«Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ»
консультация на тему
Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»
одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением
является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
личности ребенка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_vovlecheniya_roditeley_v_obrazovatelnyy.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Способы вовлечения родителей в образовательный
процесс ДОУ»
Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»
одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением
является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
личности ребенка».
С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного,
творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного
учреждения.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам
и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат
семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей
деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности
семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию
организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов
дошкольного образования является сотрудничество организации работы с
семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям
(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из
требований к психолого-педагогическим условиям является требование
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные
представители) должны принимать участие в разработке части
образовательной Программы организации, формируемой участниками
образовательных отношений с учётом образовательных потребностей,
интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является
создание единого пространства семья – детский сад, как пространства
развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса
(детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно,
благополучно.
Основные принципы, определяющие концептуальные положения
взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого
пространства развития ребенка:
Принцип преемственности, согласованных действий.
Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и
ДОО.
Принцип открытости.
Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
Принцип обратной связи.
В своей работе применяю различные формы взаимодействия с семьями
воспитанников:
Конференции, «круглые столы»;
Консультации, семинары;
Беседы, дискуссии;
Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;
Участие в НОД;
Кружки;
Деловые игры;
Тренинги;
Встречи с интересными людьми;
Праздники и развлечения;
Дни открытых дверей;
Распространение лучшего семейного опыта;
Походы, тематические прогулки;
Мастер-классы;
Родительские вечера;
Вечера вопросов и ответов;
Дни добрых дел.
Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую
поддержку семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие
воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и
детей.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей,
необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является
сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом
плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов:
Первый этап – приглашение будущих воспитанников и их родителей на
встречу в детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где
рассказываем о детском саде, показываем преимущества нашего
учреждения.
Второй этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка,
благодаря чему между родителями и воспитателями складываются
доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых
рассказываем родителям о достижениях ребенка.
Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение
вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей,
которые делятся семейным опытом по воспитанию.
Четвертый этап - практические задания психолого – педагогических
особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные
формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические
выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок,
поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и
объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к
участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение.
Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят
вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших
воспитанников.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности
дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную
деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка,
которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов
действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему
действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Разнообразие форм родительских собраний: семейная ассамблея,
организационно - распределительское, информационно-аналитические,
позитивно-деловое, круглый стол помогают реализовать принцип
партнерства, диалога, обратной связи. Общение происходит в
непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания
детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их
активизации.
Эффективность образовательного процесса повышается, если
взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских
отношений.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в
образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители,
члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые
родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически
образовательную, оздоровительную работу с детьми. Вместе с детьми учатся
работе с бумагой (из салфеток, гофрированной бумаги). Организовывают
мастер-классы, проводят тематические прогулки, походы, катание на коньках.
Проходят встречи с интересными людьми («Гость группы»). А также
игротренинги, квесты, досуговые мероприятия.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями
плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически
развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет
профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под
собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества
воспитателя.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная
система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм
работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и
«наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками
воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с
родителями».
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая
готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией,
инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным
помощником в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...
"Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ"
Материал по работе родителями...
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
«Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс»....
Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей д...
«Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ»
Семья и детский сад – это два общественныхинститута, которые стоят у истоков нашего будущего.В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных ...
Праздники и развлечения как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
Статья посвящена вопросам сплочения детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников, созданию условий для совместной р...
Консультация для воспитателей «Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».
Польза для родителей- ощущают личную причастность к «общественной» жизни своего ребенкавидят, как их ребенок общается с другими;- начинают больше понимать в детском развитии;- получа...