Статья "Основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности в детском саду"
статья по физкультуре

Анахина Татьяна Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования основ здорового образа жизни через современные здоровьесберегающие педагогические технологии в системе воспитательно-образовательной деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические и технологические аспекты физкультурно-оздоровительной работы в образовательных и физкультурно-спортивных организациях

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования основ здорового образа жизни через современные здоровьесберегающие педагогические технологии в системе воспитательно-образовательной деятельности в детском саду.

Ключевые слова. Здоровый образ жизни, дошкольный возраст, физическое развитие, современные педагоги, гимнастика, физическая культура.

FUNDAMENTALS OF FORMING A HEALTHY LIFESTYLE IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN KINDERGARTEN                                        Anahina T. A.                                                                                                             Vasileva S. N.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of forming the foundations of a healthy lifestyle through modern health-saving pedagogical technologies in the system of educational activities in kindergarten.                                                                       Keyword. Healthy lifestyle, preschool age, physical development, modern teachers, gymnastics, physical culture.

Вопрос гармоничного физического развития личности ребенка, укрепления и сбережения здоровья в динамичных условиях современного мира является не просто актуальным, а одним из приоритетных для родителей, представителей психолого-педагогической сферы и всего общества в целом.

На современном этапе задача укрепления здоровья и приобщения детей к здоровому образу жизни рассматривается в рамках физического развития Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

          Актуальность данного вопроса находит свое отражение в постановлении Правительства Белгородской области от 20 января 2020 года об утверждении стратегии развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2020-2021 гг. Именно вышеуказанное постановление требует от нас создания образа играющего детского сада, где игра, как ведущий вид детской деятельности отвечает потребностям самой природы детского организма, быть в движении, в динамике, в творческом поиске.

           Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из приоритетных задач в реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

 Наблюдая за подвижными играми детей в группе, мы обнаружили, что в настоящее время проблема развития физических способностей и двигательных умений детей стоит особенно остро – 72,6% детей группы (это 20 из 28) испытывали серьёзные трудности в овладении физическими качествами: быстроты реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; развитии координации, общей выносливости, силы, гибкости;

 - 71,4% детей (20 человек) - неуверенно выполняют большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая (в ходьбе, беге, лазании);

- 67,8% детей (19 человек) - не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по игре; не испытывают интереса к физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями;

- 78,5% детей (22 человека) –малоподвижны, затрудняются действовать по указанию воспитателя, согласовывать свои движения с движениями других детей; отстают от общего темпа выполнения упражнений.

(Диагностику доброжелательных взаимоотношений проводили в соответствии с мониторингом программы «Детство» в ситуациях выбора: «Самый ловкий», «Помогаем друзьям», «Что за чем»).

         В своей работе с целью реализации задачи гармоничного физического развития личности каждого ребенка, мы руководствуемся принципами, которые лежат в основе организации жизнедеятельности группы доброжелательного детского сада:

  • Доверие к ребёнку, его возможностям, его индивидуальности.
  • Понимание единства психического и физического развития ребёнка, обеспечение достаточного объёма двигательной активности.
  • Приоритет свободной игры как наиболее органичной для дошкольника деятельности.
  • Вариативность, версионность, гибкость воспитательно-образовательного процесса, отказ от программирования деятельности детей.

Данные принципы находят свое отражение в концепции педагогической технологии Л. В. Михайловой-Свирской «План-дело-анализ», которую мы используем в качестве нового подхода к организации ежедневного образовательного процесса в детском саду.

Рассмотрим, каким образом выстраивая структурные компоненты образовательной деятельности, в соответствии с технологией Л. В. Михайловой-Свирской «План-дело-анализ», мы решаем задачи полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Первый этап организации деятельности педагога с детьми- это утренний групповой сбор. Каждый участник, и взрослый, и ребенок, может занять удобное место в общем кругу, высказать свое мнение, поделиться новостями. Обязательно проведение так называемой «игры для рабочего настроя». Это игры и упражнения социоигровой технологии: (Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов) на снятие эмоционального напряжения, для установления атмосферы взаимопонимания и комфорта для каждого, на релаксацию, а также пальчиковые игры. Среди них мы используем такие как «Сердечко доброты», «Зеркало», «Шкатулка с секретом», «Волшебный клубочек» и другие.

Следующий этап деятельности-совместное планирование, отметим, что

  детям предоставляется возможность проявлять инициативу и активность. Педагог презентует Центры активности по выбранной тематике во время утреннего группового сбора, а дети сами решают, куда они отправятся: рисовать, лепить, конструировать, классифицировать предметы по группам и находить лишнее, рассматривать картинки и так далее. Главное, что вся деятельность объединена общей тематикой и выступает в форме различных игр. В результате у ребѐнка остаётся свобода выбора: когда это делать, сколько раз к этому возвращаться, с кем в партнёрстве, где организовать эту деятельность, а у взрослого появляется возможность в разное время оказывать детям помощь, планировать и организовывать индивидуально коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал ребенок. На данном этапе нам помогают игры социоигровой технологии «вольные, требующие передвижения и игры творческого самоутверждения». Это игры: «Разрезные картинки», «Рисуем вместе», «Представь и покажи», «Полянка комплиментов», «Тело в деле».

         Обязательно проведение игровых разминок, которые характеризуются быстро возникающей азартностью, деятельной и психологической передышкой. Это игры: «Передай движение», «Молекулы», «Заводные человечки», «Путаница» и другие.

Завершающим этапом образовательной деятельности является подведение итогов, рефлексия, когда дети презентуют свои работы, обмениваются впечатлениями, делятся своим мнением. Звучит тихая спокойная музыка, ребята по кругу могут передавать друг другу хорошее настроение и улыбку, таким образом, завершающее звено такого рода занятия- атмосфера доверия и взаимопонимания.

Таким образом, занятие, выстроенное по системе технологии «План-дело-анализ» помогает нам уйти от привычной структуры занятия, когда все дети сидят на стульчиках, мало двигаются, действуют по единой команде педагога. Во время наших занятий с применением игр социоигровой технологии все дети могут свободно перемещаться по группе, меняются в микрогруппах, выполняя задание, отправляют посыльного. Важно, что каждый ребенок действует в своем темпе и ритме, как ему удобно, а смена обстановки (мизансцен) способствует снятию эмоционального напряжения. Дети ходят по группе, играют, хлопают в ладоши, могут общаться как за столами, так и на полу, в любимом уголке и так далее. Соблюдать деловой фон помогает ограничение во времени (например, песочные часы), это способствует атмосфере слаженности общего дела, все понимают, что у задания есть начало и конец, нужны внимательность, сосредоточенность, где-то быстрота реакции и ловкость.

             После реализации запланированных занятий по технологии Л. В.  Михайловой-Свирской «План-дело-анализ» была проведена итоговая диагностика, которая показала, что физические способности и двигательные умения сформированы у детей группы на 92,8%, а именно:

- 96,4% детей (27 человек) - при выполнении упражнений демонстрируют достаточную в соответствии с возрастными возможностями степень координации движений, подвижность в суставах, быстро реагируют на сигналы, переключаются с одного движения на другое;

- 89,2% детей (25 человек) -  умеют согласовывать свои действия с партнёрами по игре; уверенно выполняют задания, действует в общем для всех темпе; легко находят свое место при совместных построениях и в играх.

- 92,8% детей (26 человек) - проявляют инициативность, с большим удовольствием участвуют в подвижных играх, строго соблюдают правила, стремятся к выполнению ведущих ролей в игре.

Считаю, что деятельность по реализации технологии Л. В.  Михайловой-Свирской «План-дело-анализ» плодотворна в вопросе гармоничного физического развития каждого ребенка. Данная технология может быть использована в работе с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях различного типа, так как социоигровая атмосфера является для детей своеобразной формой сохранения и укрепления здоровья в условиях детского сада.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с.

                                                                                       

2.   Свирская Л.М. Утро радостных встреч. М.: «Линка-Пресс»,2010. – 234 с.

3.    Хабарова Т.В. Социоигровая технология в работе со старшими                    дошкольниками. ФГОС. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2017. - 96 С.

4.    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД область "Здоровье" по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир сказки»

Задачи:  Образовательные:   Расширять  знания  о профилактике  простудных  заболеваний  и  о том, что полезно  и  вредно  для  здоровья...

Система взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Система взаимодействия с родителями по формированиюздорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста....