Социализация воспитанников детского дома средством формирования ценностного отношения к своему здоровью. Ершовские чтения.
презентация к уроку на тему

Барабанова Вера Ивановна

 «Тема самообразования:

«Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в условиях детского дома с использованием  здоровьесберегающих технологий».

Известно, что вода и камни точит, следовательно, при создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_ershovskikh_chteniyakh.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на Ершовские чтения

1 слайд

Социализация воспитанников детского дома средством формирования ценностного отношения к своему здоровью.

2 слайд

3 слайд

Судьба многих детей России осложнена социальными и экономическими проблемами, но особенно трудна она у детей, которые по воле обстоятельств оказались вне семьи. Отогреть такого ребёнка лаской, теплотой и заботой удаётся не сразу. Многие из этих детей сменили не одно интернатное учреждение,  в судьбе ребёнка принимали участие разные люди. Всем воспитанникам в целом присуще: нарушение социализации в широком проявлении: отсутствие навыков гигиены, неспособность адаптироваться к новым обстоятельствам, воровство, лживость, агрессивность, утрата интереса к труду, знаниям, дурные привычки.

Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни. Недостаточная самостоятельность, доверчивая хрупкая эмоциональность часто толкает в группы социального риска.

4слайд

Проработав в детском доме много лет, я изучила психологические особенности, физические и биологические возможности  воспитанников. Дети, поступающие  в детские дома из асоциальных, неблагополучных семей,  имеют ту или иную патологию, чаще сочетанную, т. е. у одного ребёнка имеется несколько заболеваний. Дети поступают ослабленными, со слабым иммунитетом, поэтому страдают частыми вирусными инфекциями, которые принимают затяжной характер. Многие дети отстают в физическом развитии, имеют диагноз «социальная и педагогическая запущенность».

Наблюдая за воспитанниками, я поняла, дети  воспринимают свое здоровье, как нечто естественное,  данное на всю жизнь, а многие  и вовсе не задумываются над тем, что здоровье нужно беречь.

5 слайд

Опробовав на практике некоторые методики, окончательно определилась в выборе темы самообразования: «Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в условиях детского дома с использованием  здоровьесберегающих технологий».

Известно, что вода и камни точит, следовательно, при создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью.

 6 слайд

Целью своей работы я считаю создание условий для сохранения здоровья детей, воспитывающихся в условиях детского дома с использованием здоровьесберегающих технологий.

Эта цель будет способствовать основной цели обучения и воспитания – достижение каждым выпускником максимально возможной социализации и независимости.

7 слайд

 Перед собой я ставлю следующие задачи

  • - формирование новой идеологии утверждающей приоритетность охраны и укрепления собственного здоровья, познания себя, своего тела, своих потребностей, усиление внутренней активности.

  • - способствовать развитию у воспитанников мотивации в здоровом образе жизни;

  • - воспитывать интерес к разным знаниям по физической культуре и здоровьесберегающим технологиям;

8 слайд

  • дать знания о здоровьесберегающих технологиях;
  • - способствовать развитию умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи;
  • - выявить условия и причины, способствующие возникновению вредных привычек у подростков;
  • - формирование понятия необходимости быть здоровым и независимым от вредных привычек;
  • - воспитание у детей чувства прекрасного, развитие творческого мышления.

9 слайд

10 слайд

В работе с детьми я использую   методы:

Словесные

Беседы, диспуты, дискуссии, моделирование и анализ заданных ситуаций, наблюдения, рассказ педагога и рассказы детей, заучивание стихов, сочинение историй, отгадывание загадок.

Наглядные

Чтение книг, просмотр диапозитивов, DWD дисков, видео фильмы. Ранжирование, обследование, тесты, анкеты, викторины, выпуск стенных газет, бюллетеней здоровья, ежедневное индивидуальное тестирование в виде «барометра настроения», «дерева моего состояния».

Практические

Фото- видео съёмки, занятия по оказанию первой медицинской помощи, санитарно- гигиенические навыки, практические советы « В гостях у бабушки Травки». Утренняя зарядка, свободное и тематическое рисование, импровизация, игры- соревнования, подвижные игры, спортивные игры, конкурсы.

Дополнительные

Экскурсии, прогулки в природное окружение, игры - доказательство, круглый стол, конкурсы знатоков, тематические вечера.  

11 слайд

 А также применяю различные формы организации деятельности:

  • - диагностика психического и физического развития;
  • -мониторинг здоровья;
  • -интегрированные и комплексные занятия;
  • -гимнастика;
  • -индивидуальные карты здоровья;
  • -диагностика изменений отношений к здоровью;
  • - корригирующие упражнения;
  • - фитотерапия, фитопрофилактика;
  • -викторины, конкурсы;
  • - спартакиады, турниры, кроссы;
  • - дидактические игры;
  • - индивидуальный режим дня;
  • - уроки здоровья;
  • - дни здоровья;
  • - минутки безопасности;
  • - спортивные секции.

12 слайд

 В содержание программы входят разделы

13 слайд

1.Воспитание культуры поведения.

  В данный раздел входят смысловые блоки:

  • Путешествие по стране Чистоты и Порядка;
  • Культура питания;
  • Культура общения;
  • Воспитание нравственности;

14 слайд

2.Физическая культура и спорт.

В данный раздел входят смысловые блоки:

  • Физкультурный досуг и развлечения;
  •  Дни здоровья;
  •  Занятия в спортивных секциях;
  •  Участие в спортивных кроссах ,соревнованиях;
  •  Экскурсии, прогулки;

15 слайд

3.Внедрение новых технологий.

В данный раздел входит смысловой блок:

   Использование новых методик по физическому воспитанию. (Универсальный спортивный тренажерный комплекс «Юниор-М», дорожка здоровья);

16 слайд

4.Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

В данный раздел входят смысловые блоки:

  •  В гостях у бабушки Травки;
  •  Учись быть здоровым;
  •  Профилактика детского травматизма;

17 слайд

5.Профилактика вредных привычек у детей

 В данный раздел входят смысловые блоки:

  • Курить - здоровью вредить;
  • Сделай свой выбор;
  • Ради жизни на земле;

18 слайд

 Для реализации  программы «Здоровый ребенок» использую следующие пути и средства:

  • восстановление, сохранение и развитие родственных взаимоотношений;
  • медико-психолого-педагогическая диагностика, создание индивидуальных дневников развития;
  • соблюдение индивидуального режима для каждого воспитанника;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • внедрение новых технологий;
  • организация среды общения;
  • лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия

19 слайд

В чём заключается трудоёмкость реализации программы:

  •  Круглосуточное нахождение детей в учреждении и, следовательно, постоянное нахождение ребёнка в коллективе социальной семьи и детского дома в целом;
  • Отсутствие или ограничение личного пространства ребёнка;
  • Ограниченность предметной среды детским домом и школой;
  • Отсутствие гибкой подстройки под психику каждого ребёнка как это происходит в родительской семье;
  • Движение детей в течение года ( под опёку, приёмная семья, другие учреждения);
  • Отсутствие достаточных материальных средств  в реализации программы;
  • Отсутствие спортзала.

20 слайд

Ожидаемые результаты

  • -получат знания о  здоровьесберегающих технологиях;
  • -узнают об условиях и причинах  возникновения  вредных  привычек;
  • -определят необходимость быть здоровым и свободным от вредных привычек.
  • -получат умения и навыки по оказанию первой медицинской помощи;
  • -смогут сформулировать мотивы к здоровому образу жизни;
  • -овладеют знаниями о физической культуре и здоровьесберегающих технологиях;
  • -В процессе реализации программы воспитанники будут
  • компетентны в формировании новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления собственного здоровья;

В своей работе я не только контролирую жизнь воспитанников, сколько создаю для каждого из них благоприятные условия развития. Таким образом, системой комплексного педагогического воздействия стимулирую личностное развитие и социализацию ребёнка.

Провожу диагностику воспитанников по формированию навыков здорового образа жизни, на основании которой отслеживаю результаты своей педагогической деятельности.

 С  воспитанниками детского дома было проведено:

21 слайд

  1. анкетирование «Отношение к своему здоровью».

 Автор Тихомиров С. В.

По результатам анкетирования установлено, что материальные блага, друзей, любовь дети ставят выше, чем свое здоровье.

22 слайд

  1. диагностика «Потребность в новых ощущениях».

Автор М. Цукермана.

По результатам исследования:

 10% - высокий уровень потребности в ощущениях свидетельствует о наличии у воспитанника бесконтрольного влечения,  к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что может провоцировать его на участие в рискованных мероприятиях. 

67% - средний уровень свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, об открытости новому опыту и в то же время о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни. 

21,5% - низкий уровень  свидетельствует о присутствии у воспитанника предусмотрительности и осторожности, которые могут приносить ущерб получению новых впечатлений от жизни.

Проведенное анкетирование и диагностическое исследование подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детских домов.

23 слайдОдним из секретов здоровья является организация правильного питания детей. В детском доме питание 5- разовое. Приём пищи проходит строго по режиму. Питание разнообразное. Все дети получают соки, фрукты, овощи. C детьми постоянно провожу беседы, занятия, развлечения, чтобы сформировать у детей представление о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

24 слайд

Дети с желанием принимают участие в краевых, районных конкурсах по правильному питанию, занимают призовые места. В каникулы, в выходные дни проводим «Кулинарные поединки», где воспитанники проявляют свою фантазию, умения и навыки в приготовлении блюд. Во время проведения «Дней Здоровья» включаем игровые моменты, где сказочные герои рассказывают о том или ином блюде, вспоминаем пословицы, загадки, игры.

25 слайд

26 слайд

27 слайд

28слайд

Чистота и порядок – первое требование гигиены нашего дома.

У детей, поступающих в детский дом, не сформированы гигиенические навыки, культура поведения, отсутствуют навыки самообслуживания. Поэтому провожу большую, кропотливую работу по привитию этих навыков: учимся содержать тело в чистоте, стирать вещи, пришивать пуговицы, проводить мелкий ремонт одежды, наводить в комнате порядок. Детям всё даётся с большим трудом. Чтобы заинтересовать детей  провожу конкурсы и рейды на  уютную и чистую спальню, практические занятия « Мой организм и моё тело, что я о нём знаю», « Чистота в доме залог здоровья», « Гигиена подготовки домашнего задания».

 29 слайд

30 слайд

31 слайд

32 слайд

33 слайд

34 слайд

35 слайд

Естественные силы природы – вода, воздух, солнце – помогают сохранить и укрепить здоровье. Именно поэтому я организовываю досуг детей так, чтобы они больше находились на воздухе. Ежедневно вместе с детьми гуляем в лесу, осуществляем экскурсии на реку, в гору, на стадион. После таких прогулок на свежем воздухе у детей улучшается настроение.

В выходные дни и на каникулах совместно с другими воспитателями проводим спортивные часы, праздники, дни здоровья, соревнования,  в зимнее время  - катание с горы. Мальчики любят играть в футбол. В этом году организовали свою футбольную команду.

36 слайд

37 слайд

38 слайд

39 слайд

40 слайд

41 слайд

Ребята нашего дома  всегда участвуют во всех спортивных мероприятиях, которые проходят внутри детского дома, в школе, в районе. Приняли участие в проводимых в Алтайском  крае акциях « Спорт против наркотиков», «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», где заняли призовые места.

42 слайд

43 слайд

44 слайд

С участием детей, создали клуб «Здоровье», где воспитанники занимаются на различных тренажёрах. При клубе организовали фито бар, в котором можно посидеть выпить по чашечке ароматного чая, узнать много нового о лекарственных травах, о способах заварки травяного чая. Всё это способствует развитию  взаимопонимания  и  взаимопомощи  между  детьми и педагогами,  потребности в постоянном саморазвитии, желания поделиться с коллективом своими знаниями и умениям.

45 слайд

46 слайд

47 слайд

48 слайд

Отдельно хочется сказать о  Днях здоровья в нашем детском доме, которые проходят ежемесячно. Составляем план проведения на  день. Стараемся вовлечь всех детей. В течение дня мы проводим различные мероприятия: беседы, викторины, «весёлые старты», игры на спортплощадке, экскурсии. Традиционным стало проведение осенних и весенних  кроссов.

49 слайд

50 слайд

51 слайд

Все воспитанники детского дома дети сельской местности, поэтому сельскохозяйственный труд является органичной частью их жизни и деятельности. С ранней весны и до глубокой осени вместе с ребятами занимаемся сельскохозяйственным трудом, выращиваем рассаду овощей и цветов, занимаемся посадкой, прополкой, поливкой, ухаживаем за цветниками, собираем выращенный урожай. Ежегодно заключаем договора по совместной организации трудовых бригад в период каникул с центром занятости.

Вся проводимая работа помогает формированию мотивации к трудовой деятельности, как к форме бытия и способу самореализации воспитанника. Хочется надеяться, что умения, полученные в детском доме, пригодятся им в дальнейшей жизни.

52 слайд

53 слайд

С целью формирования у детей умения управлять собой и контролировать свою жизненную ситуацию, усиления личной мотивации к познанию себя, своего тела, своих потребностей, стимулов внутренней активности после проведения любого мероприятия, в конце дня провожу рефлексию.

 Для этого использую « Барометр настроений», по которому дети определяют своё настроение, через некоторое время вместе с ребёнком анализируем изменения настроения и от чего оно зависит.

Также использую в своей работе психологический тест « Сегодня я…». Воспитанник в любой момент может подойти к плакату и определить, как он себя чувствует, может поделиться своими впечатлениями с друзьями, с воспитателем.

Со старшими детьми начали выпуск журнала «Муравейник», пропагандирующий здоровый образ жизни и отражающий самые интересные моменты спортивной жизни детского дома.

54 слайд

Положительный результат  по социализации   воспитанников детского дома средством формирования ценностного отношения к своему здоровью возможен только при тесной взаимосвязи всех звеньев учебно-воспитательного процесса.

Вся работа коллектива детского дома направлена на создание условий для активной и здоровой жизни каждого воспитанника.

55 слайд

56 слайд

Работа воспитанников и педагогов, направленная на здоровьесбережение, способствует снижению некоторых видов заболеваний у детей.

Виды заболеваний

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Простудные заболевания

32%

21%

17%

Нарушения осанки

22%

19%

17%

Нарушения зрения

10%

5%

8%

Заболевания ЖКТ

4%

5%

3%

Нервно-психические заболевания

10%

8%

6%

Эффективность работы я оцениваю не по количеству проведённых занятий, а непосредственно – по ребёнку, по уровню его социального  развития и по физическому состоянию.

57слайд

Исходя из собственных наблюдений, и отслеживания судьбы выпускников, я сделала  вывод: что в основном ребят можно разделить на две группы с «проблемно жизненным сценарием» и «благоприятным жизненным сценарием».

Проблемные подразделяются на 2 подгруппы  « Неизвестность, т.е. незаконченность, непредсказуемость» и «Нарушение закона». Основу проблемного сценария составляют личностные характеристики выпускника, его ярко выраженное нежелание следовать социальным нормам, негативные черты и вредные привычки.

Благоприятные сценарии основаны на незаурядных личных качествах выпускника, который способен повзрослеть без участия семьи и при этом сохранить внутренний стержень.

 Проводимой работой по сохранению и укреплению здоровья детей я могу помочь выпускнику перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир. Найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Осознать уровень своей значимости в жизни, как много зависит от него самого, как в своей жизни и жизни окружающих людей.

Как и в любом детском доме у нас есть успехи и поражения.

Анализируя, я пришла к выводу, что практически все выпускники, нарушившие закон – это те подростки, которые поступили к нам в 13 – 15 лет, педагогически запущенные они не смогли избавиться от вредных привычек.

58 слайд

Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Всей своей практической деятельностью по сохранению здоровья и формированию потребности  у воспитанников в здоровом образе жизни я способствую успешной социализации детей.

59 слайд

«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».

Геродот.

60 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ ценностного отношения к своему здоровью

Одной из актуальных проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста является проблема обучения дошкольников жить в гармонии с природой, а значит, в первую очередь, жить в гармонии с собой...

Игровая деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игр...

Мастер-Класс для воспитателей на тему "Использование элементов психогимнастики как средства формирования бережного отношения к своему здоровью,ЗОЖ у дошкольников с целью реализации задач нравственного воспитания"

Мастер-Класс предназначен воспитателям,старшим воспитателям для организации работы по ознакомлению с нетрадиционными элементами психогимнастики,и формами ее использования.В настоящее время остро стоит...

"Формирование ценностного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста"

Обеспечение воспитанников возможностью формирования ценностного отношения к своему здоровью посредством проведения эстафет...

«Навстречу взрослой жизни» ПРОГРАММА профориентации и социализации воспитанников детского дома

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...