Система взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) по теме

Система взаимодействия с родителями по формированию

здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система взаимодействия с родителями по формированию

здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

     

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития здорового, жизнерадостного ребенка и формирования у него предпосылок  здорового образа жизни.

      Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирования его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Поэтому задача сохранения и укрепления здоровья детей - одна из самых актуальных, а оздоровительное направление – приоритетное в дошкольном образовании.

     Дошкольный возраст является решающим в построении  фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

     Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой.

     Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению детей к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы  формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

     Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Поэтому в центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад – основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка.

     Ни одна оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется во взаимодействии с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети -родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей, интересов, прав и обязанностей каждого участника.  

    Важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические исследования (Е.П. Арнаутова, К.Ю. Белая, А.Н. Демидова, А.И. Захаров, М.М. Цапенко) показали, что современная семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.

     Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

       В нашем Дошкольном учреждении была разработана система взаимодействия с родителями, которая включает проведение Дня открытых дверей, создание семейного клуба «Расти здоровым, малыш!», проведение групповых и индивидуальных консультаций, посещение родителями открытого занятия по физической культуре, участие в физкультурном празднике и в физкультурных досугах, оформление информационного стенда «Компетентные родители».

     И система формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада: организация рационального режима дня и оптимального двигательного режима; оздоровительные, закаливающие мероприятия, проводились игры и игровые упражнения, беседы, тренинги, чтение художественной литературы, предметно-развивающая среда была оснащена дополнительными атрибутами.

         Ними были выбраны следующие основные положения, на которых строится взаимодействие с родителями по воспитанию здорового ребёнка и приобщению его к здоровому образу жизни:

    1.Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни хорошо поняты как воспитателями, так и родителями, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ, а педагоги используют лучший метод семейного воспитания.

     2.Системность и проведение работы в соответствии с годовым планом.

     3.Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

     4.Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

           Нами были выделены следующие задачи взаимодействия с родителями:

    - ознакомление родителей с работой по формированию здорового образа жизни у старшей группы в детском саду;

    - целенаправленная просветительская работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и

оптимального режима двигательной деятельности детей, полноценного рационального питания, закаливания, обеспечения безопасности детей;

     - обучение конкретным методам и приемам оздоровления (закаливанию, дыхательной гимнастике, проведению подвижных игр);

     - привлечение родителей к совместной физкультурно-оздоровительной деятельности;

    Для решения данных задач необходимо выстраивание системы  взаимодействия с родителями по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного образа, с использованием разнообразных форм и методов взаимодействия с родителями ДОУ.

     Мы выбрали следующие формы взаимодействия с родителями:

     - день открытых дверей;

     - открытые просмотры занятий с детьми;

     - наглядная информация: информационные стенды на темы «Беседы психолога о возрастных особенностях детей» и «Здоровье и физическое развитие ребенка» (По материалам Е.П. Арнаутовой, К.Ю. Белой), стенгазеты: «Организация питания в детском саду», «Грипп: берегите детей», «Зимние травмы», «О правилах дорожного движения».

     - групповые и индивидуальные консультации;

     - беседы;

     - родительское собрание  «Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга»;

      - работа «Семейного клуба»;

     - круглый стол  на тему «Закаливание дошкольников»;

     - семинары-практикумы: «Досуг семьи в жизни дошкольника», «Воспитание правильной осанки у ребенка», «Дыхательная гимнастика  для дошкольников», «Профилактика плоскостопия у дошкольников»;    

     - совместное проведение праздников и досугов.

     Также были определены задачи работы с детьми по формированию здорового образа жизни:

     - организация рационального режима дня;

     - создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима;

     - осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;

     - обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

     - воспитание потребности в здоровом обрезе жизни;

     - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

     - создание психологического комфорта;

     - обеспечение безопасности детей.

     Решение данных задач предполагает организацию образовательного процесса по следующим направлениям:

    1.В режимных моментах.

    2.В совместной деятельности взрослого (педагогов, родителей) с детьми.

    3.В самостоятельной деятельности детей.

    С детьми выбраны такие формы работы:

     - закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями;

     - проведение дыхательной гимнастики;

     - включение в физкультурные занятия упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

    - беседы;

    - утренняя гимнастика;

    - чтение художественной литературы;

    - проведение дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр.

За всю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности. В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Педагоги дошкольного учреждения, должны быть инициаторами установления этого сотрудничества, поскольку они профессионально подготовлены к воспитательно-образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышения двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада приносит пользу и дошкольному учреждению и родителям. Родители, непосредственно участвуя в жизни детского сада, помогают в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.

Важно, чтобы родителям могли посещать ДОУ в любое время, чтобы они могли увидеть, как их дети живут в детском саду.

Успех сотрудничества семьи и дошкольного учреждения во многом зависит от того, насколько педагог знает родителей, их отношение к детям, нужды, стремления.

Разработанная нами система взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детей, а так же способствует появлению в семьях традиций здорового образа жизни.

     В результате работы, проведенной нами, позиция родителей стала более гибкой. Теперь большинство из них не только зрители и наблюдатели, но и активные участники различных оздоровительных мероприятий.

     Родители начали целенаправленно заниматься проблемами формирования здорового образа жизни у детей и ощущают себя более компетентными в этой проблеме.

    Мы считаем, что самой эффективной формой взаимодействия с семьей  являются занятия в семейных клубах, позволяющих осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие  родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, и педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.

Занятия в семейных клубах значительно повышают уровень развития физических качеств детей, скорость формирования жизненно важных двигательных навыков и основ здорового образа жизни. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком делают этот процесс весьма эффективным. Кроме того, постоянное наблюдение и страховка позволяют предоставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению более сложных движений. Не менее важно, что занятия в семейных клубах позволяют ребенку вступать в контакты и с детьми, и разными взрослыми. Такой круг общения создает широкую среду развития, помогает каждому ребенку стать полноценным членом сообщества.

     Таким образом, занятия в семейном клубе «Расти здоровым, малыш!» не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические

качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

     Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

      Благодаря деятельности клуба наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.         Деятельность семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – детского сада и семьи.

Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД область "Здоровье" по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир сказки»

Задачи:  Образовательные:   Расширять  знания  о профилактике  простудных  заболеваний  и  о том, что полезно  и  вредно  для  здоровья...

Статья "ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ" САДУ

Статья посвящена актуальной проблеме формирования основ здорового образа жизни через современные здоровьесберегающие педагогические технологии в системе воспитательно-образовательной деятельности в де...