Адаптированная образовательная программа дошкольногообразования на основе ФГОС дошкольного образования для детей дошкольного возраста с расстройствами аутического спектра (РАС)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Гурина Людмила Валерьевна

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутического спектра (РАС) - это образовательная программа, адаптированная для этой категории детей сучётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Золотой ключик»

Программа психолого-педагогического сопровождения

ребёнка - дошкольника с диагнозом аутизм

как часть адаптированной образовательной программы.

на 2017– 2018 учебный год

Воспитатель 1 категории

Пислегина Лариса Николаевна

г. Югорск 2017 г.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………….2

Анамнез ребёнка…………………………………………………………………………………4

Диагностика………………………………………………………………………………………4

Содержание методики для коррекции дефектов…… ………………………………………...5

Заключение (выводы)…………………………………………………………………………..10

Список используемой литературы…………………………………………………………….11

 

Пояснительная записка

Приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным Стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка в образовательной среде.

Современная государственная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребёнок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-культурную и образовательную среду.

В России распространение процесса инклюзии является не только отражением времени, но представляет собой реализацию прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с законодательством РФ.

Так как в основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося, поэтому обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка с ОВЗ.

Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи.

Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в образовательной среде – это система психолого - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Аутистический спектр – это группа расстройств, которые характеризуются врожденными нарушениями социальных взаимодействий. К сожалению, подобные патологии довольно часто диагностируются у детей. В данном случае крайне важно вовремя определить наличие проблемы, ведь чем раньше ребёнок получит необходимую помощь, тем большей будет возможность успешной коррекции.

Диагноз «аутизм» сегодня у всех на слуху. Но не все понимают, что обозначает этот термин и чего ожидать от ребёнка-аутиста. Расстройства аутистического спектра характеризуются дефицитом социального взаимодействия, трудностями при контакте с другими людьми, неадекватными реакциями при общении, ограниченностью интереса и склонностью к стереотипии (повторяющимся действиям, схемам).

Согласно статистическим данным, от подобных расстройств страдает около 2% детей. При этом у девочек аутизм диагностируется в 4 раза реже. За последние два десятилетия случаи подобных нарушений значительно участились, хотя еще неясно, действительно ли патология становиться более распространенной или же рост связан с изменением диагностических критериев (несколько лет назад пациентам с аутизмом часто ставили другие диагнозы, например, «шизофрения»).

Данная программа - «Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с диагнозом аутизм», предполагает достижение следующей цели и задач.

Цель программы – повышение уровня общего развития, воспитанника через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию учебного материала в школе.

Задачи программы:

  • развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь);
  • развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль);
  • расширение представлений об окружающем и обогащение словаря;
  • охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.

Для решения поставленных задач необходимо знать:

Причины развития расстройств аутического спектра:

К сожалению, развитие аутистического спектра, причины его появления и масса других фактов на сегодняшний день остаются неясными. Учёные смогли выделить несколько факторов риска, хотя цельной картины механизма развития патологии еще нет.

  • Имеет место фактор наследственности. Согласно статистике, среди родственников ребенка с аутизмом есть по крайней мере 3-6 % людей с такими же расстройствами. Это могут быть так называемые микросимптомы аутизма, например, стереотипное поведение, снижение потребности в социальном общении. Ученым даже удалось выделить ген аутизма, хотя его наличие не является 100 % гарантией развития отклонений у ребенка. Считается, что аутические расстройства развиваются при наличии комплекса разных генов и одновременном воздействии факторов внешней или внутренней среды.
  • К причинам можно отнести структурные и функциональные нарушения головного мозга. Благодаря исследованиям удалось выяснить, что у детей с подобным диагнозом часто изменены или уменьшены лобные отделы коры головного мозга, мозжечок, гиппокамп, срединная височная доля. Именно эти части нервной системы отвечают за внимание, речь, эмоции (в частности, эмоциональную реакцию при совершении социальных действий), мышление, способности к обучению.
  • Было замечено, что довольно часто беременность протекает с осложнениями. Например, имело место вирусное поражение организма (корь, краснуха), тяжелый токсикоз, эклампсия и прочие патологии, сопровождающиеся гипоксией плода и органическими поражениями мозга. С другой стороны, этот фактор не является универсальным — множество детей после тяжелой беременности и родов развиваются вполне нормально.

Ранние признаки аутизма

Медикаментозное лечение аутизма

Аутизм не поддается медикаментозной коррекции. Лекарственная терапия показана только в том случае, если имеют место другие расстройства. Например, в некоторых случаях врач может назначить прием ингибиторов обратного захвата серотонина. Такие препараты используются как антидепрессанты, но в случае с ребенком-аутистом могут снять повышенную тревожность, улучшить поведение, повысить обучаемость. Ноотропные средства помогают нормализовать кровообращение в головном мозгу, улучшить концентрацию. При наличии эпилепсии используются антиконвульсивные препараты. Психотропные средства применяются при наличии у пациента сильных, неконтролируемых приступов агрессии. Опять же, все вышеописанные препараты довольно мощные и вероятность развития побочных реакций при превышении дозы очень высока. Поэтому ни в коем случае их нельзя использоваться самовольно.

В дошкольном образовательном учреждении педагог - психолог диагноз НЕ ставит. При подозрении, на то, что ребёнок нуждается в особых образовательных условиях проводится беседа с родителями ребёнка и даётся рекомендация к посещению детского врача. Если родители не согласны посетить врача, работа с ребёнком ведётся по основной программе детского сада. (Приложение 1).

Уровень интеллекта при аутизме 

Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего. Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области, называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

Анамнез ребёнка

 Ф.И.О ребёнка

Арина Д.

Заболевание

аутизм

Возраст

4 года

Лечение со слов родителей

Дельфинотерапия (Нижний Новгород)

Региональный консультативный центр медико-психологического сопровождения «Росток»;

Детское отделение навралгии и рефлексотерапии «РЕАЦЕНТР», г. Екатеринбург;

БУ Реабилитационный центр для детей и подростков «Солнышко», г. Югорск;

Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области Многопрофильный клинический медицинский центр.

Диагностика.

Первые симптомы аутизма, замеченные родителями. Именно близкие раньше всех обращают внимание на странное поведение ребёнка. Особенно рано это происходит, если в семье уже есть маленькие дети и есть, с кем сравнивать. Чем раньше родители начинают бить тревогу и прибегать к помощи специалистов, тем больше шансов у аутиста социализироваться и вести нормальный образ жизни.

Тестирование с помощью специальных опросников. При детском аутизме диагностика проводится путем опроса родителей и изучения поведения ребёнка в привычной ему среде.

Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)

Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)

Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)

Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)

Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)

Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

Инструментальные методы: УЗИ головного мозга (для исключения повреждений мозга, вызывающих характерные симптомы) ЭЭГ – для выявления эпилептических приступов (аутизм порой сопровождается эпилепсией) Проверка слуха у сурдолога – для исключения речевой задержки по причине тугоухости.

Содержание методики для коррекции дефектов

Оценочная шкала шкалы CARS (для родителей, законных представителей ребёнка)

Эту оценочную шкалу педагог - психолог может дать родителю, если последний согласен на дальнейшую работу.  

Шкала CARS представляет собой один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Исследование проводится родителями на базе наблюдений за ребенком во время его пребывания дома, в кругу родственников, сверстников. Также должны быть включены сведения, полученные от воспитателей и педагогов. Шкала включает в себя 15 категорий, которые описывают все имеющие значение для диагностики области.

При выявлении соответствий с предлагающимися вариантами следует использовать балл, указанный напротив ответа. При подсчете значений теста можно учитывать также промежуточные значения (1.5, 2.5, 3.5) в тех случаях, когда поведение ребенка расценивается как среднее между описаниями ответов.

Пунктами оценочной шкалы CARS являются:

1. Взаимоотношения с людьми:

·отсутствие трудностей - поведение ребенка отвечает всем необходимым критериям его возраста. Может наблюдаться стеснительность или суетливость в тех случаях, когда ситуация носит незнакомый характер – 1 балл;

·легкие трудности - ребенок проявляет беспокойство, старается избегать прямого взгляда или пресекать разговоры в тех случаях, когда внимание или общение носит навязчивый характер и исходит не по его инициативе. Также проблемы могут проявляться в виде стеснения или излишней зависимости от взрослых в сравнении с детьми такого же возраста – 2 балла;

·трудности среднего характера - отклонения такого типа выражаются в демонстрации отстраненности и игнорировании взрослых. В некоторых случаях для того, чтобы добиться детского внимания, необходима настойчивость. На контакт по собственному желанию ребенок идет очень редко – 3 балла;

·серьезные проблемы в отношениях - ребенок в самых редких случаях отвечает и никогда не проявляет заинтересованность к тому, чем заняты окружающие – 4 балла.

2. Подражание и навыки имитации:

· способности соответствуют возрасту - ребенок без труда может воспроизводить звуки, телодвижения, слова – 1 балл;

·имитационные навыки немного нарушены - ребенок без трудностей повторяет простые звуки и движения. Более сложные имитации осуществляются с помощью взрослых – 2 балла;

·средний уровень нарушений - для воспроизведения звуков и движений ребенку необходима поддержка со стороны и значительные усилия – 3 балла;

·серьезные проблемы с подражанием - ребенок не предпринимает попыток имитировать акустические явления или физические действия даже при помощи взрослых – 4 балла.

3. Эмоциональный фон:

·эмоциональный ответ в норме - эмоциональная реакция ребенка соответствует ситуации. Выражение лица, поза и поведение меняются в зависимости от происходящих событий – 1 балл;

·присутствуют незначительные нарушения - иногда проявление детских эмоций не связано с действительностью – 2 балла;

·эмоциональный фон подвержен нарушениям средней тяжести - детская реакция на ситуацию может быть задержана по времени, быть выражена слишком ярко или, наоборот, сдержанно. В некоторых случаях ребенок может смеяться без повода или не выражать каких-либо эмоций, соответствующих происходящим событиям – 3 балла;

·ребенок испытывает серьезные трудности в эмоциональном плане - детские ответы в большинстве случаев не отвечают ситуации. Настроение ребенка остается без изменений на протяжении длительного времени. Могут происходить обратные ситуации – ребенок начинает смеяться, плакать или выражать другие эмоции без видимых на то причин – 4 балла.

4. Контроль тела:

·навыки соответствуют возрасту - ребенок хорошо и свободно двигается, движения обладают точностью и четкой координацией – 1 балл;

· нарушения в легкой стадии - ребенок может испытывать некоторую неловкость, часть его движений являются необычными – 2 балла;

·средний уровень отклонений - поведение ребенка может включать такие моменты как хождение на цыпочках, пощипывание тела, необычные движения пальцами, вычурные позы – 3 балла;

·ребенок испытывает внушительные трудности с владением своего тела - в детском поведении часто наблюдаются странные, несвойственные возрасту и ситуации движения, которые не прекращаются даже при попытках наложить на них запрет – 4 балла.

5. Игрушки и другие предметы в обиходе:

·норма - ребенок играет с игрушками и использует другие предметы в соответствии с их предназначением – 1 балл;

·отклонения в небольшой степени - могут наблюдаться странности при игре или взаимодействии с другими вещами (например, ребенок может пробовать игрушки на вкус) – 2 балла;

·проблемы средней тяжести - у ребенка могут возникать трудности с определением предназначения игрушек или предметов. Также он может уделять повышенное внимание отдельным частям куклы или машинки, сильно увлекаться деталями и необычно использовать игрушки – 3 балла;

·серьезные нарушения - ребенка трудно отвлечь от игры или, наоборот, призвать к этому занятию. Игрушки в большей степени используются странным, несоответствующим образом – 4 балла.

6. Приспособленность к изменениям:

·реакция ребенка отвечает возрасту и ситуации - при смене условий ребенок не испытывает большого волнения – 1 балл;

·наблюдаются небольшие сложности - у ребенка существуют некоторые сложности с адаптацией. Так, при смене условий решаемой задачи малыш может продолжить поиски решения, используя первоначальные критерии – 2 балла;

·отклонения среднего уровня - при смене обстановки ребенок начинает активно противостоять этому, испытывает негативные эмоции – 3 балла;

·ответ на изменения в полной мере не соответствует норме - любые перемены ребенок воспринимает негативно, могут случаться истерики – 4 балла.

7. Визуальная оценка ситуации:

·нормальные показатели - ребенок в полной мере использует зрение для знакомства и анализа новых людей, предметов – 1 балл;

·легкие нарушения - могут быть выявлены такие моменты как «взгляд в никуда», избегание зрительного контакта, повышенная заинтересованность зеркалами, источниками света – 2 балла;

·проблемы средней тяжести - ребенок может испытывать дискомфорт и избегать прямого взгляда, использовать необычный угол обзора, подносить предметы слишком близко к глазам. Для того чтобы ребенок посмотрел на предмет требуется несколько раз напомнить ему об этом – 3 балла;

·значительные проблемы с использованием зрения - ребенок предпринимает максимум усилий для того, чтобы исключить зрительный контакт. В большинстве случаев зрение используется необычным образом – 4 балла.

8. Звуковая реакция на действительность:

·соответствие норме - реакция ребенка на звуковые раздражители и речь отвечает возрасту и обстановке – 1 балл;

·присутствуют небольшие расстройства - ребенок может не ответить на некоторые вопросы, или отреагировать на них с задержкой. В некоторых случаях может быть выявлена повышенная звуковая чувствительность – 2 балла;

·отклонения среднего уровня - реакция ребенка может быть разной на одинаковые звуковые явления. Иногда ответа не поступает даже после нескольких повторений. На некоторые обыкновенные звуки ребенок может возбужденно реагировать (закрывать уши, выказывать недовольство) – 3 балла;

·звуковой ответ в полной мере не отвечает норме - в большинстве случаев реакция ребенка на звуки является нарушенной (недостаточной или избыточной) – 4 балла.

9. Использование таких органов чувств как обоняние, осязание и вкус:

·норма - в исследовании новых предметов и явлений ребенок использует все чувства в соответствии с возрастом. При болевых ощущениях проявляет реакцию, которая отвечает уровню боли – 1 балл;

·небольшие отклонения - иногда ребенок может испытывать сложности с тем, какие органы чувств следует задействовать (например, пробовать на вкус несъедобные предметы). Испытывая боль, ребенок может выражать преувеличивать или преуменьшать ее значение – 2 балла;

·проблемы средней степени - ребенок может быть замечен в том, что нюхает, трогает, пробует на вкус людей, животных. Реакция на боль не соответствует действительности – 3 балла;

·серьезные нарушения - знакомство и изучение предметов в большей мере происходит необычными способами. Ребенок пробует на вкус игрушки, нюхает одежду, ощупывает людей. При возникновении болезненных ощущений он их игнорирует. В некоторых случаях может быть выявлена преувеличенная реакция на небольшой дискомфорт – 4 балла.

10. Страхи и реакция на стресс:

·естественное реагирование на стресс и проявление страхов - поведенческая модель ребенка соответствует его возрасту и происходящим событиям – 1 балл;

·невыраженные расстройства - иногда ребенок может испугаться или перенервничать больше обычного в сравнении с поведением других детей в аналогичных ситуациях – 2 балла;

·нарушения средней тяжести - детская реакция в большинстве случаев не отвечает реальности – 3 балла;

· сильные отклонения - уровень страха не снижается, даже после того как ребенок несколько раз переживает схожие ситуации, при этом успокоить малыша достаточно сложно. Также может быть замечено полное отсутствие переживаний при обстоятельствах, которые других детей вынуждают беспокоиться – 4 балла.

11. Коммуникационные способности:

·норма - ребенок общается с окружением в соответствии с характерными для его возраста возможностями – 1 балл;

·легкое отклонение - может быть выявлена небольшая задержка речи. Иногда заменяются местоимения, используются необычные слова – 2 балла;

·расстройства среднего уровня - ребенок задает большое количество вопросов, может выражать озабоченность определенными темами. Иногда речь может отсутствовать или содержать бессмысленные выражения – 3 балла;

·серьезные нарушения вербальной коммуникации - речь со смыслом почти отсутствует. Часто в общении ребенок использует странные звуки, подражает животным, имитирует транспорт – 4 балла.

12. Навыки невербального общения:

·норма - ребенок в полной мере использует все возможности невербальной коммуникации – 1 балл;

·небольшие нарушения - в некоторых случаях ребенок может испытывать трудности с тем, чтобы обозначить свои желания или потребности жестами – 2 балла;

·отклонения средней степени - в основном, ребенку сложно объяснить без слов то, что он хочет – 3 балла;

·серьезные расстройства - ребенку сложно понять жесты и выражение лица других людей. В своей жестикуляции он использует только необычные движения, которым не свойственно очевидное значение – 4 балла.

13. Физическая активность:

·норма - ребенок ведет себя так же, как и его сверстники – 1 балл;

·небольшие отклонения от нормы - детская активность может быть немного выше или ниже нормы, что причиняет деятельности ребенка некоторые сложности – 2 балла;

·средняя степень нарушений - поведение ребенка не соответствует ситуации. Например, при отходе ко сну он отличается повышенной активностью, а в течение дня пребывает в сонном состоянии – 3 балла;

·анормальная активность - ребенок редко пребывает в нормальном состоянии, в большинстве случаев проявляя чрезмерную пассивность или активность – 4 балла.

14. Интеллект:

·развитие ребенка отвечает норме - детское развитие сбалансировано и не отличается необычными навыками – 1 балл;

·нарушения легкой степени - ребенок обладает стандартными навыками, в некоторых ситуациях его сообразительность ниже, чем у сверстников – 2 балла;

·отклонения среднего типа - в большинстве случаев ребенок не так сообразителен, но в некоторых сферах его навыки соответствуют норме – 3 балла;

·серьезные проблемы в интеллектуальном развитии - детская сообразительность ниже общепринятых значений, но существуют области, в которых ребенок разбирается гораздо лучше своих одногодок – 4 балла.

15. Общее впечатление:

·норма - внешне ребенок не проявляет признаков заболевания – 1 балл;

·легкое проявление аутизма - при некоторых обстоятельствах ребенок демонстрирует симптомы болезни – 2 балла;

·средний уровень - ребенок манифестирует ряд признаков аутизма – 3 балла;

·тяжелый аутизм - ребенок показывает обширный перечень проявлений данной патологии – 4 балла.

Подсчет результатов:

Проставив напротив каждого подраздела оценку, которая соответствует поведению ребенка, следует суммировать баллы.

Критериями определения состояния ребенка являются:

·количество баллов от 15 до 30 – аутизма нет;

·количество баллов от 30 до 36 – вероятно проявление заболевания в легкой и средней степени (синдром Аспергера);

        количество баллов от 36 до 60 – есть риск того, что ребенок болен тяжелым аутизмом.

Коррекционная программа детей аутистического спектра составляется индивидуально. Ребенку нужна помощь группы специалистов, в частности, занятья с психологом, логопедом и специальным педагогом, сеансы с психиатром, упражнения с физиотерапевтом (при выраженной неуклюжести и отсутствии ощущения собственного тела). Коррекция происходит медленно, занятие за занятием. Детей учат чувствовать формы и размеры, находить соответствия, чувствовать взаимосвязи, участвовать, а затем и инициировать сюжетную игру. Детям с аутическими расстройствами показаны занятия в группах социальных навыков, где ребята учатся играть вместе, следовать социальным нормам и помогают выработать определенные модели поведения в обществе. Основной задачей логопеда является развитие речевого и фонематического слуха, увеличение словарного запаса, обучение составлению коротких, а затем и длинных предложений. Специалисты также пытаются научить ребенка различать тона речи и эмоции другого человека. Адаптированная программа аутистического спектра нужна также в детских садиках и школах. К сожалению, далеко не все образовательные заведения (особенно государственные) могут предоставить квалифицированных специалистов для работы с аутистами.

Заключение

Работа с аутичными детьми должна быть последовательной. По мере того, как усваиваются команды (просьбы), направленные на выполнение небольших целенаправленных движений, их постепенно сменяют более сложные действия. Знания и навыки последовательно нанизываются друг на друга, постепенно заполняя психику и жизнь ребёнка всё больше и больше.

Работа с аутичными детьми должна проводиться пошагово. Первым шагом будет постановка конкретной задачи, объяснение того что ребёнок должен сделать. Второй шаг – детальная демонстрация того, что нужно сделать. Третий шаг – выполнить поэтапно все действия вместе с ребёнком, при необходимости используя его руку. Сложные операции следует разбивать на простые.

Очень важны в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень хлопотно, как для родителей, так и для детского психолога, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.

Важно отметить, что психологическая работа должна проходить в тесном сотрудничестве с родителями, которым   даются подробные рекомендации по организации осмысленного взаимодействия с ребенком, меняющиеся и усложняющиеся по мере его продвижения в эмоциональном развитии.

 Таким образом, реализуя комплексный подход индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса можно воспитать у ребёнка интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений; формировать коммуникативные умения и навыки; формировать сенсорное развитие; формировать социально-бытовых умения и навыки самообслуживания; развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка; развивать и корректировать детско-родительские отношения; повышать двигательную активность ребенка; стимулировать звуковую и речевую активности т.е. постараться максимально адаптировать ребёнка к жизни в социуме.

Список используемой литературы

  1. http://zdravotvet.ru/priznaki-autizma-u-rebenka-prichiny-metody-korrekcii/
  2. http://www.autism.ru/read.asp?id=68&vol=0
  3. http://www.autisminrussia.ru
  4. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей //Альманах Института Коррекционной педагогики РАО. - 2004. - № 8.
  5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи.  М.: Теревинф, 2007.
  6. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004.
  7. Брин, И. Л. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом  / И. Л. Брин. - М.:СигналЪ, 2002.
  8. Введение в психологию / Под. ред. А. В. Петровского. - М. Академия, 1997.
  9.  Возрастная психология: детство, отрочество, юность  / Под ред. В. С. Мухиной. - М.: Академия, 2001
  10. Выготский, Л. С. Овладение собственным поведением //Собрание сочинений в-6 т.  Л. С. Выготский. - М., 1983.
  11. Гилберг, К. Медицинская диагностика аутизма и заболеваний аутистического спектра  / К. Гилберг. – М.: Норма, 2000.
  12. Гилберг, К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты  / К. Гилберг. – М.: Норма, 2000.
  13.  Гилберг, К. Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие: Кн. для педагогов-дефектологов  / Ред. Л. М. Щипицына: Пер. с англ. О. В. Деряевой. - М.: Владос, 2002.
  14. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»  / Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.
  15.  Детский аутизм. Хрестоматия  / Сост. Л. М. Шипицина. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001.
  16. Дошкольная психология / под ред. Г. А. Урунтаевой. - М.:Академия, 2001
  17. Журова, Л. Е. Двигательные реакции детей дошкольного возраста по предварительной инструкции. В кн.: «Развитие произвольных движений» / Л. Е. Журова. - М.: Просвещение, 1999.
  18.  Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений [Текст] / А. В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2000.
  19.  Зейгарник, Б. В. К сущности волевого поведения //Психологический журнал [Текст] / Б. В. Зейгарник. – 1985. - №3. – С. 18-21.
  20.  Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь особому ребенку [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.



Предварительный просмотр:

Реализация индивидуального образовательного маршрута на Дорощук Арину

воспитателем Гуриной Л.В. средней  группы №4

с11.09.2017 по 15.05.18

Дата

Мероприятие

Результат

Примечание

СЕНТЯБРЬ

12.09.17

15.09.17

Игра: «Подружились мы с тобой».

Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя»

1.Установление эмоционального контакта с ребенком.

2. Развитие положительного отклика на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения, удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого)

С 09.11.17-11.09.17- ребёнок находился в Остеопате

г. Екатеринбурга

19.09.17

21.09.17

Упражнение «Говорим друг другу до свидания».

Игры: «Погладь кошку»,

«Поиграй с куклой»

1.Установление эмоционального контакта с ребенком.

2.Формирование потребности в эмоциональных контактах с окружающими. 

26.09.17

28.09.17

Познавательное развитие

Игра «Найди место для игрушки»

Речевое развитие

Игра «Ладушки»

Формирование представлений о предметном мире.

Развитие тактильных ощущений.

ОКТЯБРЬ

03.10.17

05.10.17

Познавательное развитие

Игра «Сложи фигуры в коробочку такого же цвета»

Речевое развитие

Упражнение «Позови мячом»

Художественно-эстетическое развитие

Игра: «Сделай как я»

Фиксация  взора ребёнка на предметно-манипулятивной деятельности педагога.

Вызывать у ребёнка  положительные эмоции в ответ на обращение

Развитие умения наблюдать за процессом лепки; способствовать совершению простых действий с материалами (брать в руки тесто и манипулировать с ним)

С 06.10.17-27.10.17-

ребёнок находился в РЕА Центре

г.Екатеринбурга

31.10.17

НОЯБРЬ

02.11.17

Познавательное развитие

Игра «Покажи предмет, какой скажу»

Речевое развитие

Игра «Запомни слова»

Социально-коммуникативное развитие

 Игра «Семья»

Развитие умения группировать фигуры по различным признакам: цвету, форме, размеру, толщине.

Обогащение словаря ребёнка существительными, обозначающими предметы из бытового окружения.

Формирование представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально)

07.11.17

09.11.17

Познавательное развитие

Игра «Где речка шире-уже»

Речевое развитие

Упражнение «Помоги разложить картинки на группы»

Социально- коммуникативное развитие

Рассматривание иллюстраций, фотографий

Формирование умения участвовать в совместной деятельности

Развитие интереса к предметам, людям, желание действовать вместе с другими людьми.

Развивать умение вникать в суть получаемой информации и понимать других.

С 13.11.17-30.11.17-

ребёнок посещал  Центр «Солнышко», г.Югорск;  ребёнок посещал детский сад во вторую половину дня

14.11.17

16.11.17

Познавательное развитие

Игра «Собери пирамидку»

Речевое развитие

Игра «Кто позвал тебя»

Развитие умения группировать предметы по цвету.

Формирование навыка связной речи.

21.11.17

23.11.17

Познавательное развитие

Игра «Мозаика»

Речевое развитие

Игра «Кому нужны эти предметы?»

Развивать зрительное и осязательное восприятия.

Обогащение словаря существительными, обозначающими предметы из бытового окружения.

28.11.17

30.11.17

Познавательное развитие

Упражнение «Какая дорожка короче - длиннее»

Речевое развитие

Игра «Волшебный сундучок»

Развитие умения группировать фигуры по различным признакам: цвету, форме, размеру, толщине.

Установление эмоционального контакта с ребенком, развитие мелкой моторики, усидчивости.

ДЕКАБРЬ

05.12.17

07.12.17

Познавательное развитие

Игра «Какой мячик меньше - больше»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Лучик для солнышка»

Речевое развитие

Игра «Волшебный сундучок»:

разглядывание и изучение с ребёнком новых предметов.

Развитие умения группировать фигуры по различным признакам: цвету, форме, размеру, толщине.

Установление

Развитие способности к продуктивным видам деятельности.

Формировать навыки реагирования на обращенную речь и выполнение просьб.

С 11.12.17 по 08.01.18  ребёнок находился в РАА центре г.Екатеринбурга

10.01.18

12.01.18

Познавательное развитие

Игра «Веселые матрешки» (поиск  игрушки в миске с фасоль)

Речевое развитие

Игра «Позови»

Художественно-эстетическое развитие

Игра «Художник»

установление эмоционального контакта, развитие мелкой моторики, усидчивости, эмоциональной устойчивости  ребенка с помощью игр.

Побуждение его к более разнообразным вокализациям.

Развитие умения наблюдать за процессом  рисования; способствовать совершению простых действий с материалами (рисовать кистью простыми приемами: мазки, линии)

16.01.18

18.01.18

Познавательное развитие

Игра «Поймай игрушку» 

(видоизмененная игра- предложить ребенку постучать по пойманной игрушке, поводить рукой по ее контуру и пр.)

Социально-коммуникативное развитие

Игра «Позови ласково»

Обучение ребенка различению формы, цвета, величины.

Побуждать ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

23.01.18

25.01.18

Познавательное развитие

Игра «Пришел Мурзик поиграть»

Речевое развитие

Игра «Возьми, положи, брось»

Формирование у ребенка игровых манипулятивных действий.

Вызывать желание слушать и понимать речевую инструкцию, подражать действиям взрослых.

30.01.18

01.02.18

06.02.18

08.02.18

Познавательное развитие

Игра «Собери фигурки»

(ребенку по команде предлагается собрать и разобрать доску)

Речевое развитие

Игра «Закончи фразу»

Познавательное развитие

Игра «Грибочки»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Радуга»

Развивать умение дифференцировать формы, величины предметов и пр.).

формирование у ребенка потребности речевого общения.

развитие эмоциональной устойчивости ребенка с помощью игр, развитие мелкой моторики, усидчивости, внимания, развитие целенаправленных действий с несколькими однородными предметами.

Формировать способность к выполнению разнообразных действий; к повторению определенных движений (с помощью взрослого): оставлять следы от краски на бумаге.

Оборудование: 

доски Сегена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ТРАДИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТАННОЙ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье дан сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования....

Вопросы развития функциональных навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

В статье рассматривается вопрос развития функциональных навыков у детей с расстройством аутистического спектра. Представлены основные понятия, кратко изложена необходимость формирования данных навыков...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и мет...

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

 Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...

Особенности диагностики детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Заседание клуба для педагогов-психологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений  Г.о.Подольск "Диалог" .Протокол заседания и Презентация на тему "Особенности диагности...

Применение методики АВА в активизации речи детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

В данной статье представлен опыт работы по формированию речи у детей с расстройством аутистического спектра в условиях группы компенсирующей направленности на основании методики АВА-терапии и применен...