Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования"
консультация на тему

Долбилова Жанна Анатольевна

Совершенствование теоритической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельного подхода в образовании дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования

Скажи мне, и я забуду, покажи мне,

и я запомню, дай мне действовать

самому - и я научусь.

Китайская мудрость

Цель: совершенствование теоритической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно - деятельностного подхода в образовании дошкольников.

Системно-деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.

Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л. Г. Петерсон) .

Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить) .

Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

Рассмотрим системно - деятельностный подход как основная форма организации НОД.

Одной из основных форм организации непосредственной образовательной деятельности является системно - деятельностный подход.

 Давайте проанализируем технологию деятельностного метода, которым мы пользуемся во время проведения НОД.

1. Создание проблемной ситуации.

2. Целевая установка.

3. Мотивирование к деятельности.

4. Проектирование решений проблемной ситуации.

5. Выполнение действий.

6. Анализ результатов деятельности.

7. Подведение итогов.

Создание проблемной ситуации. (процесс вовлечения в деятельность)

1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось.

2. Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т. д) .

3. Создать интригу («подождите скоро покажу что-то интересное и т. д.)

Целевая установка.

1. Организовать специальную ситуацию (все мыло заменить камушками, мелок кусочки сахара)

2. заранее о чем-то договориться с коллегами.

Мотивирование к деятельности.

1. Во время прогулки осенью.

– Ребята красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза.

Дети заинтересованы: «Какого сюрприза? »

2. Воспитателю нужна помощь детей в чем- то конкретном, он обращается к детям.

Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас.

Проектирование решений проблемной ситуации.

1. Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить что- то сделать на выбор.

2. В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно.

Анализ результатов деятельности.

Не спрашивать у детей понравилось или нет. Спросить надо: «зачем вы все это делали? », чтобы понять осознал ли ребенок цель.

Подведение итогов.

Хвалить не только за результат, но и за деятельность в процессе.

Признаки различных моделей организации образовательного процесса.

Отличия.

1. Исключение учебного блока (но не процесса обучения) .

2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который входит не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность

3. Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) .

4. Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»

Сравнения:

Учебная модель

1. Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет, манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию).

2. Большая регламентированность образовательного процесса, и пользование готовых и шаблонов (готовых конспектов занятий) образцов

3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность – учебная.

4. Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы). Рассадка «взрослый напротив ребенка»

5. Обязательность участия в образовательном процессе.

Основной мотив в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) .

Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса.

Совместная деятельность взрослых и детей:

1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослыми (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому, ребенок активен не менее взрослого). Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей.

2. Организация детской деятельности в различных, адекватному дошкольному возрасту формах. Диалог (общение) взрослого с ребенком. Рассадка взрослых и детей «по кругу»

3. Необязательность участия. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В основе  образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная ор...

Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»

Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»...

Адаптированная образовательная программа дошкольногообразования на основе ФГОС дошкольного образования для детей дошкольного возраста с расстройствами аутического спектра (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутического спектра (РАС) - это образовательная программа, адаптированная для этой категории детей сучётом...

«Формы взаимодействия дошкольных групп с семьёй и социальными партнёрами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Участники проекта: воспитатели дошкольных групп, социальные партнеры, сотрудничающие с учреждением, воспитанники и родители.Цель проекта: привлечение внимания родителей и социальных партнёров к пробле...

Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»

Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»...