Конспект занятия "Путешествуя по планете Земля, совершаем добрые дела"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Чинчикас Светлана Викторовна

Развивать у детей старшего дошкольного возраста поисково-познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемой ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    «Детский сад комбинированного вида № 2   «Березка»

Конспект организованной образовательной деятельности                             по познавательному развитию на тему:

«Путешествуя по планете Земля                            совершаем добрые дела»

Группа общеразвивающей    направленности детей от  6  до 7 лет Воспитатель: Чинчикас С.В.

г. Моршанск                                                                                                                                                                                                                                2016 г.

Тема:  «Путешествуя по планете Земля совершаем добрые дела»                                                                                                                    Направление: познавательное развитие

Цель: развивать у детей поисково-познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемой ситуации.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей находить пути решения проблемных ситуаций;

- учить детей  отражать результат обобщения в речевом суждении;                                             - дать детям  понятие, что в природе нет мусора;

- уточнить представления детей о том, что человек является частью природы, и должен о ней заботиться, используя экологически безопасные средства;        - расширить представления детей о березе – символе России, о целебных свойствах березового сока;

Развивающие:                                                                                                                        - развивать у детей познавательный интерес детей к объектам живой природы;                                                                                                                                                 -  развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к природе;                      

- формировать у детей умение оценивать свои ответы по решению экологических проблемных ситуаций (самооценка),  и ответы сверстников (взаимоконтроль).                                                                                                                               Воспитательные:                                                                                                        - воспитывать у детей желание оказывать помощь объектам живой природы;                             - воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к природе, живым объектам, желание активно принимать участие в охране природы;

Предварительная        работа:                                                                                                    беседа «Почему опадают листья?»; опыты на темы: «Пламя загрязняет воздух», «Свечка в банке»; чтение авторской сказки Т. Шорыгиной «Спор»; сгребание опавших листьев с игровой площадки (на участке) и укрытие листвой цветников с многолетними растениями; очищение клумб от увядших цветов и складывание их в компостерную яму; наблюдение за березой (на экологической тропе); заучивание стихотворения А.Прокофьева «Березка»; разучивание пословиц, поговорок, народных примет о березе; трудовой десант «Поможем березам плакучим» (на экологической тропе); обыгрывание проблемной ситуации «Березовый сок: полезно или вредно…»; познакомить детей с правилами сбора березового сока; сюжетно-ролевая игра «Больница» /знакомство с профессией доктора-гомеопата/; беседа «Что мы знаем о муравьях», чтение авторской сказки «Муравьи» из книги В.Зотова «Лесная мозаика»; работа с пособием «Экология для малышей» по теме: «Чего не следует делать в лесу»; дидактические игры «Паутинка жизни», «Разрушенный дом»

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие

социально-коммуникальное развитие

художественно-эстетическое развитие

физическое развитие

Виды деятельности:

игровая 

коммуникативная

двигательная

восприятие художественной литературы

Методы и приемы:

игровой

словесный

наглядный

практический

Материалы и оборудование: проектор, презентация, указка

Ход ООД:

Вводное слово воспитателя (дети становятся в круг)

I. Организационный момент.

Воспитатель:  Дети, чтобы у нас на занятии все получилось, улыбнитесь  друг другу, гостям, и подарите свои улыбки мне, а я вам.                                                                                                              II. Эмоциональный настрой.

 Воспитатель: Дети, к какому празднику мы с вами готовимся? Воспитатель: Правильно. Мы готовимся к дню Земли.

(ответы детей)

III. Введение в тему.

Воспитатель: Дети, к нам на занятие  кто-то пришел.

Голос природы: Здравствуйте, дорогие дети! Я – Природа. Я - в  беде. В вашей помощи нуждаются птицы, воздух, деревья, насекомые. Вы можете понять причины их бедствий и помочь планете Земля. Только тогда наступит настоящий праздник – день Земли. Я верю в ваш ум и добрые дела.

Воспитатель: Дети, а вы хотите помочь природе, оказавшейся в беде?                                                        (ответы детей) 

Воспитатель: Дети, послушайте, чьи голоса вы слышите?

Голос птицы (скворец):

«Дорогие дети! С просьбой о помощи к вам обращаются птицы. Весной

невозможно прилетать на родину. Воздух насыщен дымом от костров. Нечем дышать. Люди жгут листья, не задумываясь о том, какой вред они приносят себе и природе. Как можно защитить воздух от дыма костров? Помогите!»                                                                                              

IV. Воспитатель:  Дети, как вы думаете, можно ли защитить воздух от дыма костров?             (ответы детей)

Воспитатель:  Правильно. Дети, для того чтобы решить эту проблему предлагаю вам разделиться на группы для защиты объектов, нуждающихся в помощи.

Воспитатель:  Дети, кто хочет выступить в защиту прошлогодней листвы?          (по желанию детей)

Воспитатель:  Дети, кто хочет рассказать о вреде загрязнения воздуха?                                                                                  (по желанию детей)                                                                                                    Воспитатель:  Дети, кто хочет выступить в защиту птиц? (по желанию детей)

Воспитатель:  Дети, сейчас все группы посоветуйтесь, и приступим к обсуждению проблем.                                                                                            Воспитатель:  Итак, первыми мы заслушаем детей, выступающих в защиту прошлогодней листвы.  Как вы думаете, нужно ли осенью, весной  сжигать опавшие листья?                                                                                                       Предполагаемые ответы: сжигать листву нельзя, потому что в природе нет мусора;  осенью листва будет проливаться дождями, перегнивать; зимой от морозов превратится в удобрение.                                                                                                               Воспитатель:  Верно. Граблями люди тщательно вычесывают листву, оголяя землю, истощая ее;  люди  превращают почву в бесплодный грунт,  на месте костров на земле  остаются на долгие годы не зарастающие травой «ожоги».                                                                                                                                              Воспитатель:  Дети, как вы думаете, что нужно делать с листвой на тротуарах, дорожках?                                                                                          Предполагаемые ответы: эту листву нужно сгребать  и укрывать ей цветники с многолетними растениями.

Воспитатель: Верно. Дети, какую пользу приносит листва деревьям, кустарникам, травам?                                                                                  Предполагаемые ответы: зимой листва защищает корни растений от мороза, а весной – не дает испаряться влаге с поверхности земли; можно подгрести листву к стволам плодовых деревьев и кустарников, тем самым защитить корни от морозов.

Воспитатель: Правильно. На приусадебных участках листву нужно сгребать, засыпать в компостерную яму для перегнивания.                                            Воспитатель: Дети, но люди  своими непродуманными поступками ухудшают  условия прорастания растений, делая их слабыми.  Истинно высказывание, что  «В природе нет мусора». Вот какой огромный вред приносят люди, сжигая листья.                                                                                                         Воспитатель:  Итак, следующими мы заслушаем группу в защиту воздуха.                                                                                                           - Дети, как вы думаете, что происходит с воздухом от дыма костров?                                                                                                         Предполагаемые ответы: воздух  загрязняется от дыма костров.                                                   Воспитатель: Правильно. Дети, на примере какого опыта мы в этом убедились?                      

Ребенок: Когда над пламенем свечи держали стекло, оно покрылось слоем копоти.                                                                                                               Воспитатель: Верно. Еще, какой вред мы приносим воздуху при сжигании листвы?

Ребенок: для горения костра нужен кислород, который находится в воздухе.

Воспитатель: Правильно. Какой опыт мы проводили, чтобы в этом убедиться?

 Ребенок: опыт со свечкой в банке – свечке не хватает кислорода для горения, она тухнет.

Воспитатель: Верно. При горении кислород (полезный воздух) превращается в другой газ, вредный для дыхания живых организмов.                           – Дети, из группы в защиту птиц объясните, почему птицы пожаловались на то, что им нечем дышать при полете?

Ребенок: кислород в воздухе сгорает от костров; птицам в небе трудно летать и дышать; птицы не могут прилететь кормиться в город.

Воспитатель: Правильно. Что произойдет с птицами, если они не будут прилетать в город к жилью человека?                                                                           Ребенок: птицам не хватает корма, они могут погибнуть.

Воспитатель:  Действительно, сжигая листву люди приносят огромный вред природе и всем живым существам. И наносят непоправимый ущерб своему здоровью, потому что вредный воздух с дымом попадает в легкие, на кожу людей.

Воспитатель:  Дети, как мы можем помочь птицам не задохнуться от дыма костров?

Ребенок: можем рассказать о том, какой вред природе, человеку приносит сжигание листвы.

Воспитатель:  Дети, скажите, а кому мы можем об этом рассказать?                          Ребенок: можем рассказать друзьям, соседям, родственникам, дедушка, бабушкам, знакомым.

Воспитатель:  Верно. Многие из вас живут в разных микрорайонах города. Как можно сообщить жителям своего микрорайона о вреде загрязнения воздуха? 

Ребенок: мы можем развесить объявления-рисунки  «На куче листвы нарисуем красный крест»; это будет обозначать – «Жечь листья вредно для природы – знак запрета. 

Воспитатель: Правильно. И с  помощью экологического светофора мы узнаем, правильное ли решение мы приняли.  

(на экране экологический светофор оценивает решение детей)                                   Дети, вечером мы с вами нарисуем объявления-рисунки  и вы их развесьте по своему месту жительства. Дети, сообщите своим родственникам, близким, знакомым о вреде сжигания листьев для природы и человека.                  (птица    на экране благодарит детей за правильное решение проблемы, и сообщает о том, что они ждут их помощи)  

Работа детей на коромыслах по методике В.Ф. Базарного.

Воспитатель:  Дети, вы слышите шелест? Наверное, к нам хочет обратиться другой гость.                                                                                                                                                                                           (на экране березки)        

«Уважаемые дети! Весной начинается сокодвижение  у деревьев. Как тяжело приходится нам жить березам! Нерадивые люди делают березам надрезы на стволах, набирают целебный сок, и не лечат нас потом.  Помогите нам! Мы погибаем, истекая слезами…»  

Воспитатель: Дети, давайте подумаем, как мы можем помочь березкам?

Предполагаемые ответы детей: нужно сходить в городской сад с «Зеленым патрулем»;  сообщить родственникам, соседям, товарищам о том, какой вред приносит преднамеренная заготовка березового сока; заготовить глины и замазать ей раны на стволе, т.е. полечить березы.                                                Воспитатель: Верно. Правильно сказал Артем, нужно пойти в городской сад, и на месте оказать березам помощь.                                                   Воспитатель: Верно. Дети, как мы можем остановить нерадивых людей от жестокого обращения с березами?    

Ответы детей: поставить в березовой аллее экологический знак «Охраняется детьми» и т.д.                          

Воспитатель: Дети, скажите, что нужно взять с собой в патруль, чтобы помочь березам?

                             (варианты ответов)

Воспитатель: Правильно. Дети, как вы думаете, когда нам нужно сходить в патруль?

                               (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, уже закончилось сокодвижение у берез, и мы сможем им оказать помощь. Завтра наш «Зеленый патруль» окажет помощь березкам.                                                                                                                                – Дети, посмотрите презентацию о березках, из нее вы узнаете много нового для расширения своего кругозора.

                        (показ презентации про березы) 

Воспитатель: Дети, что нового вы узнали о березе? (ответы детей)

                           Физкультминутка  «Березка»

Мы березку посадили, (выпрямиться)

Мы водой ее полили, (руки согнуть к плечам, ладонями вперед)

И березка подросла,  (встать)

К солнцу ветки подняла. (руки вверх)

А потом их наклонила, (руки вниз, спина прямая)

И ребят благодарила. (поклоны головой)

Воспитатель:   Дети, сейчас мы узнаем кто еще нуждается в нашей помощи.                                                                                   «Уважаемые дети! Жить в пригородном сосновом бору стало невозможно! Дело в том, что группа детей  из лагеря «Акварель» ежедневно приходит к нашему муравейнику, разоряет его палками, смеются над нашим сломанным домом, и тут же рядом начинают играть в футбол. Бег, крики слышны в лесу часами, пока не придет время им обедать. Подумайте, как убедить этих детей в том, что они должны приходить в лес гостями, не разрушать наш дом – муравейник»  Спешите на помощь!                                  

Воспитатель:  Дети, чем мы можем помочь муравьям?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель:  Верно. Для того, чтобы побеседовать с этими детьми, огородить муравейник нужно, поставить экологический знак «Охраняется детьми».

- Послушайте рассказ Л.П. Симоновой «Случай около муравейника»  (речевая логическая задача)

«На каникулы мальчик приехал в деревню. Рядом с ней – лес. Отправились дед с внуком в лес – по ягоды, по грибы. Внук бежал вперед деда.

- Ой, какая высокая куча! – удивился мальчик и воткнул в нее         палку. По палке забегало множество муравьев. Подошел дедушка, осторожно вынул палку.

- Великая беда пришла в лес, - сказал он.        

- Где беда? У кого?

Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с деревьев снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное великим трудом.

Где враг? – не понял внук.

Враг-то? Да тут он, рядом…

Мальчик начал озираться, но врага так и не увидел. Кто же он?»

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кого дедушка назвал врагом?        

Воспитатель:  Правильно. Нельзя рушить то, что сделано не тобой.

Тем более в лесу, где есть свои законы и правила. Мы должны их соблюдать.

V. Итог занятия.

Воспитатель:  А сейчас я вам прочитаю стихотворение Татьяны  Петуховой:
Давайте  друзья, в любую погоду,
Будем беречь родную
 природу!
И от любви заботливой нашей, 
Станет земля и богаче  и краше! 
Помните, взрослые, помните, дети! 
Помните - что красота на планете,
Будет зависеть только от нас. 
Не забывайте об этом сейчас. 
Планету живую сберечь для народа! 
И пусть восхваляет гимн жизни – природа!
VI. Рефлексия (вывешено солнце без лучиков).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите на солнышко.  Если вам было на занятии интересно, все понравилось и все у вас получилось, можете  взять  повесить свой лучик к солнышку (дети выполняют задание)                  

Воспитатель:  Ребята, я так же как вы повешу свой лучик к солнышку.                             – Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось!

                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Ваши добрые дела"

воспитывать уважение к старшимпоказать варианты культурных и добрых поступковпобуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения...

Конспект занятия "Дети планеты земля"

Конспект занятия в старшей группе "Дети планеты земля"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа "Добрые дела" (беседа)

Цель: упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам доброго, вежливого поведения.Воспитатель: случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступ...

Конспект открытого НОД «Планета Земля в опасности» в рамках проведения экологической акции

Дети являются стихийными материалистами и хотят причину всех явлений. Опыт показывает, что уже  в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если ...

Сказка "Как Вупсень и Пупсень совершают добрые дела"

Это авторская сказка, которая повествует о том что два героя решили делать добрые дела и начали с природы....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Совершим добрые дела"

Конспект занятия в средней группе по ФЭМП "Совершим добрые дела" на упражение с чсете предметов на ощупь, на закрепление равенства и неравенства двух групп предметов га основе счета, на умен...