Праздники и развлечения как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
статья (подготовительная группа)

Маюшкина Анастасия Николаевна

Статья посвящена вопросам сплочения детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников, созданию условий для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций, укреплению отношений между семьей и дошкольным учреждением.

Цель работы педагогов образовательного учреждения по заявленной теме – привлечение родителей к участию в жизни детского сада, становление их как участников образовательного процесса ДОУ через праздники и развлечения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Праздники и развлечения как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Статья посвящена вопросам сплочения детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников, созданию условий для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций, укреплению отношений между семьей и дошкольным учреждением.

Цель работы педагогов образовательного учреждения по заявленной теме – привлечение родителей к участию в жизни детского сада, становление их как участников образовательного процесса ДОУ через праздники и развлечения.

 

Уважаемые коллеги, тема моего выступления «Праздники и развлечения как способ вовлечения родителей в образовательный процесс».

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. В положении ФГОС ДО сказано, что родители являются законными представителями детей, при этом родительская активность зависит от желания и понимания важности и необходимости семейного воспитания. Основными принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и Государства. Понимая ту степень занятости родителей на своих рабочих местах, детскому саду просто необходимо создавать условия для вовлечения их в образовательный процесс дошкольного учреждения. И одним из способов сотрудничества с семьями является совместное проведение праздников и развлечений. На таких мероприятиях дети видят своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего старинные песни. Дети рады таким праздникам, т. к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания.

Совместное проведение праздников – это не просто возможность побыть ребенку вместе со своими мамой и папой, приоритетным направлением в системе  воспитания является духовно-нравственное воспитание детей. Оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром -  на его эстетическое и этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал. Цель нашей работы — создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям посредством проведения праздников. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями.

 Наш детский сад в своей работе опирается на программу «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» Губиной Е.А., Кудряшевой Н.С. и др. , в ходе реализации которой сделано действительно не мало в системном развитии духовно-нравственного воспитания на основе преемственности отечественных традиций. «Истоки» любимы детьми, педагогами, эту программу хорошо воспринимают родители. «Истоки» являются тем самым общим знаменателем, на основе которого формируется духовно-нравственный стержень личности ребенка и педагога, развивается доверительное и глубокое семейное общение, соединяются поколения, появляется взаимодействие Семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания. Работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса. Взаимодействие сотрудников, родителей и детей проходит через: совместные мероприятия, занятия и праздники, оставляющие яркие, незабываемые впечатления у каждого из них.

Подготовка к праздникам проходит комплексно – на занятиях и в досуговых мероприятиях, в семьях воспитанников,- здесь подключается эмоциональная сфера ребенка и связь с жизнью. Поэтому эти знания формируются наиболее прочно.

При подготовке и проведении праздников использовали следующие формы работы, которые адекватны живому детскому восприятию:

•        Игры – народные подвижные и пальчиковые, сюжетные, авторские тематические по заранее созданному сценарному плану, позволяющие каждому стать «свидетелями» основных событий праздника.

•        Сказки – рассказанные с куклами, через которые говорится детям о смирении, дается понятие о том, кто за них отвечает, несет ответственность.

•        Рукоделие и творческие задания, как введение в народную декоративно – прикладную культуру, знакомство с ремёслами и промыслами, освоение простейших техник рукоделия и художественного творчества, приобретение навыков выполнения совместных творческих проектов. Таким образом, приобщая к самобытным особенностям русского праздника.

•        Элементы музыкальной культуры в песнях, стихах, плясках.

•        Тематические беседы и слайд – фильмы, в основе которых преимущественно лежит не монолог – рассказ воспитателя, а метод направленного диалога.

•        Тематический цикл занятий приуроченных к праздникам – важнейшим вехам православного календаря. В детском восприятии праздника известна удивительная особенность. В памяти остаётся незабываемое осеннее многоцветие – к Покрову, сияние огоньков и ароматов хвои на Рождество, берёзки на Троицу, ванильный вкус куличей, крашенки – на Пасху. У каждого праздника есть «свой» цвет, даже запах, своё особенное звучание, своя музыка…

За 2016-2017  учебные годы  педагоги нашего детского сада вместе с детьми и их родителями провели немало ярких, запоминающихся праздников, основанных на православной культуре:

Святки

Пасха

День Петра и Февроньи Муромских

Спас (медовый, яблочный)

Покров Пресвятой Богородицы

«Дню Православной книги»

 праздник Рождества по мотивам сказки «Елочка»

К подготовке и проведению всех этих праздников мы привлекаем социум. Так, праздники «День семьи, любви и верности», приуроченный к православному празднику «День Петра и Февроньи Муромских», и Спасы мы проводили совместно с детскими садами №112 и №182 г. Чебоксары. Мы уже долгие годы сотрудничаем с СОШ №54 г. Чебоксары и в рамках муниципального проекта «Преемственность: детский сад - школа» вместе со школьниками провели праздник «Святки». Родители наших воспитанников очень отзывчивы и проявляют большой интерес  к воспитанию на основе православных праздников. Они принимали участие в проведении праздника «Покров Пресвятой Богородицы», активно участвовали в выставке-конкурсе «Пасхальное чудо».

Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом христианских праздников, воссоздает духовно-нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми: близкими, детьми, взрослыми. Через приобщение к отечественной духовной культуре дети, например, узнают, что означают наши христианские имена, понимают значимость дня именин – дня ангела.

В заключении хочется отметить, что родители, вовлекаясь постепенно в педагогический процесс, хорошо знают, чем живут их дети, меняют свои ориентиры, меняются сами. Постоянное участие в подготовке к праздникам,  в самих праздникам, особенно народных духовно сближает семью. Только все вместе – образовательное учреждение, семья,  государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.

Литература

  1. Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. - м. “Дошкольное воспитание “,2004 г. (1).
  2. “В православной церкви на Троицу “- Г. “Духовные посевы “4, 2002 г.
  3. Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей” - м.” Дошкольное воспитание”, 2006 г. (1).
  4. “Дары Волхов” ж. “Божий мир” 1, 2004 г.
  5. Иоанн О. “Слово о малом доброделании” - ж. “Воспитание школьников “,2000 г.(9).
  6. Костюнина Т. “Рождественские встречи” м.: “Дошкольное воспитание”, 2005 г.(12).
  7. “Крещенский сочельник” - г. “Духовные посевы “1, 2006 г.
  8. Левкодимов Г. “Праздников праздник”.
  9. Орлова Н. “Азбука для православных детей”.
  10.  Петров В. “Зимние праздники, игры и забавы для детей”.
  11.  Петров В. “Осенние праздники, игры и забавы для детей”.
  12.  Празднование Рождества русскими крестьянами “- м.: “Дошкольное воспитание”, 1995 г. (12).
  13.  Рождество Христово” - м.: “Дошкольное воспитание”, 1994 г. (1).
  14. Рождественский праздник и Святки” - м.: “Дошкольное воспитание”, 1994 г.(12).
  15. “Светлое Христово Воскресение - праздник праздников и торжество торжеств”.ж. “Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки” 6, 2001г.
  16. “С рождеством Христовым” ж. “Божий мир” 1, 2005 г.
  17. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).
  18. “Троица” ж. “Божий мир” 3, 2005 г.
  19. Храмова Р. “Добро не терпит промедленья” - ж. “Воспитание школьников”, 2006 (1)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

«Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс»....

Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ

В соответствии с  законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей д...

«Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ»

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят уистоков нашего будущего.В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»одной из основных з...

«Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ»

Семья и детский сад – это два общественныхинститута, которые стоят у истоков нашего будущего.В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных ...

Консультация для воспитателей «Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».

Польза для родителей- ощущают личную причастность к «общественной» жизни своего ребенкавидят, как их ребенок общается с другими;- начинают больше понимать в детском развитии;- получа...