Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования
консультация на тему

Каковкина Елена Александровна

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основан на усвоения универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования

        Очень часто, стремясь «ПОДГОТОВИТЬ ребенка к школе»,  и педагоги и родители считают, что  в   детском саду ребенка надо научить  читать, считать, писать буквы и т.д. То сть, ребенок должен  делать то, что для него сейчас  не имеет никакого практического и эмоционального значения, а значит  не интересно.  Детей можно воспитывать и обучать, но нельзя заставить жить и развиваться. Это действие внутреннего механизма.

ФГОС  дошкольного образования  направлен на реализацию продуктивного обучения, это трудный, но единственный путь модернизации дошкольного образования.

            В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основан на усвоения универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования. 

Системный подход – это подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем.       Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. 

Что значит "деятельность"? Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.  

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. 

Содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ребенка происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.                  

       Понятие системно-деятельностного подхода в обучении  не является новым, еще  Д.Б.Эльконин  говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно  осуществляться  через « ворота детской игры».

 Ребенок знакомится с окружающей действительностью,  действуя: это путь  от манипуляций с предметами и изобразительной игры в раннем возрасте к сюжетно-ролевой и режиссерской игре в старшем дошкольном возрасте. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики 

         Д.Б. Эльконин  писал: «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».

         Резервы развития скрытые в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям:

  • Для младенца до 1 года - это личностное, эмоциональное общение  со взрослым,
  • Для ребенка с 1 до 3 лет  - это действия с предметами и процессуальная игра,
  • Для ребенка  с 3 до 7 лет - ролевая игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие художественной литературы,  познавательно-исследовательская деятельность … (виды деятельности – ФГОС)

Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности:

-  творческая активность,

-инициативность,

- уверенность в себе,

-  доверие и уважение к окружающим,

-  произвольность,

- умственные и познавательные способности и пр.

Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.

         При этом невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

           В дошкольных учреждениях следует  использовать приемы и технологии,  суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Например:

 -метод проектов,

-ТРИЗ,

-мнемотехника,

-технология критического мышления  

-технология  «Ситуация»,

-«Сказки фиолетового леса»(развивающие игры  В.В.Воскобовича) и другие.

Данные технологии предполагают самостоятельную деятельность детей, радость открытия, саморазвитие.

 К сожалении,  все эти технологии применяются в работе эпизодически, нет  учебно - методического комплекта, разработанного для ежедневной работы.

 Деятельностный подход к  образованию предполагает

- наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)  

 - наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить),

- умение контролировать свои действия по достижению поставленного результата, то есть высокий уровень сформированности произвольного внимания, его концентрацию.

Воспитание и образование  - это  прежде всего самовоспитание и самообразование, которое начинается с  изучения  себя, своих возможностей, а затем познания способов решения проблем, которые перед нами ставит жизнь. Нужно учить детей не столько решать примеры и  задачи, сколько ясно выражать свои мысли и отстаивать свои права, быть среди людей и оставаться самим  собой.   Такую возможность предоставляет системно-деятельностный подход в образовании дошкольников.                      

Суть системно-действенного подхода в образовании:

«Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

 дай  мне сделать самому - и я пойму».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»

Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы  с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе  на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...

Методическая разработка "Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ГБОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования"

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексноготематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)...

Статья.Здоровьесберегающие аспекты в практике работы образовательного учреждения на этапе введения ФГОС дошкольного образования

В статье представлен опыт работы по вопросам преемственности и вопросам здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста в ГБОУ начальной школе-детском саду №662...

«Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования».

Статья раскрывает необходимость спользования системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками....

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...

Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"

Системно-деятельностный подход как основа организации  образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...