Мастер-Класс для воспитателей на тему "Использование элементов психогимнастики как средства формирования бережного отношения к своему здоровью,ЗОЖ у дошкольников с целью реализации задач нравственного воспитания"
методическая разработка

Туйдина Альбина Ильдаровна

Мастер-Класс предназначен воспитателям,старшим воспитателям для организации работы по ознакомлению с нетрадиционными элементами психогимнастики,и формами ее использования.В настоящее время остро стоит вопрос нравственного воспитания детей, воспитания духовно-нравственных норм, сохранения культурных ценностей и традиций. Наше будущее напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня. Из года в год мы говорим о том, как важно сохранить в наших детях те нравственные качества личности, которые важны для дальнейшей жизни ребенка. И при формировании нравственных качеств личности ребенка в первую очередь мы хотим обратить внимание на формирование у ребенка осознанного, бережного отношения к своему здоровью, ведь самая большая ценность для человека (я думаю со мной согласятся многие) здоровье. «В здоровом теле здоровый дух» говорит русская народная пословица, вот и нами было принято решение в первую очередь для воспитания нравственной личности сформировать у детей навыки ЗОЖ, заботливого отношения к своему здоровью, воспитанию здоровой личности.  С этой целью мы обратили свое внимание на психогимнастику.По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Говоря о здоровье человека мы предполагаем: физическое, психическое и конечно нравственное здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс в форме игры «Что где когда?» по теме «Организация работы по нравственному воспитанию детей через использование психогимнастики»

Уважаемые коллеги в настоящее время остро стоит вопрос нравственного воспитания детей, воспитания духовно-нравственных норм, сохранения культурных ценностей и традиций. Наше будущее напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня. Из года в год мы говорим о том, как важно сохранить в наших детях те нравственные качества личности, которые важны для дальнейшей жизни ребенка. И при формировании нравственных качеств личности ребенка в первую очередь мы хотим обратить внимание на формирование у ребенка осознанного, бережного отношения к своему здоровью, ведь самая большая ценность для человека (я думаю со мной согласятся многие) здоровье. «В здоровом теле здоровый дух» говорит русская народная пословица, вот и нами было принято решение в первую очередь для воспитания нравственной личности сформировать у детей навыки ЗОЖ, заботливого отношения к своему здоровью, воспитанию здоровой личности.  С этой целью мы обратили свое внимание на психогимнастику. Психогимнастика трактуется как «курс специальных занятий» направленных на развитие и коррекцию различных сторон личности ребенка. По И.М. Чистяковой это выразительные движения, которые можно обозначить как характерные моторные реакции включающие мимику жесты пантомимику.

Итак, вашему вниманию предлагается мастер класс по использованию психогимнастики, в котором мы уточним где и как мы можем использовать элементы психогимнастики, для воспитания здоровой личности.

Ведущий пригашает участников за импровизированный стол. В центре волчок вокруг лежат 5 конвертов с вопросами.

Итак уважаемые знатоки мы приветствуем вас на игре «Что где когда?» .

Крутят волчок

Вопрос №1  

Видео вопрос: Девочка Маша спрашивает: «Уважаемые знатоки! Сегодня утром по дороге в детский сад мы с мамой играли в «Загадки», я загадала маме вот такую загадку:

Пятеро воинов

Сошлись на поле боя,

Стоят прямо -

Смотрят упрямо,

А как в схватке сошлись -

Крепко обнялись,

Не видно поля боя

Под телами воинов.

Мама не смогла отгадать загадку. А вы можете? (это пальцы)

Ведущий : Да конечно это пальцы. В своей работе мы используем упражнения для пальцев, и одной из нетрадиционных техник оздоровления детей является и использование «Мудры». Мудры это не просто пальчиковая гимнастика, Мудры — их ещё называют «йога для пальцев» — это особое положение рук, комбинаций и фигур пальцев, с помощью которых в нужных направлениях распределяется энергия, благодаря чему снимается боль, устраняются причины заболевания, создается оздоровительный эффект. Замечали ли вы, как в сложных ситуациях, особенно когда нервничаем, многие непроизвольно «ломают» свои руки, сложно переплетая пальцы? В странах Востока издревле знали целебную силу от сложения особым образом пальцев рук в различных ситуациях.

Обучая мудрам своих детей, мы оздоравливаем их, развиваем творческую фантазию, выдумку, ускоряем развитие речи.

    Вспомним  характерный для американцев жест. Говоря свое традиционное «о'кей», они поднимают вверх кисти рук: притом подушечки большого и указательного пальцев касаются друг друга, а остальные пальцы выпрямлены, но не напряжены. Большинство из них даже не подозревает, что делают при этом целебную мудру знания. Эта мудра улучшает память, мышление, внимание; успокаивает и снимает тревогу, нервное перевозбуждение; поднимает настроение.

      Соединяя подушечки большого, безымянного пальцев и мизинца, а указательный и средний поднимая вверх, мы выполняем мудру жизни. Малышам эту фигуру можно назвать «зайчиками», которые могут и поиграть, и поговорить и спеть.  Эта мудра повышает работоспособность, улучшает зрение человека, выносливость в любых ситуациях. Рекомендуется она людям, которые жалуются на быструю утомляемость. Лучше, если мудра выполняется двумя руками одновременно.  

Чтобы «пальчиковая гимнастика» была комплексной, выполняйте в течение дня не одну мудру, а несколько. С учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка можно составлять всевозможные комбинации мудр.

Вопрос №2 Уважаемые знатоки послушайте что это звучит. Этюд.(Ф.Шопен Этюд №13)

Да это всем известноемузыкальное произведение Этюд №13.

В психогимнастике существует термин «этюд» это определённые игры или упражнения  направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы (внимания, памяти, воображения, эмоций,ну и конечно же нравственных представлений).

Этюды предназначены педагогам, имеющим дело с детьми, у которых присутствует чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т. д.

Приемы психогимнастики не отменяют и не заменяют традиционные методы воздействия на детей, они помогают педагогам в ситуации, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и для эмоциональной и двигательной разрядки становятся меньше.

Этюды можно использовать в различных моментах в процессе ООД или вне занятий. Можно разделить этюды на 3 группы согласно тому на решение каких задач они направлены.

 1группа. Учим расслабляться.

2 группа. Учим выражать разные эмоции.

3 группа. Модели желательного и нежелательного поведения (выражение негативных эмоций, сравнение разных моделей поведения).

Предлагаю вам поучаствовать в этюде направленном на обучение ребенка умению выражать разные эмоции. Главной задачей на этом этапе является стимулирование детей к показу названных в этюдах эмоций. Если в этюде участвует одно действующее лицо, то можно участвовать всем детям одновременно. Взрослый должен читать стихотворение. Со временем дети его выучивают наизусть.

— Предложите детям отыграть этюд «Непослушный Саша». В нем участвуют три ребенка.

Саша не хочет слушаться маму,

Саша капризный и очень упрямый.

Мама ему говорит одеваться,

Саша идет с полотенцем купаться.

Папа собрался с сыночком гулять,

Саша быстрей собирается спать.

Мама не знает и папа не знает,

Когда же их мальчик послушнее станет.

— Этюды «Даша и кукла Катюшка» и «Вова и щенок» предназначен для показа одним ребенком. Пусть все девочки по очереди побывают в роли Даши, а мальчики – в роли Вовы.

Куклу подарили Даше,

Даша очень-очень рада.

Даша прыгает и скачет,

И уже два дня не плачет!

Даша кукле шьет одежку,

Даша куклу кормит с ложки.

Лучше всех ее Катюшка –

Кукла – лучшая игрушка!

— Вове щенка подарили — он рад!

Он с ним играет и бегает в сад.

Любит щенка он сильней, чем игрушки,

Он даже спит на одной с ним подушке.

Вопрос  №3 «А голова – предмет темный и исследованию не подлежит», – говаривал доктор из фильма «Формула любви». Время доказало обратное: о строении и функциях это органа человеческого тела написаны, без преувеличения сотни тысяч страниц научных исследований. Этот орган управляет всеми жизненно важными процессами, происходящими в организме человека, отвечает за работу всех мышц – и тех, которыми человек управляет усилием воли, и тех, чья деятельность воли не зависит, например, сердца, – и за интеллектуальные способности, речь, абстрактное мышление. Благодаря его работе человек может мыслить, чувствовать, слышать, видеть, осязать, двигаться.

Уважаемые знатоки что в черном ящике? черный ящик: картинка мозг.

Психогимнастика предполагает использовать упражнений, которые активизируют полноценную деятельность мозга, так называемая Гимнастика мозга. Гимнастика Мозга – это упражнения, которые активизируют полноценную деятельность ума и тела, движения стимулируют мозговые центры детей и пробуждают умственные способности.

       Приведу примеры упражнений из этой гимнастики:                                        

«Ленивые восьмёрки» и «Двойные рисунки»

1.Представьте перед собой на уровне глаз восьмёрку, лежащую на боку (знак бесконечности). Её центр проходит на уровне переносицы.

2.Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево – вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте рисовать вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.

3.Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмёрку и следим взглядом за пальцами. Повторить  три раза.

4.Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами холст.

5.Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные

Систематическое выполнение таких упражнений даёт возможность отстающим детям догнать сверстников в развитии.

Вопрос №4 Посмотрите на экран что объединяет эти картинки. Правильно для работы всех изображенных предметов необходима энергия. Так же и для ребенка в процессе организации режимных моментов, оод эффективно использование упражнений- энергизаторов. Упражнения-энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию детей. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности, восстановить интерес к занятию и сконцентрировать внимание дошколят.

        Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, пробуждающие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус.

Предлагаю вашему вниманию Упражнение-энергизаторов  для снятия эмоционального напряжения  «Лимон и Котенок»

- Представим, что в правую руку мы все взяли лимон и стараемся его сдавить, чтоб потек сок. Мы напрягаем руку и постепенно сжимаем ее в кулак. Выдавили сок!

- А теперь представим, что мы все стали котятами, которые только что проснулись и тянутся. Потянемся хорошенько! Поднимем руки, выгнемся и потянемся вправо, влево, вверх, вытягивая шею и выгибая спинку!

Вопрос №5 Уважаемые знатоки внимание на экран. Читает текст пропуская слово «Воздух «на экране фильм о воздухе. Для здоровья ребенка необходим воздух, важно дышать и не просто дышать а дышать правильно.(видеофильм есть)

Дыхательная гимнастика как один из элементов психогимнастики удобна во время занятий и повседневной жизни. В своей практике мы отметили что использование известных методик наиболее эффективно. Для нас приемлемыми оказались элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Данный тип гимнастики для детей является уникальнейшей методикой, выступающей и в качестве профилактического средства, и в качестве эффективного лечения. для детей дыхательная гимнастика очень полезна тем, что с раннего возраста учит малышей правильно дышать, помогает его физическому развитию и способствует укреплению иммунитета. Уникальность методики заключается в том, что в ней упражнения выполняются вместе с сеансом вдыхания воздуха, то есть на вдох приходиться каждое движение.

Данная гимнастика оказывает тонизирующее и бодрящее действие, снимает вялость и усталость, пробуждает ото сна. Ее используют для профилактики и лечения заболеваний дыхательной системы (также астмы и пневмонии), проблем неврологического характера и заболеваний сердечно-сосудистой системы. она применяется для исправления нарушений осанки, развития гибкости и пластичности, формирования походки.

Использовать дыхательную гимнастику можно с 3-4 лет. упражнения можно выполнять в любом месте, в любое время и в любой позиции. Для профилактики достаточно в день одного сеанса, для лечения – два (за 30-40 минут до еды по 30 минут утром и вечером).

Осваиваем дыхательную гимнастику Стрельниковой, начав с трех базовых упражнений. Все они выполняются в ритме строевого шага (если вы имеете слабое представление, что это такое, послушайте любой марш).

«Ладошки» (упражнение для разминки) Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.

«Погончики» Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола. Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

«Насос» Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся. Так же, как и в предыдущем упражнении, делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

 Итог: Уважаемые знатоки, уважаемые гости! Каждый из нас хочет, чтобы дети росли здоровыми и крепкими. Элементы психогимнастики в процессе оздоровления детей, которые мы используем в своей работе, позволили сократить число случаев заболеваний по причине простуды, у детей улучшилась физическая подготовленность в целом. Дети стали внимательнее относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, что и было нашей целью. Ну, а хорошее настроение, положительные эмоции, смех и радость всегда помогают нам быть здоровыми. Мы говорим детям: «Не забывайте искренне улыбаться глазами и наполнять сердце своё радостью. Это защитит вас от всех болезней». Ведь здоровый человек внутри «здоров» и с нравственной точки зрения. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Говоря о здоровье человека мы предполагаем: физическое, психическое и конечно нравственное здоровье.

Психогимнастика может и должна выступать и как самостоятельный, самодостаточный вид деятельности. Надеемся, что по итогам нашего мастер класса Психогимнастика станет и вашим добрым помощников в благородном педагогическом труде.

И свое выступление мне хотелось бы закончит словами Гиппократа: «Здоровье есть высочайшее богатство человека».

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация воспитанников детского дома средством формирования ценностного отношения к своему здоровью. Ершовские чтения.

«Тема самообразования:«Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в условиях детского дома с использованием  здоровьесберегающих технологий».Известно, что вода и камни точит, с...

Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью.

Текст к презентации: "Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью"....

Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью.

Презентация: "Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью"....

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью"

Консультация для воспитателей на тему:«Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью»Выполнил: воспитатель Фищук Т.М.«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о...

Программа профессионального саморазвития Бобылевой Юлии Владимировны на 2019 -2021г.г. Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью»

Программа профессионального саморазвития Бобылевой Юлии Владимировны на 2019 -2021г.г. Тема самообразования: «Формирование   у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к...

Программа социального партнерства с семьей на 2019-2021 учебный год тема «Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью»

Программа социального партнерства с семьейна 2019-2021 учебный годтема «Формирование   у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью»...