Проект по формированию основ ценностного отношения к здоровью и физической культуре детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров» (совместная деятельность педагогов и родителей)
проект (старшая, подготовительная группа)

Денисова Алла Юрьевна

      Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности»;  Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04. 12. 2007 г. №329 – ФЗ; Закон Нижегородской области «О физической культуре и спорте в Нижегородской области» № 76 – З от 11. 06. 2009 г. (в ред. от 10. 05. 2010 г.).

     Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

     Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

     Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._esli_hochesh_byt_zdorov.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по формированию основ ценностного отношения

к здоровью и физической культуре

детей старшего дошкольного возраста

«Если  хочешь быть здоров»

(совместная деятельность педагогов и родителей)

Денисова Алла Юрьевна,

воспитатель МБДОУ

"Детский сад №321"

г. Нижний Новгород

2023 год

Пояснительная записка

                                                                                                   "Я не боюсь еще и еще раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший труд            

воспитателя.

 От жизнерадостности, бодрости детей              

зависит их одухотворенная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

 прочность знаний, вера в свои силы".

В.А. Сухомлинский.

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности»;  Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04. 12. 2007 г. №329 – ФЗ; Закон Нижегородской области «О физической культуре и спорте в Нижегородской области» № 76 – З от 11. 06. 2009 г. (в ред. от 10. 05. 2010 г.).

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления  здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.

Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным считаю следующее:

  • Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
  • Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении  и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому  человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Предлагаемый опыт работы по формированию у детей представлений о ЗОЖ основан на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.

Цель проекта :

    Формирование основ ценностного отношения дошкольников к здоровью и физической культуре; овладение ими средствами, методами и формами двигательной деятельности; умениями направленно использовать эту деятельность для собственного духовного, социального, коммуникативного, физического и интеллектуального развития.

 

 Задачи:

● Обучать движениям и физическим упражнениям в процессе организованных педагогом разных форм занятий физической культурой, используя современные методы обучения ,средства и способы педагогической коммуникации.

● Обогащать двигательный опыт детей в процессе овладения базовыми средствами двигательной деятельности.

● Формировать умение использовать различные виды физических упражнений в самостоятельных занятиях физкультурой.

● Развивать двигательные способности дошкольников, содействовать развитию их креативности и коммуникативности, способствовать целостному развитию личности ребенка.

● Формировать интерес к физической культуре и спорту.

●Формировать представления о своем теле, о необходимости соблюдения здорового образа жизни.

●Осуществлять тесное взаимодействие в работе с родителями в процессе реализации системы работы по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников.

Участники проекта: воспитанники старшей группы,  педагоги, родители.

Объект:  физическое воспитание детей старшей группы.

Предмет:  уровень физической подготовленности детей и показатели здоровья детей старшей группы.

Гипотеза: здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровье сберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Актуальность:

Основной задачей дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование  мотивации и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Содержание образовательной области «Физическая культура» ФГОС ДО  включает задачу накопления и обогащения двигательного опыта детей, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности.

Правильно организованная двигательная деятельность даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что это период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни.

Если мы, совместно с родителями научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Есть поговорка: «В здоровом теле  -  здоровый дух».

Принципы реализации проекта

1. Доступность :

  • Адаптированность материала к возрасту;
  • Учет возрастных особенностей детей.

2. Систематичность и последовательность:

  • Постепенная подача материала от простого к сложному;
  • Частое повторение усвоенных правил и норм.

3. Дифференциация: создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

4. Динамичность: интеграция образовательных областей

 Условия реализации проекта

  • Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
  • Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
  • Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
  • Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
  • Реализация различных форм систематической работы с родителями;
  • Развивающая среда ДОУ:
  • Физкультурный зал;  
  • Музыкальный зал;
  • Физкультурный центр в группе;
  • Спортивная площадка (на участке детского сада);
  • Медицинский кабинет.

Развивающая среда:

Условия, способствующие укреплению здоровья детей и содействующие их разностороннему развитию:

-Плакаты: "Чистота всего полезней"; "Спорт, движение - всех целей достижение"; "Каждому занятию свое время"; "Здоровое питание - основа процветания".

-Иллюстрации на тему "Спорт".

-Нестандартное физкультурное оборудование.

-Спортивный уголок в группе.

-Настольные игры, дидактические игры.

-Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно - ролевых игр.

-Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена, А. Барто и других писателей.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование представлений о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы.
  • Формирование представлений о полезной и вредной пище: об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
  • Формирование привычки следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, шею, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Этапы проекта

1 этап (подготовительный)

    Задачами данного этапа реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей.

    Ожидаемый результат: педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг,  разработана программа «Здоровый малыш» и опытно-экспериментальный проект «Пути оптимизации здоровья детей»).

2 этап (основной)

    На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети распределяются в рабочие группы и распределяют роли.    

Основные направления работы с детьми:

1. Комплексная диагностика культуры здоровья детей;

2.Разработать и внедрить физкультурно-оздоровительную работу и образовательную деятельность:

•занятия по физической культуре (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, интегрированные, спортивные праздники);

•система закаливающих процедур (закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», прогулки, соблюдение режима дня, утренняя гимнастика, физкультминутки);

•оздоровительные технологии (пальчиковая, дыхательная гимнастики);

3.Консультативно-информационная работа с родителями (индивидуальные устные консультации, папки-передвижки, уголок здоровья);

4.Цикл бесед о здоровье, человеке и его поступках, привычках, правильном питании.

5.Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы).

6. Повышение компетентности родителей в сфере здоровья.

Модель реализации проекта:

•Практические игры;

•Групповой конкурс рисунков  «Если хочешь быть здоровым...»;

•Сочинение сказки «Как фрукты и овощи о своей пользе спорили»;

•Подборка дидактических игр; художественных произведений; рассматривание иллюстраций; сюжетно-ролевые игры; драматизация сказок.

•Подборка занятий, бесед, досугов, развлечений;

•Цикл наблюдений, экскурсий, целевых прогулок;

•Цикл консультаций для педагогов и родителей;

•Спортивный праздник совместно с родителями «С  физкультурой  мы  дружны»;

•«Рассуждалки»  «Что такое здоровый образ жизни?».  

Ожидаемые результаты:

   Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учебы.

3 этап (заключительный)

Содержание 3 этапа :

•Освоение педагогами здоровьесберегающих  технологий;

•ООД с детьми с введением здоровье сберегающих технологий;

•Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация);

•Организация работы с родителями и социумом.

Ожидаемый результат:

   Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой.  Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.  Выявление уровня знаний, умений, навыков по данной теме. Систематизация собранного материала по теме.

Консультация для родителей.

Роль родителей в укреплении здоровья детей

и приобщении их к здоровому образу жизни

    Что же такое, здоровый образ жизни? Это соблюдение режима, труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность, включающая систематические занятия ходьбой, оздоровительным бегом, аэробикой, доступными видами спорта, разумное использование методов закаливания, рациональное питание, умение снимать нервное напряжение.

Все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. Путей к физическому совершенствованию много. Один из них – воспитание в семье.

В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основные личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности.

Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное  отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь  у родителей. Началом формирования здорового образа жизни в семье является воспитание потребности в здоровье. Формирование здорового организма, умение управлять им, развивать, совершенствовать – вот задачи здорового образа жизни.

От родителей во многом зависит, вырастут ли их дети здоровыми и жизнерадостными или преждевременно разрушат свое здоровье. Если взрослые проявят характер и начнут утро с гимнастики, которую сделают вместе с ребенком, - это будет первый шаг в большом и важном деле – укреплении здоровья. И этот шаг надо сделать как можно скорее. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников ДОУ.

Физическое воспитание в ДОУ является действенным средством, способствующим разностороннему развитию ребенка. Процесс оптимизации двигательной активности детей направлен на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических  функций организма, достижение хорошего уровня физической подготовленности. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями в режиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряженности сердечно - сосудистой и дыхательных систем, предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка.

В дошкольном учреждении физическая культура должна рассматриваться в контексте личностного развития ребенка как важная неотъемлемая его часть. 

Целью занятий по физическому воспитанию является приобщение детей к ценностям физической культуры, которая представлена единством трех компонентов:

Телесный компонент предполагает развитие и коррекцию физических данных ребенка: выносливости, координации, силы, быстроты, гибкости.

Интеллектуальный компонент направлен на развитие познавательных процессов; на овладение элементарными знаниями; техники выполнения различных движений, анатомического строения человека, правил гигиены, закаливания, сохранения и укрепления здоровья; на знакомство с различными видами физкультурно – спортивной деятельности и т. п.

Духовно – мировоззренческий компонент предполагает формирование у детей навыков здорового образа жизни, заинтересованности и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкультурой. Только таким образом можно с детства привить ребенку любовь к физкультуре и здоровому образу жизни!

Рекомендации родителям

о здоровом образе жизни ребёнка

Дорогие родители! Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что ребёнок привыкает в одно и то же время есть, спать, активно действовать, создаёт благоприятные предпосылки для его всестороннего развития.  

После зарядки ребёнку необходимо принимать водные процедуры (закаляться водой). Начинать надо с самых простых процедур: умывания, обтирания, потом перейти к обливанию, к прохладному душу, а можно и к более сложным — купанию в бассейне или открытом водоёме.  Очень полезно совмещать закаливание воздухом и водой. В летнее время утренняя прогулка обязательно заканчивается умыванием с обтиранием, обливанием, душем или купанием.  Снижать температуру воды надо постепенно — с учётом возраста вашего ребёнка, состояния его здоровья, характера процедуры. Проводить процедуры следует систематически, примерно в одни и те же часы, предварительно хорошо настроив ребёнка. В качестве местных закаливающих процедур используются: умывание, обтирание по пояс, мытьё рук и обливание, игры с водой, «топтание в тазу».

Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – все больше «молодеет». Она отмечается не только у детей старшего возраста, но все чаще у младших школьников, дошкольников и даже у совсем маленьких детей. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей и немалая роль в приобщении детей с раннего возраста к здоровому образу жизни ложится на плечи родителей.

Для снятия возбуждения перед сном посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получиться, что он умный и добрый. Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник в изголовье детской кроватки противопоказано); проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты - утреннюю гимнастику под музыку. Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока. Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами. В период риска заболевания ОРВИ давать, в виде добавки к супам, чеснок и зеленый лук. Обеспечивать ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену. Нужно убедительно сказать ребенку, что после физкультуры, необходимо снять спортивную майку и надеть сухую, сменную. Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду.

 Совместный активный досуг:

 1. Способствует укреплению семьи;

 2. Формирует у детей важнейшие нравственные качества;

 3. Развивает у детей любознательность;

 4. Приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;

 5. Расширяет кругозор ребенка;

 6.Формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;

 7.Сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).

Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

Рекомендации родителям

по организации активного семейного отдыха

 Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», велосипедные прогулки в лес и т.д. – благотворно действуют на дошкольников и их родителей. Родители совместно с детьми могут:

 1. В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.

 2. В весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.

 3. В летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице.

 4.Устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни. (Например, стихотворение А. Барто «Девочка чумазая» вызовет желание малышей умываться и мыть руки с мылом, произведение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поможет побороть плохой аппетит, стихотворение С. Михалкова «Про мимозу» расскажет о необходимости закаливания и т.п.).

Семейный кодекс здоровья

1. Каждый день начинаем с зарядки.

 2. Просыпаясь, не залеживаемся в постели.

 3. Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.

 4. В детский сад, в школу, на работу – пешком в быстром темпе.

 5. Лифт – враг наш.

 6. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!

 7. При встрече желаем друг другу здоровья (Здравствуй!)

 8. Режим – наш друг, хотим все успеть – успеем!

 9. Ничего не жевать сидя у телевизора!

 10. В отпуск и выходные – только вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста средствами реализации программы кружка «Крепыши»»

Программа «Крепыши» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.  Разработана в соответствии с ФГТ и целями и задачами детского сада....

Непосредственная образовательная деятельность по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста по методике Ефименко Н.Н. с участием родителей "Легенда о материнской любви"

Непосредственная образовательная деятельность по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста по методике Ефименко Н.Н. с участием родителей БТИ - «ЛЕГЕНДЫ КРЫМА» СМИ – «...

«Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания»

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – ...

Статья "Основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности в детском саду"

Статья посвящена актуальной проблеме формирования основ здорового образа жизни через современные здоровьесберегающие педагогические технологии в системе воспитательно-образовательной деятельности в де...

«Формирование элементарных физических представлений детей старшего дошкольного возраста в ходе экспериментально-исследовательской деятельности».

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача с...