Формирование основ ценностного отношения к своему здоровью
статья (старшая группа) на тему

Бакина Надежда Александровна

Одной из актуальных проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста является проблема обучения дошкольников жить в гармонии с природой, а значит, в первую очередь, жить в гармонии с собой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorove.docx45.59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ ценностного отношения к своему здоровью

        Как прекрасна Земля и на ней Человек! Два уникальных и очень емких понятий «земля» и «человек». Земля - наш прекрасный и единственный дом, в котором все подчинено определенным законам – законам природы. В доме все должно быть природосообразно. Одной из актуальных проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста является проблема обучения дошкольников жить в гармонии с природой, а значит, в первую очередь, жить в гармонии с собой. Постижение природоведческих и экологических закономерностей, исходя из специфических особенностей детей дошкольного возраста , начинается с познания ребенком самого себя осознания своих потребностей как живого организма.

      Проведя анализ программно-методического обеспечения, можно сказать, что программ и методических разработок, которые ориентируют ребенка на познание самого себя как живого организма недостаточно. Так в программе «Основы безопасности жизнедеятельности» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, в основном делается акцент на социальную адаптацию ребенка, формирование безопасного поведения, основ экологической культуры. В методических пособиях к программе «Детство» - «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Твое здоровье» дается содержательный материал о строении организма, причинах болезней и способах укрепления здоровья. Но ни в одной из программ не представлена технология ознакомления детей с человеком ка с живым организмом.

   Результатом  технологии ознакомления детей с человеком как с живым организмом является система работы по формированию у детей представлений о человеке как живом организме.

       Наше дошкольное  учреждение  уже  несколько лет работает  по

воспитанию  у  детей  ценностного   отношения   к  своему  здоровью.   Этот

процесс у дошкольников начинает закладываться с момента поступления

в детский сад.

       Дошкольное детство – это яркая и красочная страница в жизни любого человека. Вступая в контакт с окружающим миром, дети испытывают определенные эмоциональные состояния, которые вызывают живой эмоциональный отклик у ребенка. Они являются источником впечатлений об окружающей действительности, и в частности о своем организме.

     В младшем возрасте у детей развивается интерес к самому себе, эмоциональное отношение к себе, осознание своих интересов и потребностей. В этом возрасте много внимания уделяется формированию культурно-гигиенических навыков как основ ценностной культуры.

 В младшем дошкольном  возрасте решаются  следующие

задачи:

- дать детям элементарные знания о человеке, как живом существе,

- развивать эмоциональный  отклик, интерес к окружающим,

- воспитывать        культурно-гигиенические        навыки        как        предпосылку потребности  в здоровом  образе жизни.

   Малыш взрослеет . Он переходит на новую ступень развития .  Поэтому, в  среднем дошкольном возрасте расширяются знания детей о человеке как живом организме,  дети получают информацию о назначении некоторых его органов и систем, в частности, об органах чувств и сразу же закладываются правила обращения и ухода, правила заботливого отношения. В связи с этим усложняются задачи. А именно:

- продолжать    формировать    у   детей    элементарные    представления        о человеке как живом организме,

- уточнять,  расширять , конкретизировать  представления  детей  о строении тела человека , назначении различных органов и систем,

- дать  детям  знания  об  органах  чувств  человека  (органы  обоняния, осязания, зрения, слуха),

- развивать интерес детей к познанию  возможностей  организма человека.

- воспитывать привычку  в здоровом  образе жизни.

В    старшем    дошкольном        возрасте,        который    еще    называют

«пришкольным», углубленно ведется работа по развитию у детей поведенческих навыков о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья, развитию поведенческих навыков и приобретения социально значимого поведенческого опыта, как компонента личностной культуры ребенка «Я знаю – я умею – я делаю». Задачи направлены на обобщение и систематизацию тех знаний, представлений познавательного характера, которые дети приобрели на предыдущих возрастных уровнях :

- уточнить,        расширять,        конкретизировать и систематизировать представления детей о человеке как живом организме,

- продолжать  формировать у детей представления  о строении  своего тела, назначении  отдельных органов   и систем,

- расширять  представления  о здоровом  образе жизни,

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни .

           Для  успешного решения задач  работа  по  данному   направлению   осуществляется   с  учетом следующих принципов , которые направлены на предоставление ребенку свободы для проявления познавательной, эмоциональной и моторной активности

- принцип единства эмоционального и интеллектуального развития детей средствами природы родного края. Реализация данного принципа осуществляется посредством создания условий для непосредствен ного общения детей с результатами правильного гуманного отношения  к своему  здоровью;

- принцип воспитания нравственных качеств ребенка. Этот принцип решается посредством создания условий для систематического и самостоятельного  ухода детей за своим телом  и предметами личного пользования;

- принцип включения детей в различные виды и формы организации ориентированной         познавательной деятельности, обеспечивающие оптимальное развитие  их организма;

-принцип интеграции различных содержательных видов деятельности детей, формирующих основы безопасности;

   Основываясь на этих принципах, можно определить три основных направления формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью:

- через чувства;

- через знания. Данное направление реализуется в процессе6 как организованной, так и свободной деятельности с детьми: на занятиях дети знакомятся со строением своего организма, значением каждого органа для человека. При проведении индивидуальной работы в интересной игровой форме у детей закрепляются полученные на занятиях знания.

- через практическую деятельность.  Каждый ребенок рассматривается как маленький исследователь. И с этих позиций строится предметно-развивающая среда. Микросреда обеспечивает эколого-развивающее пространство и познание ребенком самого себя, как части живой природы. Предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоции ребенка,  организуется таким образом, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы , побуждает его к деятельности в следующих центрах:

- центр развития движений с разнообразным оборудованием и инвентарем, в процессе использования которого у детей вырабатывается позитивное отношение к своим двигательным умениям и навыкам, к своему здоровью и способам его сохранения.

- центр познавательной деятельности – модельный материал, где используются готовые модели по ознакомлению со своим организмом и модели, которые рисуют сами дети по способам ухода, по условиям для ЗОЖ и т. д.

- разнообразный познавательный материал (детские энциклопедии, толковые словарики, составленные самими детьми по объяснению некоторых понятий «здоровье», «природа», «человек» и т.д.)

- центр эколого-исследовательской деятельности – лаборатория для организации элементарной исследовательской по изучению своего организма и влияние погодных условий на одежду, деятельность человека, его эмоциональное состояние.

- центр художественного творчества – выставки работ, а также совместного творчества ребенка и взрослого (выпуск газет)

    При  решении  поставленных  задач  наиболее  эффективными  являются следующие методические приемы, стимулирующие эмоции и чувства у ребенка:

- моделирование

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Модели:

*предметные,

*предметно-схематические (сенсорные): величина

Модели:

*предметные,

*предметно-схематические (сенсорные): величина, форма, численность

Модели:

*предметно-схематические (сенсорные): величина, форма, численность, поверхности,

     Моделирование помогает ребенку схематически представить процесс функционирования своего организма. Модели используются как в специально организованной, так и в самостоятельной деятельности.

- эвристические методы

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный  возраст

загадки

загадки

речевые логические

задачи

загадки

речевые логические

задачи

ребусы

кроссворды

     Среди эвристических методов большое внимание уделяется эвристическим беседам – постановке вопросов, использованию занимательного материала (загадки, ребусы, речевые логические задачи) Эти методы позволяют индивидуально подходить к каждому ребенку, включать детей в совместную деятельность.

- проблемно-игровые ситуации

Младший  дошкольный возраст

Средний дошкольный  возраст

Старший  дошкольный возраст

ситуации:

*все люди разные,

*где живут люди,

*зачем нужно мыть руки,

*когда мне хорошо

ситуации:

*зачем мне нужны глаза, уши, нос, язык;

* как их беречь,

*почему мы болеем,

*почему хорошо быть добрым,

* что случается со злыми людьми,

ситуации:

*что будет, если…

*почему я болею,

*где мне лучше жить,

*кого я могу назвать своим другом,

*почему я не хочу быть один,

*как сохранить нашу планету,

    Проблемно-игровые ситуации помогают воспитателю активизировать деятельность детей, направить на поиск правильного решения, определять разные пути решения данной проблемы и спрогнозировать конечный результат. Акцент в работе делается на то, что решений может быть несколько, и многие из принятых решений могут быть правильными.

    Практика показала, что наиболее эффективными формами работы с детьми являются:

- экскурсии

Средний  дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

дошкольное учреждение

территория МБДОУ

территория МБДОУ

дошкольное учреждение

парк

водоем

объекты социального назначения

Экскурсии позволяют ребенку увидеть влияние природы на его эмоциональное и физическое состояние, а также соотнести приспособленность человека к изменяющимся погодным условиям.

- выставки

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

«Листопад»

«Зимушка-зима»

«Весенняя песенка»

«Разноцветное лето»

«На лесной полянке»

«Путешествие по дорожкам Здоровья»

«Природа и я - большие друзья»

Рассказы м сказки о себе самом и ЗОЖ,

Выставки рисунков,

Дидактические игры: «Как стать Неболейкой, «Юные друзья природы»

   Данные выставки помогают аккумулировать детские впечатления в разных видах речевой и изобразительной деятельности. Яркие эмоциональные чувства и переживания ребенок передает в экологических сказках, сказках-путешествиях по своему организму. Положительно-эмоциональный фон отражается в ярких рисунках, аппликациях. Ценность этих выставок в том, что  теплое солнечное настроение ребенка передается посетителям выставки, у ребенка формируется чувство гордости и удовлетворения за свои представленные работы.

      В результате можно сделать вывод о том, что знания детей о своем организме и правилах  заботы о нем  стали важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности ребенка:

- у детей  адекватная самооценка и навыки конструктивного общения с окружающим  миром;

- дети  могут свободно выражать различные эмоциональные состояния посредством речи, движений, мимики;

 -  дети осознают значимость целостности живого организма;

 -  у детей формируются конкретные представления о человеке как живом организме, о строении тела человека и назначении, функционировании разных органов, особенностей ухода за ними, о приспособленности человека для жизни в  наземных  условиях,  о здоровом  образе жизни;

-у детей формируются конкретные        представления        о природоохранной деятельности человека;

- дети самостоятельно  осуществляют уход за своим организмом.

   И каждый ребенок понимает:

Я живу в этом мире,

Я его люблю,

Я учусь жить в гармонии с миром и с самим собой!

Пусть всегда буду Я!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников отношения к своему здоровью "как важнейшей ценности в жизни"

Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, бодрыми, красивыми и умными. Эти качества зависят от нас, взрослых, от окружающей среды и от того воспитания, которое получают дети. К сожалению, статист...

Социализация воспитанников детского дома средством формирования ценностного отношения к своему здоровью. Ершовские чтения.

«Тема самообразования:«Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в условиях детского дома с использованием  здоровьесберегающих технологий».Известно, что вода и камни точит, с...

"Формирование ценностного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста"

Обеспечение воспитанников возможностью формирования ценностного отношения к своему здоровью посредством проведения эстафет...

Перспективный план работы с детьми по формированию основ осознанного отношения к своему здоровью в средней группе

Данный план работы поможет воспитателю  выстроить работу с детьми по формированию у них элементарных знаний о своем организме;способствует развитию познавательной активности, любознательности, ст...

Методические разработки по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни

Видеололики "Профилактика гриппа и ОРВИ" (просмотр)Перспективное планирование «Человек и его здоровье»Видеоролик "О мытье рук" Авторы: семья Шаповал - Юлия Николае...

Личностные результаты обучающихся. Диагностическая методика выявления уровня ценностного отношения к своему здоровью.

Личностные результаты обучающихся. Диагностическая методика выявления уровня ценностного отношения  к своему здоровью....

Проект по формированию основ ценностного отношения к здоровью и физической культуре детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров» (совместная деятельность педагогов и родителей)

    Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области ...