Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
статья на тему

«Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_ponomaryova.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс».

Современные исследования свидетельствуют о приоритетной, решающей роли семьи в становлении личности ребенка – дошкольника. Семья представляет собой персональную среду жизни и развития дошкольника, качество социализации в ней определяется образовательным уровнем родителей, их участием в жизни общества, особенностями образа жизни, структурой семьи и местом ребенка в ней.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

   Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к воспитанникам. Среди этих технологий – педагогика сотрудничества, использование метода проектов в работе с детьми.

  Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых. Проектная деятельность  - это воспитание ребенка через деятельность, а в работе  с семьей  - через совместную деятельность.

   Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально-значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно - поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Проекты, классифицируются: по составу участников, по целевой установке, по тематике, по срокам реализации. Проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты.

  Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности) и позволяет охватить все культурные практики, специфические для ребенка дошкольного возраста (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы).

     Участвуя в реализации проекта, родители, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать  свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

При взаимодействии детского сада и родителей в проектной деятельности соблюдаются следующие правила:

1. Информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов.

2. Добровольность и возможность выбора.

3. Чувство успешности. Родители, как и дети должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.

Использование проектной деятельности позволяет:

1.Повысить  профессиональную  компетентность педагогов детского сада по вопросам взаимодействия с семьей;

2.Приобщить  родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

3.Повысить уровень  воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

  Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации различных проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательной организации.

Литература

1. Доронова Т., Доронов С. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования //Дошкольное воспитание 2014. № 1.

2. Дыбина О. В., Анфисова С. Е. Технология культурных практик формирования у старших дошкоьников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие / Под. Ред. О. В. Дыбиной. – М. :Центр педагогического образования, 2014.

3. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников / авт. Сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013.

4. Парамонова Л. А. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы / Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации // аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. №2

5. Слободчиков В. И. Концепция дошкольного образования // Детский сад со всех сторон. 2006.№ 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ

В соответствии с  законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей д...

«Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ»

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят уистоков нашего будущего.В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»одной из основных з...

«Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ»

Семья и детский сад – это два общественныхинститута, которые стоят у истоков нашего будущего.В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных ...

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ

Участвуя в реализации проекта, родители, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными уча...

Проектная деятельность как форма вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада

Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение....