Проект Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста средствами реализации программы кружка «Крепыши»»
методическая разработка по физкультуре (средняя группа) на тему

 

Программа «Крепыши» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.  Разработана в соответствии с ФГТ и целями и задачами детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Крепыши69.64 КБ
Файл proekt_dubolazova_l.f.odt30 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста средствами реализации программы кружка «Крепыши»». Автор: Дуболазова Людмила Федоровна, воспитатель структурного подразделения ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово м.р . Сызранский .

Слайд 2

ЦЕЛЬ: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: 1. Выявить уровень здоровья детей. 2. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни. 3. Сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей. 4. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах укрепления психо -физического здоровья детей.

Слайд 3

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Ценностное отношение воспитанников к собственному здоровью.

Слайд 4

БЛОКИ ПРОГРАММЫ ОБЖ Руки, ноги и я Моя красивая осанка Мышцы, кости и суставы Правильно я дышу Неболейка



Предварительный просмотр:

Анализ ситуации.

  Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. На протяжении многих лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом здоровье. Конечно причин тому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них — невнимание взрослых к здоровью детей. Иными словами, в повседневной жизни не используем весь арсенал средств для предупреждения заболевания. Не слудет забывать, что дошкольный возраст — самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

  Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 %всех болезней человека заложено в детские годы.

  Программа «Крепыши» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.

  Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06 -1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Программа реализуется в работе кружка «Крепыши» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово (структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образовния).

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена проведёнными совместно с родителями и медицинским работником детского сада исследованиями состояния здоровья каждого ребенка. Выяснилось, что у 68% детей имеются какие-либо отклонения от здоровья, из них 34% - нарушения осанки.

Актуальность программы.

Проблема профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формировании стремления к здоровому образу жизни;

Данная программа актуальна для нашего детского сада, так как она:

1)  Разработана в соответствии с ФГТ и целями и задачами детского сада: воспитании нравственно, духовно и физически здорового человека.

2)  По данным ежегодного медицинского обследования 68% детей имеют какую-либо патологию здоровья.

3)  Родители зачастую некомпетентны в вопросах укрепления здоровья детей.

Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье, а также с учетом знаний родителей об укреплении здоровья своих детей.

Программа рассчитана на один учебный год (возможно продолжение программы). Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику детей нашего детского сада.

Программа состоит из двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни, дыхательной гимнастики и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы. Наполняемость групп (11 человек) выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.2006 №06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

Цель.

Определена основная цель: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи.

Для достижения целевых ориентиров было решено создание в детском саду кружка «Крепыши» и определены следующие задачи:

1. Выявить  уровень здоровья детей.

2. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

3. Сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей.

4. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах укрепления психо-физического здоровья детей.

Проект

(по Киселевой  Л.С.)  долгосрочный, групповой.

Участники проекта:

воспитанники средней группы, воспитатели, родители, музыкальный работник, медицинская сестра.

   Прогнозируемый (ожидаемый) результат.

Ценностное отношение воспитанников к собственному здоровью.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

·  диагностика физического развития детей.

·  Анализ медицинским работником изменений заболеваемости данными детьми.

·  Открытое занятие с показом детьми различных методов оздоровления.

План проекта.




блока



Наименование блока и название занятий



Количество часов


Всего


Теоретические занятия


Практические занятия


1.


Обж


2


1


1



1. Техника безопасности


1


0,5


0,5



2. Будь осторожен


1


0,5


0,5


2.


Мышцы, кости и суставы


6


1,5


4,5



1.Что такое мыщцы


2


0,5


1,5



2.Знакомтесь – кости и суставы


2


0,5


1,5



3.Скелет – опора нашего организма


2


0,5


1,5


3.


Руки, ноги и я


5


1


4



1.Здоровые ножки идут по дорожке


3


0,5


2,5



2. Сильные руки не знают скуки


2


0,5


1,5


4.


Моя красивая осанка


10


1


9



1. Осанка – стройная спина


6


1


5



2.Будем красивыми и спортивными


4


0


4


5.


Правильно дышу


6


1


5



1. Как я дышу


2


1


1



2. Гимнастика для дыхания


4


0


4


6.


Неболейка


3


1


2



1. Чтобы нам не болеть


1


0,5


0,5



2. Итоговый


2


0,5


1,5


Итого:


32


6,5


25,5


 Содержание программы проекта:

Ме-

сяц

Не-деля

Название занятия

Задачи

Формы проведения

О

К

Т

Я

Б

Р

1 блок. ОБЖ.

1

Техника безопасности

Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем.

Дыхательная гимнастика.

Упражнения и подвижные игры со спортивным оборудованием.

Упражнения на осанку.

2

Будь осторожен

Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Дыхательная гимнастика.

Упражнения и подвижные игры со спортивным оборудованием.

Упражнения на осанку.

2 блок. Мышцы, кости и суставы.

3

Что такое мышцы

Познакомить со строением человека.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие равновесия и координации

Упражнения и подвижные игры

4

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1

Знакомтесь – кости и суставы

Формировать понятие об особенностях движения человека.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие равновесия и координации

Упражнения и подвижные игры

2

3

Скелет – опора нашего организма

Дать детям представления о костно-мышечной системе организма человека.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие равновесия и координации

Упражнения и подвижные игры

4

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

3 блок. Руки ноги и я.

1

Здоровые ножки идут по дорожке

Дать детям представление о различных способах оздоровления ног.

Упражнения на развитие равновесия и координации

Упражнения и подвижные игры с бегом и прыжками.

2

3

4

Сильные руки не знают скуки

Осознание детьми зависимости упражнений для рук с исходными результатами. Вызывать у детей желание к выполнению физических упражнений.

Дыхательная гимнастика.

Упражнения и подвижные игры с мячами и скакалками.

Упражнения в сухом бассейне.

Я

Н

В

А

Р

Ь

1

4 блок. Моя красивая осанка.

2

Осанка - стройная спина

Побуждать детей следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических

упражнений, радоваться достигнутому результату.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие равновесия и координации

Упражнения и подвижные игры с использованием нестандартного оборудования.

3

4

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1

2

3

4

Будем красивыми и спортивными

Закрепить знания о различных видах спорта, учить пантомимой изображать

знакомые виды спорта, развивать интерес к видам спорта, желание заниматься спортом.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие равновесия и координации

Спортивные упражнения и  игры.

М

А

Р

Т

1

2

3

5 блок. Правильно дышу.

4

Как я дышу

Продолжать формировать знания о внутреннем строении человека, познакомить с органами дыхания.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие равновесия и координации

Упражнения на релаксацию

А

П

Р

Е

Л

Ь

1

2

Гимнастика для дыхания и не только

Формировать умение выполнять дыхательные упражнения, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие равновесия и координации

Упражнения на релаксацию

3

4

М

А

Й

1

6 блок. Неболейка.

2

Чтобы нам не болеть

Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о нашем здоровье, формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов.

Дыхательная гимнастика

Упражнения и подвижные игры по желанию детей

Упражнения на релаксацию

3

Итоговый

Выяснить у детей, как они усвоили основные приемы оздоровления.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на релаксацию

Упражнения и подвижные игры.

4

Статегия, методы и механизма проекта.

Каждое мероприятие имеет свою оздоровительную направленность и включает в себя:

1.Беседы познавательного характера.

2.Упражнения и подвижные игры для освоения техники основных видов движений.

3. Упражнения на развитие равновесия и координации.

4.Дыхательная гимнастика.

5. Упражнения на релаксацию.

6. Упражнения и игры в сухом бассейне.

Для успешного решения оздоровительных задач важно постепенное нарастание трудностей.

Сначала необходимо ребенка заинтересовать, показать, объяснить, а затем закрепить двигательные упражнения. Подбирается материал в соответствии с темой.

Структура. Имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце - заключительная.

Подготовительная часть по продолжительности занимает 5-7 минут и имеет собственные задачи:

1.  Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)

2.  Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения.

Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения подготовительную часть включать; нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.

Основная часть  занимает 10-12 минут и содержит следующие задачи:

1.Формирование жизненно необходимых и специальных двигательных навыков.

2. Развитие волевых и физических качеств детей.

Для решения этих задач в основной части используется значительный подъем нагрузки. Выполняются упражнения на тренажерах, основные виды движений через подвижные игры и игровые упражнения.

Заключительная часть занимает 3 минуты. Основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов.

В заключительной части обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, дидактические игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.).

    Дидактический материал представлен:

·  Картотека подвижных игр.

·  Картотека дыхательной гимнастики.

·  Картотека упражнений для профилактики нарушения осанки.

·  Картотека упражнений на релаксацию.

·  Картотека упражнений с нетрадиционным оборудованием.

Материально-техническое оснащение:

·  гимнастические: стенки скамейки доски кубы палки;

·  мягкие модули: кубы, цилиндры, призмы;

·  дуги для подлезания;

·  для профилактики плоскостопия: ребристые дорожки, камешки;

·  мячи разных размеров, массажные;

·  кубики;

·  скакалки;

·  мешочки с песком;

·  флажки;

·  кочки;

·  ходунки;

·  стойки конусовидные;

·  маты.

Мониторинг.

Диагностическое обследование проводится   по материалам пособия Новиковой И.М. “Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников”.

Список используемых источников:

  1. Баранов А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста. - Дошкольное воспитание, №9, 2009.
  2. Волошина Л., Кривошей Л. Здоровье и здоровый образ жизни. Взгляд дошкольника и позиция воспитателя. - Здоровье дошкольника, №3, 2011.
  3. Кириллова Ю.А. О здоровье всерьез. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников. - М., Детство – Пресс, 2012.
  4. Новикова И.М. Формирвоание представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М., Мозайка-Синтез, 2009.
  5. Попова Г.П., Ковригина Т.В. Портфолио здоровье дошкольника – М., Учитель, 2013.
  6. Прокопенко Ю. В здоровье – сила. Физкультурно – оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста и их родителями. - Здоровье дошкольника, №6, 2011.
  7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - Дошкольное воспитание, № 4, 2010.
  8. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Анализ ситуации.
  2. Актуальность проблемы.
  3. Цель проекта.
  4. Задачи проекта.
  5. Участники проекта.
  6. Прогнозируемый результат.
  7. План проекта.
  8. Содержание программы проекта.
  9. Стратегия, методы и механизмы проекта.
  10. Мониторинг.
  11. Список используемых источников.

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

 и переподготовки работников образования

ИТОГОВАЯ РАБОТА

на курсах повышения квалификации по ИОЧ ИБ

на тему: “Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования”

(14.01 – 18.01.2013; 11.02 – 15.02.2013)

на тему: “Формирование ценностного отношения к

здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста

средствами реализации программы кружка “Крепыши””.

Выполнила:

Дуболазова Людмила Федоровна,

воспитатель структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования,

ГБОУ СОШ “Центр образования”

пос. Варламово м.р. Сызранский.

2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями.

В работе описаны формы взаимодействия с родителями по вопросам формирования у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни....

Мастер-класс для педагогов "Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста"

Представление педагогических приемов и форм взаимодействий воспитателя с детьми по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни....

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

Из опыта работы «Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста»

Из опыта работы на тему:«Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста»...

«Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания»

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – ...

Конспект занятия по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Береги здоровье».

Конспект занятия по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Береги здоровье»....

Картотека игр по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста.

Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма....