2015-2016 Проект "Ориентировка в пространстве" сентябрь 2015 - апрель 2016
проект (старшая группа) по теме

Тип проекта: долгосрочный

По доминирующему методу: информационно-практический

По количеству участников: групповой

По продолжительности: долгосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители

Предмет проекта: развитие у детей  умения ориентироваться в пространстве

Сроки реализации проекта: с сентября 2015г. по апрель 2016 г.

Цель: создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить и расширить пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, за, между, рядом;

- научить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);

- научить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету;

- научить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками - указателями маршрутов;

- научить определять своё местонахождения среди окружающих людей и предметов.

Развивающие:

- развивать зрительно - пространственную ориентировку у детей;

-развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, умение внимательно слушать;

-воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_orientir_v_prostranstve.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 2092 им. И.Н. Кожедуба

(ГБОУ СОШ № 2092)

Долгосрочный проект в старшей группе

«Ориентировка в пространстве»

                                                        Разработчик проекта

                                                                                           

Суздалева Светлана Юрьевна

воспитатель

д/п «Надежда»

Москва 2015 – 2016 год

Долгосрочный проект в старшей группе

«Ориентировка в пространстве»

Автор: Суздалева С.Ю.

Тип проекта: долгосрочный

По доминирующему методу: информационно-практический

По количеству участников: групповой

По продолжительности: долгосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители

Предмет проекта: развитие у детей  умения ориентироваться в пространстве

Сроки реализации проекта: с сентября 2015г. по апрель 2016 г.

Цель: создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить и расширить пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, за, между, рядом;

- научить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);

- научить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету;

- научить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками - указателями маршрутов;

- научить определять своё местонахождения среди окружающих людей и предметов.

Развивающие:

- развивать зрительно - пространственную ориентировку у детей;

-развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, умение внимательно слушать;

-воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Интеграция областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Предполагаемый результат:

Для детей:

- уверенно выделяет ведущую руку;

- обозначает словом своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;

- ориентируется на листе бумаги;

-развит навык перекрёстного ориентирования в схеме собственного тела;

- сформировано умение писать графические диктанты по речевой инструкции;

-умеет переносить полученные знания и умения в другие виды деятельности.

Для родителей:

- смогут осознано формировать у детей навыки пространственного ориентирования дома

Для педагогов:

-обобщение педагогического опыта;

- повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение методам проекта в работе с детьми.

Для выявления знаний и умений у дошкольников по ориентировке в пространстве использовала методики диагностики:

«Пробы Хеда» (Диагностика пространственных представлений о собственном теле). Эта методика направлена на исследование ориентировки ребенка в пространстве собственного тела. Вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем по отношению к телу. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице, и каково взаиморасположение отдельных его частей.

Методика «Что находится спереди от меня?» Эта методика направлена на исследование ориентировки собственного тела ребенка в пространстве. Ребенку предлагается встать на середину комнаты и назвать предметы, которые он видит спереди от себя. Затем исследователь поворачивает ребенка на 90 в правую сторону и предлагает снова назвать предметы, которые он видит спереди от себя.

Методика «Расположение предметов на рисунке» включает в себя 6 картинок, которые направлены на различное исследование ориентировки ребенка в пространстве на примере картинок, направлена на исследование того, понимает ли ребенок вопросы, связанные с пространственным расположением.

Продукт проекта:

-конспект открытого занятия;

- игротека для детей;

- памятка для родителей с играми на развитие ориентирования в пространстве.

Роль родителей в реализации проекта:

- активные, заинтересованные в успехах своих детей участники проекта.

Участие специалистов в реализации проекта:

Воспитатель - создаёт условия для развития;

Инструктор по физическому воспитанию – по согласованию с руководителем проекта закрепляет навыки ориентировки в пространстве.

Актуальность темы

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Поэтому считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Этапы проведения проекта:

1 этап: Вводный.

Определение темы, цели, задач и содержания проекта, прогнозирование результата.

2 этап: Подготовительный.

Определение содержания деятельности всех участников проекта. Подбор методической литературы и необходимых материалов. Разработка конспектов, создание развивающей среды.

3 этап: Основной.

Выполнение проекта: проведение НОД, бесед, игровых ситуаций, дидактических игр, консультаций для родителей, графических диктантов, совместная деятельность с детьми «Весёлые лабиринты».

4 этап: Заключительный.

Презентация продуктов проектной деятельности:

памятка для родителей с играми на ориентировку в пространстве;

игротека для детей;

проведение открытого занятия: «Удивительное путешествие».

Ориентировка «на себя»; освоение «схемы собственного тела»

Дидактическая игра: «Петрушки (клоуны)».

Цель: познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом».

ДИ: «Угадайка», «Что изменилось?».

Игра «Правый глаз».

Игра «Внутри и снаружи»

ДИ: «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)». Цель: показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот.

Игра «Обезьянки». На начальных этапах игру провожу без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

Игра «Путаница». Детям предлагаю правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой.

Данные задания можно включать в следующие виды деятельности: физкультурные и музыкальные занятия, аппликация и рисование, конструирование. Например, на листе бумаги упражнение: «Дорожки», «Ленточки», раскладывание дидактического материала на занятиях по счету тоже в направлении слева направо.

Игровая ситуация «Мышиные истории», «Три котенка», «Красная Шапочка»

Математическая игра «Вперед и назад»

Математическая игра «Что изменилось?»

Конструирование «Постройка сарая для животных»

Аппликация «Угости зайку морковкой»

Конструирование «Теремок»

Игра «Вопрос – ответ»

Физкультминутка «Самолет»

 Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям:

вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево

ДИ: «Куда пойдешь, что найдешь?».

Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка внимательно слушать команды взрослого.

Игра «Фигурное лото»

ДИ: «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)» Цель: учить ориентироваться в реальном пространстве с опорой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бумаге, с реальными предметами.

Игровая ситуация «Путешествие», «Новые приключения Тома и Джерри».

Отношения «длиннее – короче», «дальше – ближе».

Понятия «близко – далеко»

Игровое упражнение «Что изменилось?»

Математическая игра «Уголки»

Психогимнастика «Смелый заяц»

Конструирование «Городской транспорт»

Математическая игра «Мастерская ковров»

Конструирование «Записная книжка в подарок папе»

 

Определение расположения предметов в пространстве

«от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется

на самом субъекте

ДИ: «Клоуны» (кукольный театр). Цель: обратить внимание на взаимное расположение объектов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом.

ДИ: «Встань впереди или сзади товарища»

Игра «Кого загадали?», «Развивающий коврик»

Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь». Цель: научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия «налево», «вправо», «вверх», «вниз», «между», «над», «под», «за» и т.д.

Игра «Путешествие жука». Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

Игровая ситуация «Переполох»

Математическая игра «По три в трех»

Конструирование «Гаражи для своей машины»

Математическая игра «Найди ключи»

Экологическая игра «Охотник и пастух»

Математическая игра «Узнай, что изменилось»

 

Определение собственного положения в пространстве

(«точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете

ДИ: «Угадай, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?»

Игра «Что под ладошкой?»

Игра «На параде»

Игра «Справа и слева»

ДИ: «Угадай, кто за кем». Цель: продолжать формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед».

Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?», «Кто стоит впереди, кто сзади?»

Аппликация «Теремок»

Определение пространственной размещенности предметов

относительно друг друга

Игра «Фигурное лото»

Игра «Помоги пчёлке собрать урожай»

Игра «Художник»

Игра «Замри». Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека.

Упражнения на развитие глазомера.

Математическая игра «Что изменилось»

Математическая игра «Пройди к избушке лесника»

Психогимнастика «Сосулька»

Пальчиковая игра «Коза и козленок»

Математическая игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт»

 

Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются

Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». Детям объясняют, что сначала они должны выполнять все движения в правую сторону, а на обратном пути – в левую сторону

Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей)

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты.

«Где мишка!» (В игре принимают участие от пяти до семи человек)

Дидактическая задача. Учить детей свободно пользоваться планом.

Математическая игра «Сколько пар ботинок?»

Игра «Раскрась разными штрихами домик»

Игра «Строительство» бензозаправочной станции по рисунку.

Игровая ситуация «Спящая красавица»

Картотека игр для развития пространственной ориентировки.

План реализации проекта.

Направления

Содержание деятельности

Срок

исполнения

Работа с детьми

НОД «Путешествие в королевство математики»

Беседа: «Что такое пространство?»

Дидактическая игра: «Весёлый круг»

Беседа по картинке «Расскажи, где что (кто) находится»

Дидактическая игра: «Солнышко»

Совместная деятельность: «Весёлые лабиринты»

Сентябрь

Сотрудничество с родителями

Консультация для родителей: «Как важно научить ребёнка ориентироваться в пространстве»

Сентябрь

Работа с детьми

НОД

Тема: «Высоко, низко, далеко, близко»

Беседа по картинке « Около бабушки - кошка. Далеко от бабушки корова»

Д/и: « Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»

НОД.

Тема: «Вперёд, назад, спереди, сзади»

Беседа по картинке «Впереди кошки - мисочка с молоком, позади кошки- мышка, горшок и кувшин»

Д/и: «Кто где стоит?»

Октябрь

Сотрудничество с родителями

Предложить провести дома игру «Добавь слово»

Октябрь

Работа с детьми

Квест-игра «Поиски подарка»

Тема: «За, под, над, перед»

Беседа по картинке «Над кроватью - картина. Под кроватью ящик с игрушками»

Беседа по картинке «Перед дверью - собака. За дверью – гость»

Тема: «Справа и слева»

Чтение стихотворения В. Берестова «Стоял человек на развилки дорог»

Рассматривание картинки «Слева от берёзы – гриб. Справа от рябины – пенёк»

Д/и «Куда спрятался листочек»

Аппликация для малышей к д/и «Куда спрятался листочек»

Д/и: «Контролёр»

Графический диктант 3, 4

Совместная деятельность « Весёлые лабиринты».

Ноябрь

Сотрудничество с родителями

Работа с детьми дома. Графический диктант «Ключик»

Ноябрь

Работа с детьми

Игровое упражнение « Правильно пойдёшь, клад найдёшь»

Игровое упражнение «Что где?»

Беседа по картинке «Расскажи, где что (кто) находится»

Дидактическая игра: «Угадай, кого загадали»

Графический диктант 5,6

Чтение : И. Токмакова «Аист, аист длинноногий»

Декабрь

Сотрудничество с родителями

Беседа с родителями на тему

«Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте»

Декабрь

Работа с детьми

Игровое упражнение «Идём по следам»

Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи»

Д/и: Найди игрушки

Графический диктант 12,17

Совместная деятельность «Весёлые лабиринты»

Чтение: «Десять джигитов. Скок-скок, ножкиЛариса Ладыка, перевод с балкарского

Январь

Сотрудничество с родителями

Папка-передвижка « Домашняя математика».

Январь

Работа с детьми

Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно»

Игровое упражнение «Где лежит предмет?»

Д/и: «Дополни предложение»

Д/и: «Как пройти к зайке?»

Задание по картинке «Расставь в комнате недостающие предметы»

Графический диктант. Узор №1,2

Чтение: «Бродяга-Пёс» Марина Новицкая,

Февраль

Сотрудничество с родителями

Аппликация с детьми «Красивый ковёр»

Февраль

Работа с детьми

Игровое упражнение «Найдём секрет по плану»

НОД

Тема: «Удивительное путешествие»

Д/и: « Найди место»

Д/и: «Кто правильно назовёт?»

Игротека для детей.

Графический диктант. Узор №3. Ракета

Чтение: «Маленькая мама» Инна Ищук

Март

Сотрудничество с родителями

Памятка для родителей с играми на развитие ориентировки в пространстве.

Март

Работа с детьми

НОД «Малыш и Карлсон»

НОД «Помоги принцессе»

НОД «Спасем космос»

Показ презентации «О космосе»

Апрель

Сотрудничество с родителями

Предложить родителям совместно с детьми сделать план комнаты ребёнка.

Апрель


Ресурсное обеспечение проекта

Методическое:

  1. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Под ред. З.Л.Венковой,       Н.В.Казанцевой. Пермь. 2007
  2.  Т.И.Ерофеева. Знакомство с  математикой. М., 2007.
  3. Е.С.Евдокимова. Технология проектирования. М.2008
  4. Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития пространственного восприятия у дошкольников. Т. А. Шорыгина. М. 2004.
  5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. Автор-составитель Н. В. Лободина . Волгоград: Учитель,2012.
  6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. М.: Просвещение, 1989
  7. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. И. А. Помораева, В. А. Позина. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Коморовой. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  9. Дидактический материал в картинках. Учусь ориентироваться в пространстве. Книга для занятий с детьми 5-7 лет. М.: Школьная Пресса, 2010.
  10. Методические рекомендации к пособию «Учусь ориентироваться в пространстве». М.: школьная Пресса, 2010.

Материально-техническое:

- подборка консультативного материала для родителей;

- разработка группового проекта, конспектов занятий, игр, игровых упражнений;

- подбор иллюстраций, детской литературы;

- оформление предметно-развивающей среды по теме: «Ориентировка в пространстве».


Конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание»

«Малыш и Карлсон»

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.

Цель: создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве

Программные задачи:

Образовательные: закрепить счет, продолжать формировать у детей примеры логического мышления (анализ, синтез, обобщение) в процессе решения логических задач; упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Развивающие: развивать творческое и логическое мышление, внимание, память, сообразительность;

закреплять знания дошкольников о геометрических фигурах; развивать личностные и интеллектуальные качества.

Воспитательные: активизировать интерес к познанию при помощи любимого героя мультфильма.

Материал и оборудование:

Игрушка Карлсон, конверт с письмом, геометрические фигуры, карточки с изображением цифр по карточки с изображением цифр, тетради, музыкальный центр, запись мелодии из мультфильма

Ход:

Воспитатель приглашает детей встать в полукруг.

Ребята, сегодня утром в нашей группе я обнаружила конверт, а в нем –письмо. А от кого вы сейчас узнаете, когда отгадаете загадку!

Загадка про Карлсона.

Толстячок живет на крыше,

А летает он всех выше.

Он самый веселый на свете,

Поэтому нравится детям.

(Карлсон).

Дети: Карлсон.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, отгадали.

Но Карлсон очень любит играть и шутить. Решил устроить для вас конкурс на самого внимательного, умного математика. Карлсон подготовил специальные задания, очень сложные и занимательные. Мы с вами, ребята, эти задания выполним и выберем победителя!

Воспитатель:

- Ну, что же, ребята, поможем выбрать самого внимательного и умного математика.

Дети:

- Поможем!

На столе находится конвертом с письмом.

Воспитатель читает письмо.

Вот мои задание :

1. Разложи и посчитай.

(надо разложить цифры и посчитать прямой и обратный счет).

(Дети начинают раскладывать цифры, включается негромко музыка из мультфильма) .

-Молодцы, ребята! С заданием Карлсона мы легко справились!

2. Назови соседей числа.

-Молодцы, ребята! И с этим заданием мы справились.

3. Ночью, когда в группе никого не было, прилетел Карлсон и принес игрушку, так как он любит шутить, он спрятал, а в письме написал, как ее можно найти. Встаньте спиной к окну, сделайте вперед 4 шага, повернуться налево и пройти еще 3 шага, повернулись направо вперед 2 шага, повернулись направо3 шага вперед.

Игра: «найди игрушку».

- Правильно, ребята! Вы и в этот раз успешно справились с заданиями!

4. Вам нужно правильно решить задачки и обвести цифры в кружочек.

Логические задачи.

? Сколько солнышек на небе? (1)

? Мышки кошки испугались, по углам все разбежались. Одна- в ящик, две – за ней. Сколько было всех мышей( 3)

? Сколько у пяти коров хвостов( 5)

 Правильно, ребята! Вы и в этот раз успешно справились с заданиями!

5. Слуховой диктант.

Нарисуй в правом верхнем уголке - квадрат;

В левом верхнем уголке– круг;

В правом нижнем уголке – треугольник;

В левом нижнем уголке - прямоугольник;

В середине – овал.

Где, нарисовали круг? (В левом верхнем уголке) .

Где, нарисовали квадрат? (В правом верхнем уголке) .

Воспитатель:

Мы с вами выполнили все задания Карлсона и теперь остается выбрать самого внимательного и вручить ему приз. Победителю торжественно вручается медаль!

Воспитатель:

-Ребята, вам понравился конкурс Карлсона? Какие задания были интереснее? Почему?

Ребята, Карлсон благодарит всех детей за работу! Вы все молодцы, без труда справились со всеми заданиями. И на память Карлсон дарит вам свой портрет.


Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в королевство математики»

Цель: создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве

Развивающая задача:

Развивать внимание, любознательность, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.

Обучающие задачи:

1. Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

2. Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).

3. Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу

Воспитательная задача:

 Воспитывать познавательный интерес  к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое до конца.

Здоровьесберегающая задача:

Осуществлять смену статического положения на занятии в целях охраны здоровья детей.

Предварительная работа:

1. Развивающая игра «Геометрические формы».

2. Дидактическая игра «Сложи из фигур».

3.Игровые упражнения «Отсчитай столько же», «Сосчитай фигуры».

Материал:

Для воспитателя:

1.Игрушки – кукла, мишка, 3 обруча, 2 пирамидки, 2 кубика, колокольчик.

2. Коробка с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов, фигура каждого цвета в двух размерах

3.  5 конвертов разного цвета.

4. Корона для королевы Математики.

5.Медальки по количеству детей.

Для детей:

1.Три коробки с набором геометрических фигур.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,  коммуникативная.

Вводная часть

Организационный момент

(словесно-наглядный)

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем

Основная часть

Сегодня у нас необычное путешествие. Я -  королева   Математики и хочу пригласить вас к себе в королевство, где нас     ждут занимательные игры, интересные задания.

Но прежде, чем отправимся, я хочу проверить ваши знания. Я вам буду задавать вопросы, а вы должны быстро ответить на них. - Готовы?

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Сейчас утро или вечер?

- Сколько частей суток?

- Назовите части суток.

- Сколько дней в неделе?

- Назовите дни недели по порядку.

- Сколько раз в году бывает день рождения?

- Кто громче мычит: петух или корова?

- Кто быстрее доплывет до берега: утята или цыплята? Почему?

Молодцы! Много вы уже знаете, хорошо отвечали.

А отправимся мы в моё королевство на ковре-самолете.

Возьмитесь за руки и закройте глаза

Релаксация «Путешествие»

В это время воспитатель включает музыку, настраивая детей выполнить упражнение на релаксацию «Путешествие».

Открывайте глаза. Я очень рада вас видеть у себя в королевстве, где живут числа и цифры. А чтобы вам не было скучно, я приготовила игровые задания.

Посмотрите внимательно и скажите:  Сколько писем? (5)  

Правильно 5 писем и все они… (разного цвета)

Игровое упражнение «Соберем игрушки кукле»

Давайте откроем первое письмо. Какого оно цвета? – красного. В этом конверте находится такое задание – игра «Соберем игрушки

кукле».

Воспитатель  предлагает кукле поиграть с игрушками. Ставит на стол 2 кубика и 2 пирамидки.

Сколько кубиков? Сколько пирамидок?

Что можно сказать о количестве пирамидок и кубиков?

Сколько всего игрушек у куклы? (4)

Чего больше (меньше) игрушек или пирамидок?

Чего больше (меньше) игрушек или кубиков?

Правильно, игрушек больше, чем пирамидок (Указывает на пирамидки).

Игрушек больше, чем кубиков (Указывает на пирамидки).

Упражнение «Не ошибись»

К кукле в гости пришел мишка. Они хотят поиграть в игрушки.

Ребята,  разделите игрушки поровну: кукле – пирамидки, а мишке - кубики.

Молодцы! Хорошо справились с первым заданием.

А теперь открываем конверт с цифрой…2 (ответы детей). Какого оно цвета? – желтого.  А в этом конверте находится уже следующее задание-игра «Не ошибись».

Дети делятся на 3 команды. Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с геометрическими фигурами. Вместе с детьми рассматривает геометрические фигуры, уточняет названия, цвет и величину. Предлагает первой команде разложить геометрические фигуры по форме, второй команде - по величине, третьей команде - по цвету (каждая команда складывает геометрические фигуры в свою коробку).

Посмотрите внимательно на фигуры, чем они отличаются?

(Формой, цветом, размером).

Как можно разделить геометрические фигуры?

 По какому признаку вы их разделили?

Молодцы, вы были внимательны.

 И с этим заданием вы успешно справились.

Эстафета «Кто быстрее»

Следующее задание находится в конверте с цифрой 3. Какого оно цвета? – синего. А задание в этом конверте такое: «Чья команда быстрее перенесет геометрические фигуры из коробки в обруч. Переносить только по одной фигуре».

Готовы?

Молодцы! И опять вы меня порадовали тем, что хорошо выполнили и это задание.

Дидактическая игра «Веселый круг»

Теперь открываем следующее письмо  с цифрой 4. Какого оно цвета? – оранжевого. И в нем находится такое задание: «Веселый круг». Все встаем в круг, закрываем глаза и внимательно слушаем, где звенит колокольчик.

Воспитатель ходит по кругу, останавливается около ребенка и звенит в колокольчик. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) воспитатель переходит к следующему ребенку и так далее.

Молодцы! И это задание мы с вами успешно выполнили.

У нас осталось последнее письмо. Как про него можно сказать? (пятое, последнее, зеленое).

А в этом письме спрятан сюрприз. Вы хотите узнать, что же за сюрприз находится в последнем письме? Тогда выходите на ковер, и я покажу свой сюрприз.

Заключительная часть

Дети, вам понравилось в моем королевстве?

Какие задания вы выполняли?

Кому что понравилось?


Конспект непосредственной образовательной деятельности

по ориентировке в пространстве «Помоги принцессе»

Цель:

1. Развитие пространственных представлений в процессе прочтения и изображения плана группы. Нахождение предметов в группе с помощью плана.

2. Учить детей правильно употреблять предлоги: на, в, под, перед, за. 3. Повторить ориентирование на листе. 4. Воспитывать нравственные качества: вежливость, доброжелательность.

МатериалПлан группы, спрятанные в группе “осколки” картины, карандаши, конверты с заданиями.

Ход:

Дети выходят из спальни, здороваются. У каждого ребенка на груди эмблема (геометрическая фигура, отличающаяся по цвету и форме). Из коридора слышен плач, крики. Воспитатель заводит в группу принцессу. Она плачет, грубит. Злой волшебник заколдовал ее, забрал улыбку, вежливость, бодрость.

Воспитатель предлагает детям помочь принцессе, вернуть ей улыбку, бодрость, вежливость. Читает стих:

Кто вечно хнычет и скучает,
Тот ничего не замечает. 
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает. 
Кто ничего не изучает, 
Тот вечно хнычет и скучает…

Все вместе отправляются в путь, закрывают глаза, воспитатель произносит волшебные слова. Ребята открывают глаза и видят перед собой волшебный камень со стрелками, которые указывают путь.

Воспитатель предлагает взять стрелку, которая указывает направо: “Направо пойдешь – вежливость найдешь”.

Все становятся лицом к камню, поворачиваются направо, делают три шага вперед, находят конверт и волшебный клубочек с завязанными узелками.

В конверте задания:

  1. “Скажи наоборот”
  2. “Ласковые слова” произносят сидя в кругу и воспитатель развязывает узелки на клубочке.
  3. “Покажи, как вежливо здороваются мужчины, женщины, солдаты, друзья, собаки…”

Принцесса вспоминает волшебные слова, говорит “спасибо” ребятам и показывает, как здороваются у них в королевстве.

Все возвращаются к камню. Воспитатель читает: “Прямо пойдешь – бодрость найдешь”. За камнем лежит конверт. Распечатывают, в нем задания:

  1. Игра “Что за спиной?”

(Два ребенка становятся спиной друг к другу, кружатся, затем поворачиваются и друг у друга спрашивают: что у тебя за спиной?)

  1. Физминутка:

Как живешь?
А плывешь?
Как бежишь?
Вдаль глядишь?
Ждешь обед?
Машешь вслед?
Утром спишь?
А шалишь?

Принцесса делает разминку вместе с детьми и к ней возвращается бодрость. Она благодарит детей.

Возвращаются все к камню. Воспитатель читает на стрелке: “Налево пойдешь – улыбку найдешь”.

Повернулись лицом к камню, налево, сделали три шага, нашли конверт. Воспитатель читает:

Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо!
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая обронил?
Может, это кот, как мышку,
На окошко заманил?

Открывают конверт, в нем задания:

1. «Найди конверт»

(- Для каждого из вас, ребята, есть конверт, он лежит в условленном месте. Найдите конверт, с такой же эмблемой, как у вас на одежде. Сядьте за стол, но конверт не открывайте.)

Дети находят конверт, проговаривают, где он лежал (на шкафчике, под стулом, в книге…) и садятся за стол.

2. «Соедини точки»

(Задания на конвертах).

3. «Найди осколок»

Дети из конвертов достают план группы. Принцесса не знает, что это такое. Дети объясняют, что на плане обозначено красным, черным, синим цветом. Воспитатель рассказывает ребятам, что волшебник разрезал на части картину и разбросал по группе. С помощью плана мы сможем найти осколки картины и собрать ее. Каждый ребенок ищет осколок по своему плану (на нем отмечено место, где лежит осколок картины). Затем все вместе собирают картину. Получилась улыбка.

Воспитатель:

И принцесса хохотать,
И плечами пожимать, 
И подмигивать глазами, 
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Принцесса:

А девочки и мальчики прыгают как мячики,
Ножками топочут, весело хохочут.

Принцесса благодарит детей за помощь, раздает призы и уходит.

Воспитатель подводит итог.


Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Спасем космос»

Программное содержание:

— закреплять знания детей порядкового счета 1-10; название геометрических фигур; умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомого предмета;

— продолжать учить детей составлять силуэт предмета из геометрических фигур по схематическому изображению; работать с линейкой;

— упражнять детей в умении выполнять графический диктант под диктовку педагога;

— развивать внимание, воображение, мышление, усидчивость, зрительную память, познавательный интерес к окружающему миру;

— формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие.

Материал и оборудование:

— панно солнечной системы с набором планет;

— конверт с заданиями;

— посылка с угощением и раскрасками;

— карточки с заданиями;

— набор игры-головоломки «Танграм»;

— тетрадные листы в клетку (на каждого ребенка);

— линейка и простой карандаш (на каждого ребенка).

Предварительная работа:

— систематическая работа по ФЭМП;

— беседы о космосе;

— рассматривание иллюстраций;

— подготовка панно «Солнечная система»;

— художественное творчество.

Ход НОД:

Педагог обращает внимание детей на часы и предлагает занять места за столами.

-  Прежде чем начать заниматься, давайте проведем разминку для ума.

1. Задания на концентрацию внимания «Мозговой штурм».

—  поднимите правую руку;

— поднимите левую руку;

— дотроньтесь правой рукой до левого уха, до левого глаза;

— положите левую руку на правое плечо (и наоборот);

— сколько лап у двух мышей?

— сколько клювиков у трех цыплят?

— сколько крыльев у трех синиц?

- Молодцы! Вот теперь вы готовы к работе.

2. Стук в дверь, охранник приносит письмо (письмо оформлено по всем правилам почтового требования).

- Ой, ребята, какое то странное письмо. Вместо адреса отправителя, какие то цифры и стрелки.  Прежде чем прочитать письмо, давайте сначала узнаем от кого оно.

Задание № 1. «Графический диктант». Педагог предлагает детям взять листочки в клетку и простой карандаш. Просит детей отступить 3 клетки слева и 3 клетки сверху, поставить точку и начинать рисовать (см. приложение 1). Педагог диктует, дети выполняют.

Вопрос к детям:

— кто у вас получился? (инопланетянин, робот, пришелец).

Воспитатель достает карточку (SOS) и читает послание: «Земляне! В космосе случилась беда, пролетающий метеорит сместил планеты со своих орбит и нам грозит глобальное столкновение и гибель. Помогите!!!».

- Ну что ребята, поможем? (Да)

- Но для этого нам нужно отправиться в космос. А на чем мы туда полетим? (На ракете).

Задание № 2. Игра-головоломка «Танграм». Детям предлагается разложить на столе геометрические фигуры из набора «Танграм».Педагог показывает черно-белое  схематическое  изображение ракеты  в течение 10-15 секунд, а затем просит детей выложить его.

- Что у вас получилось? (Ракета). Теперь можно отправиться в космос.

Физкультминутка:

Все готово для полета, мало времени для взлета

(дети поднимаю руки сначала вперед, затем вверх),

Ждут ракеты всех ребят

(соединяют пальцы над головой, изображая ракету).

Дружно дети встали в ряд

(маршируют на месте, встают прыжком, ноги  —  врозь, руки — на поясе).

Наклонились вправо-влево

(дети делают наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон

(наклоны вперед)

Вот ракета полетела, опустел наш космодром

(прыжки на двух ногах).

Дети садятся на места. Педагог обращает внимание детей на панно солнечной системы.

-  Вот мы и в космосе. Что-то здесь действительно не так. А что? (Не хватает планет). Чтобы понять каких, давайте повторим космическую считалочку (дети хором повторяют текст считалочки):

Жил на свете звездочет

Он планетам вел подсчет:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

Восьмой — Нептун,

Девять дальше всех — Плутон

Кто не видит, выйди вон.

- А каких же планет не хватает? (Меркурий, Венера, Марс).

Итак, нам нужно спасти 3 планеты: Меркурий, Венера, Марс. Молодцы! Приступаем к спасательной операции.

Задание № 3. «Пронумеруй геометрические фигуры»(см. приложение 3).

- Возьмите карточку с заданием 3 и простой карандаш. Пронумеруйте геометрические фигуры по порядку в верхнем ряду, а в нижнем ряду, напиши порядковый номер каждой геометрической фигуры.

Вопросы к детям:

— Назовите порядковый номер шестиугольника в верхнем ряду? (5)

— А какой по счету шестиугольник в нижнем ряду? (8)

— Назовите соседей маленького квадрата в верхнем ряду (большой круг и большой треугольник).

— А какие фигуры являются соседями этого же квадрата в нижнем ряду? (большой шестиугольник и маленький треугольник).

- Первую планету мы вернули на свою орбиту (педагог прикрепляет на панно Меркурий).

Задание № 4. «Работа с линейкой»

- Чтобы оказать помощь следующей планете, возьмите карточку с заданием 4. Возьмите линейку и простой карандаш. Начиная с точки под номером 1, последовательно соедините все остальные. В конце, точки 10 и 1 тоже соедините.

Вопросы к детям:

— Что у вас получилось?

— Пофантазируйте, на что могут быть похожи ваши фигуры?

— Придумайте им необычные названия.

- Вторую планету мы тоже благополучно спасли (педагог прикрепляет на панно Венеру).

- Предлагаю «спасателям» немного отдохнуть и размяться.

Физкультминутка:

Дружно в ногу мы идем,

Мы идем на космодром.(ходьба на месте)

Мы походим на носках, (руки вверх)

А потом на пятках.(руки за спиной)

Вот проверили осанку

И свели лопатки.(движение плечами назад-вперед, руки за спиной)

Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планету, (прыжки на двух ногах)

Отправляемся на Марс (ходьба на месте)

Звезды в гости ждите нас.(хлопки в ладоши)

Задание № 5 «Дорисуй фигуры» (см. приложение 5).

Педагог предлагает детям взять карточку со следующим заданием.

- Какие геометрические фигуры изображены на карточках? (круг, овал, квадрат, прямоугольник). Дорисуйте фигуры до знакомых предметов.

Педагог выслушивает индивидуальные ответы детей, которые оригинально выполнили это задание.

- Вот и Марс снова на своей орбите (педагог прикрепляет на панно Марс).

Подведение итогов

- Ну вот, наша спасательная операция подошла к концу, все планеты на своих местах, в космосе порядок. Давайте вспомним, как мы помогали планетам вернуться на свои орбиты. (Рисовали графический диктант, нумеровали геометрические фигуры, соединяли точки с помощью линейки, дорисовывали фигуры). Молодцы!

3. Раздается грохот. В группу «влетает» коробка (обклеенная фольгой).

- Ой, что это?  Какая-то коробка (на коробке надпись «спасибо»).

– Ребята, а кто может прочитать эту надпись? Дети читают надпись на коробке. А внутри подарки. Я думаю, что это благодарность от жителей спасенных планет.


Чтение художественной литературы

Стоял yченик
на pазвилке доpог.
Где пpаво, где лево,
понять он не мог.
Hо вдpyг yченик
в голове почесал
той самой pyкою,
котоpой писал,
и мячик кидал,
и стpаницы листал,
и ложкy деpжал,
и полы подметал.
«победа!» — pаздался
ликyющий кpик.
Где пpаво,
где лево,
узнал yченик.

Автор: берестов валентин дмитриевич

Автор: и. Токмакова

Аист, аист длинноногий,
покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
топай левою ногой,
снова - правою ногой,
снова - левою ногой,
после - правою ногой,
после - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

Влево, вправо. Ориентировка в пространстве

(стихи, загадки, скороговорки)

1. Десять джигитов Мурадин Ольмезов

в левой – пять, и в правой – пять.
Очень деловиты.
Всем стремятся помогать
сильные джигиты!

2. Скок-скок, ножки! Мурадин ольмезов.

Правой! Левой! Так легки!
Не стоят на месте.
Скачут наперегонки,
а приходят вместе.

3. Фонари... Загадка "доскажи словечко"

Справа, слева у дорог
много-много длинных ног.
Не танцуют, не шагают –
лишь стоят, но помогают:
свет дают нам до зари
великаны-...
(фонари!)

4.  Морковка... Рисовалочка

Нарисуем мы морковку:
кисть макаем в краску ловко.
И рисуем плод овальный,
витаминами похвальный.
Справа – кончик закруглённый,
слева – узкий, заострённый.
В рыжий цвет морковь покрасим
и ботвою приукрасим,
ведь ботва – её краса...
Только цветом – не лиса,
не оранжевая, нет –
для ботвы – зелёный цвет...
Вот рисунок и готов!..
Ешь морковку – будь здоров!

5.  Расчёска

Распрекрасны две сестрички!
Ах, как мило, погляди!
Слева, справа – по косичке,
Чёлка вьётся впереди…
Ёжик сделаю серёжке,
Светку гладко причешу;
Как приятно быть расчёской!
А неряхам не служу.

6.  Бродяга-пёс

Шла однажды я домой.
Вижу вдруг: бредёт хромой,
небольшой бродяга-пёс.
Стало жаль его до слёз!

Я решила не грустить,
а беднягу накормить.
Где-то часика в четыре
оказались мы в квартире.

Суп, что мне сварила мама,
я скормила псу до грамма.
Поделилась и котлетой –
сесть решила на диету.

Пёс наелся вкусно впрок,
но раздался в дверь звонок.
Неожиданная драма:
слева пёс, а справа мама…

7. Маленькая мама

Наряжусь сегодня мамой.
В шляпе, в  куртке, в сапогах
в пять минут я стала дамой
на  высоких каблуках.
По квартире влево, вправо,
как хозяйка, я хожу
я для вас сегодня мама.
Ой, смотрите, накажу.

8. Про зубы и улыбку

Утром зубы проснулись,
были очень грустны:
их ведь если не чистить,
станут страшно больны.

Щёткой им почесали
справа, слева бока –
разогнали  тем самым
грусти все облака.

Стоит зубы почистить –
станут сразу сиять…
в день улыбку, как солнце,
нужно дважды спасать!


Дидактические игры по формированию

ориентировки в пространстве

«Угадай, кого загадали»

Цель:
1. Развивать ориентировку в пространстве.

2. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов.

Ход игры:

Для игры необходимы 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц.

Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.

Дидактическая игра: «Найди игрушку»

Цель: Развивать ориентировку в пространстве.

Формировать представление о причинной зависимости фигур.

Ход игры: Воспитатель прячет определенную игрушку в группе. У ребенка план группы. Педагог ставит на плане фишку в том месте, где спрятана игрушка. Задача ребенка, взглянув на план, определить, где ее искать. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого ему сначала нужно будет сориентировать план. После этого уже легко найти в групповой комнате, отмеченный на плане предмет.

Вывод:
Без пространственной практической ориентировки ребенка в пространстве невозможно формирование пространственных представлений и понятий. Однако на определенном этапе обучения, когда необходимо понимание детьми пространственных отношений, более существенным является не практическая ориентировка в пространстве, а именно восприятие и понимание пространственных отношений с помощью графических схем, моделей.

Одной из наиболее распространенных форм наглядностей являются учебные таблицы. Использование таблиц имеет педагогический эффект лишь в том случае, если демонстрация их связана не только с пояснением воспитателя во время изложения нового материала, но и с организацией самостоятельной работы детей.

Дидактическая игра: «Куда спрятался листочек»

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева», «за», «под»

Оборудование: картинки с изображением гриба и разным положением листочка по отношению к грибу

Содержание: Детям сообщается, что листочек спрятался. Чтобы его найти, нужно внимательно рассмотреть картинку. После обнаружения листочка, ребенок рассказывает, куда он спрятался по отношению к грибу.


Дидактические игры  на формирование ориентировки «на себе»

«Солнышко»

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

«Скульптор»

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино.  Буратино будет показывать  движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.

«Контролер»

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения

детьми  парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными  - в правый.


Дидактические игры  на ориентировку в замкнутом и

открытом пространстве

«Прятки»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение)!". Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

«Дорога в школу»

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память,  умение составлять схему пути.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает  где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее,  в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

«Бег к реке»

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Оборудование: мел, камни.

Содержание: Чертим линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В "реку" кладутся камни. Вдоль "берега" выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к "реке", достают "со дна" камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.

«Всадник»

Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Содержание: Играющие распределяются по парам: один - "конь", другой - "наездник". Игрок-"конь" вытягивает руки назад-вниз, игрок-"наездник" берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

Дидактические игры  на ориентировку в пространстве

с точкой отсчета «от себя» и «от предметов»

«Кто правильно назовет»

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой  и окружающими объектами.  

Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,

что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.        

«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя»

Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

«Вратарь»

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Оборудование: мяч        

Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игры  на ориентировку в пространстве

с помощью сохранных анализаторов

«Автогонки»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.        

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

        

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком  в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения

«Найди игрушки»

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

«Разведчик»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: "Ты - разведчик. Тебе нужно  дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни),  запомнить  свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

«Скок-перескок»

Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

Оборудование: мел

Содержание: На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: "Перескок!". После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

«Автогонки»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.        

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

 Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком  в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры  на ориентировку в микропространстве

«Художник»

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.

Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

«Волшебный сундучок»

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева»

Оборудование: «сундучок», мелкие игрушки

Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся.                                  

«Разноцветное путешествие»

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп!  Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).

«Бабочка»

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.

Оборудование: поле с буквами.        

 Содержание: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком.   Теперь ребенок  задает  направление   движения, а педагог выполняет это задание. Буквы  можно  менять в зависимости от загаданного слова.

«Путешествие по азбуке»

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости,  формировать образы буквы и слова.

Оборудование: игровое поле с буквами

Содержание: ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово - отгадку.

«Стрелоплан»

Цель: учить детей ориентировать на плоскости, закреплять понятие "право", "лево", активизировать в речи предлоги, стимулировать глазодвигательную функцию.

Оборудование: игровое пособие «Стрелоплан»

Содержание: детям прослеживают глазами указанное направление каждого героя, объясняют где в данный момент находится каждый герой.

«Найди место»

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Содержание: на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник

такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине,

мишку - в ближнем правом углу и т.п.

Игры  на  ориентировку с помощью схем

и планов маршрута, планов пространства

«Адресное бюро»

Цель: учить ориентироваться на карте города,  располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.

Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.

Содержание: дети  по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.

«Астрономы»

Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).

Оборудование: фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.


«Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве по картинке - плану, в микропространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным

Оборудование: картинка - план, учебные принадлежности.        

Содержание: детям предлагается картинка - план со схематическим изображение учебных принадлежностей. Дети раскладывают реальные учебные принадлежности в соответствии с планом.

«Где Маша?»

Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.

Оборудование: план                

Содержание: Педагог рассказывает детям: Кукла Маша потерялась. Вот карта ее пути. Давайте найдем Машу и поможем ей вернуться домой.


Беседа с родителями на тему

«Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте»

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.

Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами «Величина», «Геометрические фигуры» и тоже имеет чувственную основу. Она предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета.

Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком. Позднее, в старшем дошкольном возрасте, к нему прибавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверху-внизу, слева-справа.

Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве» от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях.

Старшая группа. Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.).

Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Машей, позади Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина». Ориентировка на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).

Подготовительная группа. Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

Старшая группа. Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности.

В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.

Игра «Отгадай, кто, где стоит», «Что изменилось?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор». Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятиях по рисованию.

Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.

В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

Игра «Найди игрушку», «Путешествие по комнате». В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».

Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны Математики и т.п. Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов.

Подготовительная группа. Закрепляют умение ребенка ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учат определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.

Особое внимание воспитатель должен уделить формированию у детей навыков безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводятся различные игры, например: «Я – пешеход», «Как нужно обходить транспорт», «Выбери правильный ответ».

Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.). Наряду с этим у детей шести лет формируют более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний), правый верхний (правый нижний) угол; учат аккуратно, соблюдая одинаковые интервалы, располагать предметы в одинаковом направлении. Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе, упражнять в составлении композиций (орнаментов) с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Рекомендуется также проводить игры: «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.


Беседа с родителями на тему

«Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками

Поэтому считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Веду целенаправленную деятельность (специально-организованные занятия, самостоятельная и совместная), которая повышает эффективность формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Развивающая среда включает комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию в различные виды детской деятельности:

– в специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т.д.);

– вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);

– в других видах деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия);

– в совместной с родителями деятельности.

Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.

Всю работу по развитию у дошкольников пространственных представлений организую по следующим разделам.


Квест-игра для детей старшей группы

«Поиски спрятанного подарка»

Цель: упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление; привить интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра).

Оборудование: игрушка-медвежонок; большой платок; 4 конверта; лист с изображением дудочки; лист с изображением детей с мячом, разрезанный на 6 частей; карточки с изображением лисички, медвежонка, пчелы и книги («Четвертый лишний»); лист с математическим примером и с фотографией уголка «Семья»; цифры от 1 до 6 (закрепить на дверцах шкафчиков в уголке «Семья»); муляжи яблок; желуди; горшочек с медом.

Ход игры:

В деревянном домике живет медвежонок (игрушка). Домик накрыт большим платком. Воспитатель читает загадку:

Спит всю зиму лежебока.

Лапу он свою сосет.

И во сне своем глубоком

Видит вкусный, сладкий мед.

Может громко, без причины

Зарычать и  зареветь.

Любит спелую малину

Косолапый наш...(Медведь)

Дети: Медведь

Воспитатель: Посмотрим, кто у нас тут прячется? (Открывает накрытый домик, в нем сидит медвежонок, а в лапах у него конверт).

У медвежонка был день рождения, и друзья-пчелы подарили ему подарок. Но лисички-сестрички решили подшутить и спрятали от медвежонка подарок. Он так и не узнал, что ему подарили пчелы.

Давайте поможем медвежонку найти пропажу. Лисички оставили подсказки, по которым мы будем искать место, где спрятан его мед.

  1. Из конверта достаем листок с изображением дудочки. Делаем вывод, что идти надо к музыкальному уголку. (Приложение)
  2. В музыкальном уголке дети должны найти следующий конверт. В нем находится разрезанная на 6 частей картинка с изображением детей, играющих в мячик. Дети собирают картинку и делают вывод, что нужно идти в спортивный уголок. (Приложение)
  3. Переходим в спортивный уголок. В корзине с мячами находится конверт с заданием «Четвертый лишний» (медвежонок, лисичка, пчела, книга). Дети делают вывод, что нужно идти в книжный уголок. (Приложение)
  4. В книжном уголке дети находят книгу с конвертом, в котором находится лист с математическим примером 1+1+1+1+1+1=? и фотография уголка «Семья». Дети должны правильно решить пример и найти изображение цифры 6 в уголке «Семья» (на дверце шкафчика). (Приложение)
  5. В шкафчике находятся корзинки с яблоками, с желудями и горшочек с медом. Детям надо выбрать, какой из подарков подарили медвежонку друзья-пчелы.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы нашли подарок медвежонка. А теперь скажите, какую подсказку было разгадать труднее всего? Ну а с чем вы справились очень быстро? Какое задание было самым интересным для вас?

Так мы познакомились с новым видом игры. Дети остались очень довольны «квест-игрой»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный День птиц в младшей группе_01 апреля 2016

Развитие речи детей в процессе музыкально-эстетического воспитания, посредством приобщения их к живой природе....

международный день здоровья в детском саду 7 апреля 2016 года

План проведения дня здоровья в детском саду....

Фотографии физкультурного развлечения "Если очень захотеть, можно в космос полететь" (апрель, 2016)

Здесь собраны фотографии с развлечения для просмотра родителями группы №7 "Паровозик" МАДОУ д/с№4 "Золотой ключик"...

"Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья." Апрель 2016 г.

Данный материал знакомит с работой  по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы-интерната. Создание и развитие здоровой среды реализуется в 3х направлениях: физкул...

План мероприятий в рамках проведения месячника безопасности дорожного движения с 11 марта по 10 апреля 2016 года

Основной целью проведения месячника безопасности было формирование навыков, связанных с безопасным поведением детей на улицах и дорогах, адаптации детей к транспортной среде. Мероприятия проведены в п...

2015-2016 Презентация "Наши друзья - витамины" (апрель 2016)

Презентация "Наши друзья - витамины"...