сущность гражданского воспитания
учебно-методический материал на тему

Садырина Наталья Петровна

сущность гражданского воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glava_2_grazhdanskoe_vospitanie.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

1 Сущность гражданского воспитания обучающихся

Гражданин – это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отношений: личность – государство, государственные структуры, личность – общество, общественные институты, личность – другие граждане. Посредством этих отношений личность принимает нравственно-правовые нормы, действует в социуме, осознанно и ответственно реализует свои права, обязанности и свободы в процессе жизнедеятельности. Современная трактовка данного понятия существенно отличается от представлений о сущности гражданина в ХХ веке. Если в советский период акцент делался на подчиненности личных интересов государственным, а вся воспитательно-образовательная деятельность школы строилась с учетом «полезности» личности для общества, то сегодня ставится задача по формированию «человека – гражданина мира без потери национальных корней», способного к самореализации в условиях поликультурного, многонационального и многоконфессионального мира.

Педагогическая деятельность по формированию гражданина охватывает все уровни учебно-воспитательного процесса современной школы и составляет сущность гражданского воспитания школьников, которое осуществляется средствами внеклассной и внешкольной работы и через содержание учебного материала при реализации воспитывающей функции обучения.

В современных условиях гражданское воспитание учащихся как направление воспитательной работы школы дополняется демократическим гражданским образованием (обучением для демократии) – специально организованной урочной деятельностью, направленной на освоение школьником социальной роли гражданина через изучение прав и обязанностей и овладение способами гражданского поведения (гражданскими компетенциями).

Теоретическими основами гражданского образования выступают положения философии, политологии, правоведения, социологии. Гражданское образование рассматривается как условие построения демократического правового государства и фактор повышения социальной стабильности общества, его устойчивого развития.

Именно поэтому гражданское образование все чаще понимается как система или модель школьного образования, имеющая два аспекта:

  1.   учебный предмет – в узком смысле понятия (обучающий аспект),
  2. в широком значении этого понятия – как надпредметная область деятельности школы, которая способствует воспитанию гражданских ценностей и способов поведения у всех участников образовательного процесса.

Понятие «образование» в данном случае понимается в двух смыслах: как процесс становления гражданина, включающий обучение и воспитание, и как результат этого процесса, представленный совокупностью гражданских качеств личности и гражданских компетенций. Поэтому основными составляющими гражданского образования школьников являются прямое обучение и воспитание, с одной стороны, и получение учащимися опыта демократической жизни, с другой.

Цель и задачи гражданского образования близки идеям и принципам педагогики мира, школы диалога культур, суть которых состоит в формировании у подрастающего поколения миротворческого мышления, ненасильственного стиля поведения, готовности жить и трудиться в поликультурном мире.

Гражданское образование следует отличать от гражданского воспитания, несмотря на то, что они имеют общую цель и носят конкретно-исторический характер. Гражданское воспитание, в первую очередь, направлено на формирование у школьников гражданственности, патриотизма, интернационализма, толерантности, ценностного отношения к глобальным проблемам современности, к явлениям социальной жизни и общественного сознания средствами внеурочной работы.

Гражданское образование – инновационное направление педагогической практики, сущность которого состоит в обучении детей ценностям и нормам жизни в условиях правовой демократии путем формирования у подрастающего поколения гражданской культуры, гражданских качеств личности и гражданских компетенций (См. таблицу 1). Оно реализуется средствами урочной и внеурочной учебной деятельности.

Цели гражданского образования:

  1. Включение школьников в освоение знаний, умений, необходимых для полноценной гражданской самореализации в демократическом обществе, формирование у них ценностно-целевых личностных установок, становление правовой и коммуникативной культуры, формирование навыков гражданского и политического участия.
  2. Приобщение к ценностям демократии будущих граждан (достоинство человека, индивидуальность, терпимость, гуманность, свобода).
  3. Приобретение будущими гражданами опыта демократической жизни.

Таблица 1. Сущность гражданского образования

Гражданское образование направлено на формирование у учащихся:

Гражданской культуры:

Гражданских качеств:

Гражданских компетенций

Сложная личностная характеристика, в структуру которой входят:

  • когнитивный компонент, который включает в себя 
  1. знание основных моральных категорий (“добро” -  “зло”, “высокое” – “низкое”, “гуманное” - “бесчеловечное”);
  2. знания законодательной базы своей страны, основных международных документов в области прав человека;
  • ценностно-ориентационный компонент, который представляет собой
  1. совокупность ценностных установок личности и
  2. способность индивида регулировать собственное поведение в соответствии с общечеловеческими ценностями (земля, отечество, семья, знания, культура, мир, человек) и ценностями демократического общества (достоинство человека, индивидуальность, терпимость, гуманность, свобода);
  • критическое мышление – способность анализировать, оценивать, обобщать и систематизировать информацию, делать компетентные выводы на основании разнообразных данных;
  • коммуникативная культура – демократический стиль общения, отказ от авторитаризма, умение доступно и аргументировано представить свои идеи, высказываться перед аудиторией, умение определять авторскую позицию, вести спор, полемику и др.;
  • социальные умения и навыки по выполнению своих прав и обязанностей, необходимых для участия в общественной жизни и самоуправлении школы, вуза, социума (навыки гражданского или политического участия).
  • гуманизм,
  • гражданственность,
  • патриотизм,
  • интернационализм,
  • толерантность,
  • чувство долга и  ответственности за свои поступки, судьбу страны и всей планеты в целом.

Совокупность умений и навыков, необходимых для жизни в поликультурном мире, который основан на принципах демократии, и стереотипов поведения, связанных с освоением основных социальных ролей (гражданин, семьянин, сосед, ученик, коллега и пр.).

По характеру делятся на две группы:

  • теоретические с преобладанием знаниевого компонента, когда учащиеся информированы о различных областях общественно-политической жизни, наиболее важных тенденциях социального развития страны и региона проживания;
  • практические, которые помогут реализовать свои потребности с учетом интересов других людей (например, в ситуации конфликта), выжить в экстремальной ситуации и т.п.

Гражданское образование решает широкий круг задач, к которым относятся:

  • подготовка подрастающего поколения к выполнению функций гражданина демократического общества – основная задача гражданского образования школьников,
  • подготовка детей к участию в демократически организованной общественной жизни,
  • подготовка учащихся к жизни в условиях многонационального, многоконфессионального, поликультурного общества,
  • подготовка школьников к самостоятельному труду и формирование у них элементарной экономической грамотности,
  • включение учащихся в органы демократического управления и самоуправления на уровне класса, школы, общественных организаций.

В педагогической практике  существуют четыре равноправные модели реализации гражданского образования:

  1. гражданское образование преподается как специфический учебный предмет с систематизированным социально-политическим, правовым содержанием («Я и мир», «Социальная практика», «Права человека», «Граждановедение», «Обществознание», «Человек и общество», «Основы правоведения», «Живое право», «Права на каждый день» и др.);
  2. в странах Западной Европы доминирует междисциплинарный, инструментальный подход – «проникающая» модель гражданского образования, при котором в содержании всех учебных дисциплин растворены материалы по граждановедению;
  3. программы по воспитанию – специально организованная поисковая и проектная внеурочная деятельность детей, имеющая специфические задачи по формированию у школьников системы гражданских ценностей, личностных качеств и т.д.
  4. гражданское образование осуществляется в форме средового воспитания, предполагающего создание в школе развивающей среды или особого климата, уклада. Реализация данного институционального подхода предполагает:
  • превращение школы в открытый социальный институт,
  • создание внутришкольного правового пространства, регулируемого органами внутреннего самоуправления через систему формальных и неформальных правовых норм и традиций с учетом возможностей их постоянного обновления,
  • изучение и поддержку общественного мнения всех участников образовательного процесса школы,
  • создание атмосферы диалога разных групп участников школьной жизни, включая родителей и т.д.

Эффективность гражданского образования учащихся достигается за счет соединения соответствующего содержания с активными методами его освоения (тренинги, ОДИ, деловые игры, дискуссии, мозговой штурм, интерактивные методики и т.д.). Кроме того, в гражданском образовании широко используются методы формирования сознания личности (беседа, диспут, пример, инструктаж, разъяснение и пр.), организации и стимулирования поведения и деятельности школьников (требования, общественное мнение, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание).

2.2.Методы и формы гражданского воспитания.

 

Воспитание юного гражданина - целостный и сложный процесс. Его нельзя подменять одним нравственным просветительством. Нельзя воспитать человека, влияя только на его сознание. Полноценное воспитание возможно на основе единства мысли и действия, убеждения и поступка, сознания и поведения.

За годы своего развития школа накопила богатейший арсенал методов, приемов, средств, гражданского воспитания. Знания и творческое использование этого богатства определяют сегодня профессиональное мастерство воспитателя – педагога.

Все эти методы воспитания можно условно сгруппировать следующим образом. [Заулошнов А. А. Методическое пособие по основам государства и права./[Текст] А. А.  Заулошнов М.: Учитель, 1996.]

Воспитание словом. Во все времена слово было главным оружием и инструментом педагога. Но если в прошлом в работе учителя преобладали слова – назидания, поучения, то сегодня средства убеждения стали гораздо разнообразнее.

Исходя из этого, учитель может использовать следующие формы:

Тематические классные часы;

Беседы;

Создание и проведение спецкурсов;

Читательские конференции по праву;

Встречи с представителями правовых культур и т. п.

Воспитание примером. Воспитание – это подражание. Растущий человек сознательно или неосознанно воспринимает окружающее в его реальности (в литературе, кино), образцы характеров, поведения, отношений.

Здесь можно отметить и пример семьи, сверстников, других школьников. Это можно провести в таких формах:

Познакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей;

Посетить воинские части;

Посещение музеев школьных или городских (краеведческих, исторических);

Встретится с ветеранами Великой Отечественной войны (если нет такой возможности, то можно рассказать о жизни солдат во время 1 и 2 мировых войн).

Привести личный пример педагога.

Воспитание делом. Оно неотрывно от воспитания словом. Включение школьников в разнообразную общественную деятельность создает благоприятные условия для процесса социализации личности, приводит к активному опыту гражданского поведения. Важно, чтобы этот опыт не замыкался на школе, чтобы ребята в своих делах выходили на окружающую социальную среду, т. к. может произойти, отрыв от реальной действительности.

Оно может принимать такие формы:

Упражнения детей в нравственном и правовом поведении;

Общественно - полезный труд;

Участие в работе детских объединений и организаций и т. д.

Воспитание ситуацией. Жизнь школьника – это непрерывная цепь ситуаций. Многие возникают стихийно, непредвиденно, многие моделируются педагогом, воспитательным коллективом. Чем больше ситуаций нравственного выбора, требующих гражданского поступка, тем лучше. Работа с ситуацией непроста. Педагог должен быть готов к неожиданностям, мгновенной реакции. В этом случае важна способность ориентироваться в обстановке, «рассчитывать варианты», анализировать состояние и поведение воспитанника.

Воспитание игрой. Этот путь подсказывается опытом самих детей. Они всегда придумывают игры остросоциального содержания («в космонавтов», «в войну»). Главная сила воспитательного воздействия игр состоит в их ролевой природе.

Можно выбрать такие формы воспитания:

Конкурсы, викторины;

Создание ситуаций, в которых дети сами должны предугадать дальнейшее свое действие.

Использование эффекта игры дает в руки педагога богатые возможности неформального воздействия на сферу гражданских чувств современного школьника. В этом случае воспитатель становится автором ролевых игр, но от этого дело воспитания выигрывает.

Становление у учащихся гражданских свойств личности происходит под воздействием многочисленных влияний – семьи, микросоциума, городской (сельской) среды, средств массовой информации, школы, учреждений дополнительного образования.

Однако школа обладает реальными возможностями создать целостную систему гражданского воспитания, охватывающую как классно - урочный учебный процесс, так и внеурочные формы воспитания.

Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы естественно – научного цикла. Прежде всего это история, окружающий мир. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Воспитание осуществляется в процессе обучения.

На первый план выходит личная гражданская убежденность учителя, его искренность, учет возраста детей, их эмоционального состояния, конкретной ситуации. Умение «глаголом жечь сердца людей» - одно из верных средств, обеспечивающих успехи гражданского воспитания.

Таким образом, зная цели, задачи, содержание, методы и формы гражданского воспитания, педагог может вести целенаправленную работу гражданского воспитания обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте

quot;Нравственное воспитание" - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих...

Тестирование на тему: " Содержание и сущность эстетического воспитания школьников"

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное....

Сущность коррекционного воспитания

Инклюзия входит в нашу жизнь. Как педагогам  правильно принять и работать с детьми, требущих особенного подхода......

Сущность эстетического воспитания

Эстетическое воспитание -  целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъект...

Проблема цели и сущности нравственного воспитания в истории европейской классической педагогики

В статье представлены цель, методы, формы и средства нравственного воспитания педагогов Ян Амос Коменский, Джон  Локк, Жан Жак Руссо, Иоанн Генрих Песталоцци, Адольф Дистерверг, Иоганн Фридрих Ге...

Сущность гармоничного воспитания личности ребенка раннего и дошкольного возраста

Суть гармоничного образования ребенка в раннем и дошкольном возрасте вращается вокруг содействия целостному развитию в различных областях, включая когнитивные, социальные, эмоциональные, физические и ...


 

Комментарии

Белых Светлана Вениаминовна

Очень хороший и нужный учебный материал! Спасибо за публикацию