Особенности реализации системно - деятельностного подхода в младшей группе на этапе введения ФГОС дошкольного образования
статья (младшая группа) по теме

Котина Инна Александровна

В статье раскрыты основные моменты введения ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon СТАТЬЯ44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализации системно - деятельностного подхода в младшей группе на этапе введения ФГОС дошкольного образования

                                                                                                               Ершова Л.Л.

Бобейко Т.Н.

Котина И.А

                                                                                  Воспитатели ГБДОУ  детский сад  № 19

                                                                                       Кировского района Санкт-Петербург

Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, признанием дошкольного образования как первой ступени образования в системе непрерывного образования и т.д. 

Решение основных задач воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста связано с решением приоритетных задач системы дошкольного образования – обеспечение его качества и доступности, признание самоценности дошкольного детства, необходимость раннего воспитания детей.

Одной из ключевых идей дошкольного детства является развитие ребенка как субъекта детской деятельности. Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики  Института детства РГПУ им. А.И. Герцена изучая современного ребенка дошкольного возраста, отмечают, что он как неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Множество исследований доказывают, что процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

В связи с этим, в практике работы дошкольных организаций могут реализовываться различные подходы к организации непосредственной образовательной, самостоятельной деятельности детей, деятельности в режимных моментах. Нам бы в большей степени хотелось раскрыть особенности реализации системно-деятельностного подхода в младшей группе в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования.

В недавнем выступлении, Ольга Голодец отметила, что на дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Безусловно, системно-деятельностный подход имеет психологические основания. Л.С.Выготский и его ученики и последователи А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович и др. определяют в качестве движущей силы развития дошкольника – стремление познать действительность, овладеть ею. Таким образом, ребенок дошкольник осваивает культурно-исторический опыт через организованное обучение и деятельность. В связи с этим, современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника. Всё это возможно только под руководством педагогов, обеспечивающих сопровождение ребенку, поддержку. Именно поэтому, в стандарте данного уровня предъявляются высокие требования к профессиональному уровню педагога, а родители рассматриваются как партнеры, что обеспечивает личные достижения каждого ребенка.

В нашем понимании, основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, способный относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

В ряде исследований различных видов детской деятельности (игра, труд, учение) и их влияния на развитие восприятия (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, Д. Г. Элькин), памяти (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов), мышления (П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин), развитие речевой системы и её регулирующей роли в поведении (А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец), а также на формирование самосознания (Б. Г. Ананьев) и качеств личности ребёнка (Л. И. Божович, В. Н. Мясищев и др.) отмечается, что ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе возможность и необходимость осуществления различных видов деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, общения.  Это возможно в условиях организации совместной деятельности различных субъектов непосредственных отношений, как указано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Основными  инструментами выступают созданные психолого-педагогические условия пребывания ребенка в группе и  реализация технологий деятельностного подхода, где ключевыми словами выступают: адаптация в ходе реализации образовательной программы, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело. Это возможно при использовании таких педагогических технологий как:  игровая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия, технология проектной деятельности, технология ТРИЗ, проблемно-диалогическая технология. Не все из них могут быть использованы в работе с детьми младшего возраста, однако частично могут быть применены на практике что позволит наиболее оптимально решать те воспитательно-образовательные и развивающие задачи, которые в наибольшей степени соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям развития ребенка дошкольника.

     Проект «Приобщение детей и родителей к русскому

                    народному творчеству через игрушку»

Вид проекта: короткосрочный, творческий, познавательный, групповой.

Длительность: полтора месяца.

Проблема. В дошкольный период семья не формирует в детях духовно-нравственные основы личности, не достаточно присоединяет ребенка к базовым духовным, нравственным и социокультурным  ценностям России.

Цель проекта: создание психолого-педагогических условий по приобщению воспитанников к русской национальной культуре через декоративно-прикладное искусство.

Ожидаемые результаты:

  1. Оптимизация совместной деятельности и самостоятельной игровой деятельности через использование народной игрушки.  
  2. Желание и потребность детей самостоятельно знакомится с русским народным творчеством как в рамках ДОУ, так и за его пределами.
  3. Проект даст начало зарождению патриотических чувств, уважению и любви к Родине.
  4. Развитие творческих способностей, освоение новых приемов лепки и рисования.

Больше всего детям понравилась «живая» матрешка, этот образ, безусловно, помог заинтересовать детей и обеспечил успешность дальнейшей совместной деятельности. Кроме того, сам материал занятия не давал скучать детям, в ходе его составления мы, прежде всего, учитывали возрастные особенности детей выбранной категории (3-4 года) — короткий период устойчивого внимания, а также не забывали о принципе  чередования различных видов деятельности — занятие включает в себя несколько видов деятельности с обязательными музыкальными паузами (физкультминутки). Если говорить о содержательной части проекта, то в ходе его реализации дети познакомились с такими композициями как: песня «Веселые матрешки» муз. Ю.Слонова, сл. Л.Некрасовой, песня «Матрешка» муз З.Левиной, сл.З.Петровой, песня «Мы матрешки, маленькие крошки» Олефтинова; познакомились с новым жанром — потешки  («Расти коса до пояса»), выучили стихотворения («Матрешка»  З.Медведева). В совместной деятельности были использованы следующие игры: дидактическая игра «Найди одинаковых матрешек»,  сюжетно-ролевая игра «Матрешки ходят в гости», дидактическая игра «Собери матрешку», игра с речевым сопровождением  «Маша и куклы». Физкультурно-оздоровительный блок составлен с учетом данной темы и представлен следующими упражнениями: дыхательное упражнение «Полет матрешки», физкультминутка «Дружные матрешки», пальчиковая гимнастика «Мы веселые матрешки», хоровод «Веселые матрешки». Некоторые из представленных упражнений носят авторский характер и разработаны нашим коллективом специально для данного проекта. Завершение проекта ознаменовала выставка работ воспитанников по итогам всей художественной деятельности в рамках данного проекта: рисование «Платок для матрешки», лепка «Бусы для матрешки», аппликация  «Сарафан для матрешки», также, совместно с родителями, была сделана стен-газета.

Несомненным и очень, как нам кажется, важным результатом проекта является появление неподдельного интереса детей к русскому народному творчеству, незаслуженно забытому и частично утраченному в последнее время. Данная задача выполнялась поэтапно, на протяжение всего проекта. Мы хотели не навязать, не заставить детей приобщаться к этой части нашей истории, а зародить, культивировать этот интерес внутри каждого ребенка. Решить данную задачу нам помогли и непосредственный показ русского народного костюма (воспитательница, переодетая матрешкой) и подбор музыкальных композиций, которые сами по себе новы, а значит, интересны детям, и использование современных технологий (презентация)  и, конечно же, живое слово воспитателя. Параллельно с детьми шла работа и с родителями — родители помогали детям учить предложенные стихотворения и потешки, участвовали в подборе материала и оформлении стен-газеты. Кто знает, может теперь, холодными темными вечерами мама нашего воспитанника поет ему перед сном старую бабушкину песню, немного грустную, но непременно душевную  и глубокую, как впрочем, и все русское народное творчество...

Подводя итог выше сказанному, хочется закончить словами К.Д.Ушинского «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Это указывает не только на необходимость реализации системно-деятельностного подхода в работе с младшими дошкольниками, но и на учет их возрастных и индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»

Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы  с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе  на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...

Методическая разработка "Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ГБОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования"

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексноготематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)...

«Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования».

Статья раскрывает необходимость спользования системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками....

Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основан на усвоения универсальных учебных действий. При так...

Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования"

Совершенствование теоритической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельного подхода в образовании дошкольников...

Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»

Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»...

Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»

Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»...