможности и формирует положительные качества личности,что способствует гармонизаци...

Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте

В работе рассмотрены понятия эстетичсекого воспитания, формы организации театрализованной деятельности для старшего дошкольного возраста....

Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками...

Особенности организации театрализованной деятельности в подготовительной группе

История появления детских театров,Детское творчество в театралезованной деятельности. Театралезованные игры в развитии детского творчества. Виды театров....

Особенности организации театрализованное деятельности в работе с младшими дошкольниками.

Автором представлен доклад к методобьединению по младшим до школьникам....

Особенности организации театрализованной деятельности с детьми, имеющими речевые наручения

Театр понятен, доступен и интересен каждому малышу. С его помощью ребёнок быстрее, и самое главное, без лишнего напряжения раскрывается и совершенствует свою речь....

Классификация и особенности организации театрализованных игр с дошкольниками

Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной темат...