Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью.
презентация по теме

Варенька Ирина Александровна

Текст к презентации: "Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_detskiy_sad.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью

Воспитатель МБДОУ № 8 Варенька И.А.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон Российской Федерации "Об образовании" № 273  (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации""Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование основ здорового образа жизни. Нам, как педагогам необходимо научить ребенка правильному выбору полезного для здоровья и отказа от вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Работая в детском саду, я обратила внимание, что все больше детей приходят в дошкольное учреждение со слабым здоровьем и недостаточным физическим развитием. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Что касается нашего дошкольного учреждения за период  с 2014 года увеличилось на  6%

Изучая этот вопросы здоровьесбережения, мы пришли к выводу, что причинами заболеваемости детей на наш взгляд являются:

  • Сложившаяся экологическая обстановка.
  • Недостаток врачебно-педагогического контроля.
  • Недостаточная организация двигательной активности детей.
  • Низкая культура семьи в отношении здорового образа жизни.
  • Низкий уровень знаний детей об устройстве и функционировании своего организма, умений помочь себе самому.

Последние две причины во многом зависят от грамотной организации жизнедеятельности детей в семье и в дошкольном учреждении, основой которой является формирование ответственного отношения к своему здоровью формирование потребности к здоровому образу жизни.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Этими и другими похожими вопросами задаются и родители и педагоги.

Решая вопросы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников, мы пришли к пониманию того, что основные направления оздоровительной работы нашего дошкольного учреждения должны быть направлены в первую очередь на воспитание:

  • отношения дошкольника к здоровью и здоровому образу жизни, проявляющееся в  положительном интересе к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, удовлетворению от самостоятельно совершаемых действий;  
  • отношения дошкольника к здоровью и здоровому образу жизни определяющемся в представлении ребенка о себе, о человеке, его внешнем виде, эмоциональных способах конструктивного взаимодействия;  
  • отношения дошкольника к здоровью и здоровому образу жизни характеризующееся умением ребенка переносить правила здорового образа жизни и безопасного поведения в соответствующие жизненные ситуации.  

Свою работу мы начали с проведения диагностических мероприятий целью которых было выявление знаний детей о здоровом образе жизни и их умения применять эти знания на практике. Разрабатывая диагностические карты мы основывались на следующих критериях: представлении детей о здоровье как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека; взаимосвязи здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным  привычкам); участии в  оздоровительных и закаливающих мероприятиях. Детям были предложены серии вопросов, различные проблемные ситуации, дидактические игры, посредствам которых мы определили уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни наших воспитанников.

Анализ результатов диагностического обследования дал возможность выявить недостатки в физическом развитии детей и наметить перспективы в работе, скорректировать физкультурно-оздоровительную работу, составить картотеку комплексов утренней гимнастики, подвижных игр, считалок и скороговорок для работы с детьми.

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного учреждения, разработанной на основе программы "Детство" нами были поставлены следующие задачи:

  • формировать у детей систему знаний и представлений о здоровом образе жизни: об устройстве и функционировании человеческого организма, о правилах поведения в различных жизненных ситуациях, навыках гигиены в отношении себя и окружающих;
  • формировать осознанное, ответственное отношение к своему здоровью;
  • формировать умение применять полученные умения и навыки в повседневной жизни.

В соответствии с ФГОС ДО для организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в детском саду созданы следующие условия:

  1. физкультурный уголок в групповой комнате, построенный на принципе сменяемости, представленный в виде пособий, стимулирующих активные движения, закреплению двигательных умений. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим;
  2. уголок релаксации в групповой комнате;
  3. музыкально-физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием и тренажерами;
  4. спортивная площадка детского сада и элементы спортивного оборудования на групповом участке.

Нами определены основные направления работы детского сада, которые представлены в следующей схеме:

Для меня было важно использовать такие формы и методы работы с детьми, которые обеспечивают возможность реализации индивидуальных интересов, возможностей, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребёнком своего личного опыта.

Образовательная работа поданному направлению проводили на специально организованных занятиях («С утра до вечера», «Лекарственные растения Кубани», «Наши друзья - витамины», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»). Провели игру-занятие «Путешествие в страну Здоровья».

Большую роль в формировании осознанного, ответственного отношения (к здоровому образу жизни) к своему здоровью мы отводим художественной литературе. Наибольший интерес вызывали истории Д.Орлова «Приключения Стобеда», И.Семенова «Неболейка», Лукьянова «Моя первая книга о человеке».

В совместной образовательной деятельности вне занятий (моделирование обучающих ситуаций, дидактические игры «Полезно-вредно», «Хорошо или плохо», «Где живет витаминка?»). В этих видах деятельности дети получали необходимые знания и навыки по теме ЗОЖ.

В сюжетно-ролевых играх, играх-тренингах, с помощью пальчиковой гимнастики мы формировали мотивацию в ЗОЖ, работали над предупреждением негативного поведения детей.

Со своими коллегами-воспитателями делилась накапливаемым опытом: разработала ряд памяток для воспитателей групп по созданию условий охранения и укрепления психофизического здоровья детей, принципах закаливания. С целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов были организованны мероприятия: выступление на педагогическом совете с сообщением «Как выработать мотивацию в ЗОЖ у старших дошкольников», размещение на своем сайте в социальной сети работников образования http://nsportal.ru/ комплекса упражнений по дыхательной гимнастике.

Для достижения максимального эффекта в укрепление здоровья, формировании навыков здорового образа жизни и жизненно важных двигательных умений у детей, развитие физических качеств, строю свою работу по принципу единства с семьей. Формы и методы работы с родителями, позволяющие повысить педагогическую компетентность родителей, объединить усилия детского сада  и семьи в вопросах оздоровления детей, используемые мною представлены в виде: 
• Анкетирование
• Опрос
• Изучение мед. карт
• Консультации
• Наблюдения

Основной целью работы с родителями на мой взгляд является необходимость донести, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность,  но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.

Для привлечения родителей к воспитательно-образовательному процессу и для повышения мотивации дошкольников в укреплении своего здоровья проводили совместные спортивные развлечения «Ловкие, быстрые, смелые», «Малые олимпийские игры», эстафеты-соревнования с участием пап к празднику 23 февраля. Провели конкурс семейных газет «Папа, мама, я – спортивная семья». В экспресс-листовках для родителей отражали назревшие проблемные темы по воспитанию здорового образа жизни в семье.  

Проводимая мной работа дает положительные результаты: 
1. У детей формируются первоначальные представления о здоровом образе жизни.
2. У детей развивается интерес к различным формам двигательной активности.
3. Отмечено снижение частоты заболеваемости на 17%.
4. Возросла заинтересованность родителей в спортивной жизни детского сада, стали участниками городской спартакиады.
5. Педагоги участвуют в спортивной жизни города.
6. Дети нашего детского сада посещают танцевальные кружки, спортивные секции.

Дальнейшая наша перспектива  учить детей применять в повседневной жизни полученные знания, и формировать устойчивые привычки к здоровому образу жизни; создание системы перспективного планирования по воспитанию ЗОЖ во всех возрастных группах, включение ее в рабочие программы педагогов и в Основную образовательную программу МБДОУ № 8

Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью.

Презентация: "Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью"....

Мастер-Класс для воспитателей на тему "Использование элементов психогимнастики как средства формирования бережного отношения к своему здоровью,ЗОЖ у дошкольников с целью реализации задач нравственного воспитания"

Мастер-Класс предназначен воспитателям,старшим воспитателям для организации работы по ознакомлению с нетрадиционными элементами психогимнастики,и формами ее использования.В настоящее время остро стоит...

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью"

Консультация для воспитателей на тему:«Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью»Выполнил: воспитатель Фищук Т.М.«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о...

Развитие у детей дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью

laquo;Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении з...

Программа профессионального саморазвития Бобылевой Юлии Владимировны на 2019 -2021г.г. Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью»

Программа профессионального саморазвития Бобылевой Юлии Владимировны на 2019 -2021г.г. Тема самообразования: «Формирование   у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к...

Программа социального партнерства с семьей на 2019-2021 учебный год тема «Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью»

Программа социального партнерства с семьейна 2019-2021 учебный годтема «Формирование   у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью»...