картотека дыхательных игр
консультация (старшая группа) на тему

Дыхательные упражнения и игры

 

"БЕГЕМОТИК"

 

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

 Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

                     То животик опускается (выдох).

 Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

 

 

 

 

 

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"КАЧЕЛИ"

 

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

 Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

 Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

                       Качели вверх (вдох),

                       Качели вниз (выдох),

                       Крепче ты, дружок, держись.

 

Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"НЫРЯЛЬЩИКИ ЗА ЖЕМЧУГОМ"

 

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

 

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Дыхательные упражнения и игры

 

"ДЫХАНИЕ"

 

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

 

 Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

 

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

 (Вдохи всем телом после каждой строчки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ"

 

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 

 Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.

 

 Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"ЛИСТОПАД"

 

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 

 Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

 

 Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"СНЕГОПАД"

 

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 

 Оборудование: "снежки" из ваты.

 

 Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"КОРАБЛИК"

 

 Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 

 Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

 

 Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

 

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"ЛЕТИ, ПЕРЫШКО!"

 

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 

 Оборудование: перышки небольшого размера.

 

 Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"МОЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК"

 

 Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

 

 Оборудование: воздушные шары.

 

 Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

 

 Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

 

 Вариант 1.

 

 Мой воздушный шарик, раз, два, три.

 Легкий, как комарик, посмотри.

 Носом я вдыхаю, не спешу,

 За своим дыханием слежу.

 

Вариант 2.

 

 Каждый день я в шарик дую,

 Над дыханием колдую.

 Шарик я надуть стремлюсь

 И сильнее становлюсь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"ЛЕСНАЯ АЗБУКА"

 

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

 

 К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

 

 "У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

 

 "А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

 

 "Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"ДУЕТ ВЕТЕРОК"

 

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

 

 Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

 

Золотое солнышко по небу катается

С утра улыбается,

А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой  руке, изображая "солнышко" и встают в круг).

Что было дальше?

Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").

Вдруг подул ветерок,

А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"КОМАР"

 

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

 

 Оборудование: предметная картинка "комар".

 

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з").

 

 Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:

 

З-з-з - комар летит,

 

 З-з-з - комар звенит.

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"ЖУКИ"

 

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

 

 Оборудование: предметная картинка "жук".

 

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").

 

 Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

 

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

 

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

 

 

 

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"РЫЧАЛКА"

 

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

 

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р").

 

 Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"ВАРИМ КАШУ"

 

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

 

 Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

 

 Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

 ("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").

Каша варится.

 (Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют.

 (Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Раз, два,три,

Горшочек, не вари!

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"МЫЧАЛКА"

 

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

 

 Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

 

 Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"ДРАЗНИЛКА" ИЛИ "ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ"

 Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

 

 Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"ЭХО"

 

 Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.

 

 Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо.

 

 Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"ПОЕЗД"

 

 Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.

 Оборудование: схемы слов - "вагончики", предметные картинки из серий: "Игрушки", "Овощи" и др.

                  

 Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: "Это яблоко" и выставляет два вагончика.

 Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом - добавить к поезду "вагончик".

 Например, ребенок может сказать: "Это большое яблоко". Следующий ребенок скажет: "Это большое красное яблоко".

На каждое добавленное слово присоединяется "вагончик".

Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.

Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы - с паузой через 3-4 слова.

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"ВЕСЕЛЫЕ ДВИЖЕНИЯ"

 

 Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.

 

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).

Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).

И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).

 Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"ПОТЯГУШЕНЬКИ"

 

 Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику, умение сочетать речь с движениями.

Дети произносят стихотворный текст, сопровождая его движениями:

Потягушеньки моей душеньке.

Тянем ноженьки, тянем рученьки. (Поднимание стоп на носки, руки расходятся через стороны вверх).

Сон скорее уходи, сила, приходи. (Руки напряжены, согнуты в локтях в положении поднятой штанги).

Улыбнись, дружок, хоть один разок. (Улыбка)

 

 

 

 

 

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"ЯБЛОНЯ"

 

 Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.

 

 Педагог  читает сказку, дети выполняют движения по тексту:

Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.

Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,

Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.

А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая,

И много у нее ветвей, совсем как руки у детей.

 (Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).

Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.

Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших.

(Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).

Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.

 

 (Дети покачивают руками из стороны в сторону).

Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,

Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.

 

 (Дети дуют все вместе).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательные упражнения и игры

 

" ПОЛЕТ НА ШАРИКЕ"

 

 Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.

 Оборудование: разноцветные мячи.

 Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:

Все дети во сне летают.

 (Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).

К звездам полететь мечтают.

Мы подрастаем, пока летаем.

 (Дети двигаются по кругу с мячами в руках).

Мы подрастаем, пока мечтаем.

 (Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокруг себя)

 

 

 

Дыхательные упражнения и игры

 

"ДИРИЖЕР"

 

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.

 

 Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие).

 

 Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.

 

 Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.                                                                

 

 

Сразу яблоки упали и о землю застучали,

 

Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,

 

Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают.

 

 (Топают ногами).

 

Одно яблоко осталось, повисело еще малость,

 

Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.

 

Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.

 

 (Движение "веретено" согнутыми в локтях руками).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека дыхательных игр и упражнений

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика в 12 карточках в которых 3-4 упражнения.Понятное описание для того кто проводит и масса положительных эмоций у тех с кем проводят!))...

Картотека дыхательных упражнений для работы с коррекционными группами

В данном документе представлена подборка дыхательный упражнений, применяемых на занятиях в коррекционных группах....

Картотека дыхательной гимнастики

С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой ...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

"Пение - уникальная дыхательная гимнастика" (картотека дыхательных упражнений)

Искусство пения – это и есть, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни.   Давно известно, что пение является одним из лучших дыха...