Проблема цели и сущности нравственного воспитания в истории европейской классической педагогики
статья

Левина Анастасия Владимировна

В статье представлены цель, методы, формы и средства нравственного воспитания педагогов Ян Амос Коменский, Джон  Локк, Жан Жак Руссо, Иоанн Генрих Песталоцци, Адольф Дистерверг, Иоганн Фридрих Гербарт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nrav_vospit_evr_ped.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема цели и сущности нравственного воспитания в истории европейской классической педагогики

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Ян Амос Коменский (1592–1670 гг)

Цель воспитания, по Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – Богу. Таким образом, система Коменского выделяла составные части воспитания – научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность.        Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.

Джон  Локк (1632–1704 гг)

Главная цель воспитания, по Д. Локку, – подготовка человека к счастливой и разумной жизни, в которой он был бы свободен и не ущемлял бы свободы других.

Приоритетным для Локка является нравственное воспитание, главной задачей которого выступает выработка характера: «Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств». К таковым качествам он относил сдержанность, мужество, умение владеть собой, благожелательность, щедрость, хорошие манеры и т. д.

        Для достижения главной цели воспитания педагог предполагает умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание.

Воспитание джентльмена должно осуществляться подготовленным гувернером в семье, поскольку «школа есть собрание дурно воспитанных мальчиков».

К средствам нравственного воспитания педагог относил убеждение, пример, упражнение, дисциплинирование, поощрение, порицание и др.

Жан Жак Руссо (1712–1778 гг)

Цель – это воспитание человека борца (протест против авторитета наставника), также воспитание граждански ответственного человека.        Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека.

От 15 до 22 лет наступает «период бурь и страстей», именно в этом возрасте Ж.-Ж. Руссо предполагает нравственное воспитание юноши в обществе. По мнению педагога, следует воспитывать такие качества, как чувство долга, гражданственность, патриотизм, сострадание к людям. Возвратившись в общество, юноша остается внутреннее свободным, поскольку в предыдущие периоды в нем сформировалась независимость от общественных предрассудков и заблуждений.

Пути нравственного воспитания – это общение с хорошими людьми и изучение истории, в которой достаточно примеров благородного, нравственного, патриотического поведения.

К 22–24 годам естественное воспитание должно завершиться, у человека начинается самостоятельная жизнь, ему следует жениться, ориентируясь на советы наставника в выборе невесты. Также средством нравственного воспитания выступает чтение исторических сочинений.

Иоанн Генрих Песталоцци(1746 – 1827 гг)

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания — сформировать гармонически раз-витого человек. Цель воспитания- развивать все природные силы и способности человека.        Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним. Основу для всего последующего нравственного развития ребёнка И. Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание, как он полагал, может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

Адольф Дистерверг (1790—1866 гг)

Высшая цель воспитания  определяется  как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».

Главные задачи школы- воспитание гуманных людей, воспитание сознательных граждан, развитие детской самодеятельности в процессе обучения и вооружение учащихся.        Дистервег выдвинул три ступени возрастного развития детей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой ступени. Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до 16 лет. В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые со временем превратятся в убеждения.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841 гг)

Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к нравственности.        Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости.

Задачи нравственного воспитания:

1)Удерживать воспитанника;

2)Определять воспитанника;

3) Устанавливать чёткие правила поведения;

4) Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине;

5) Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием.

В нравственном, воспитании наиболее эффективным средством Гербарт считал удаление ребенка от соблазна и перевод его внимания на другой предмет. Он справедливо отмечал большую роль Библии и молитвы в процессе того, что он называл «самообузданием». Важными средствами в «самообуздании» Гербарт считал также чтение Гомера и Цицерона, диету, ванны, искусство и театр, то есть телесные и душевные, а не духовные средства. Моральные наставления являются основными средствами воспитания в системе Гербарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание старших дошкольников средствами музейной педагогики

Музейная педагогика не очень популярная отрасль педагогической науки среди педагогов дошкольников. Воспитание средствами музейной педагогики одно из самых эффективных и воспринимаемых дошкольникаи сре...

Мастер-Класс для воспитателей на тему "Использование элементов психогимнастики как средства формирования бережного отношения к своему здоровью,ЗОЖ у дошкольников с целью реализации задач нравственного воспитания"

Мастер-Класс предназначен воспитателям,старшим воспитателям для организации работы по ознакомлению с нетрадиционными элементами психогимнастики,и формами ее использования.В настоящее время остро стоит...

Сущность нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте

quot;Нравственное воспитание" - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих...

Статья на тему: «Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания»

Эта статья содержит анализ понятий "духовность" и "нравственность" в философско-педагогической литературе....

Проект по духовно - нравственному воспитанию "Пасхальные истории".

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся будет носителем черт русского характера, русской ментальности....

семинар для педагогов "Духовно - нравственное воспитание дошкольного возраста посредством музейной педагогики"

laquo;Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».Академик...