Повышения эффективности воспитательно-образовательной деятельности в рамках введения ФГОС дошкольного образования через реализацию проектной деятельности
консультация
Повышения эффективности воспитательно-образовательной деятельности в рамках введения ФГОС дошкольного образования через реализацию проектной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
С.Л.Донец -старший воспитатель МА ДОУ ЦРР – д/с«Теремок» г.Северобайкальск
Повышения эффективности воспитательно-образовательной деятельности в рамках введения ФГОС дошкольного образования через реализацию проектной деятельности.
Преобразования в образования диктуют необходимость наибольшей индивидуализации педагогического процесса, ориентация на конкретную личность воспитанника. С утверждением ФГОС настала необходимость поиска новых форм и методов организации образовательного пространства, использование педагогических технологий в образовательно-воспитательной деятельности с участием всех субъектов педагогического процесса (дети, педагоги, родители), ориентация на организацию работы с одарёнными детьми, что чётко прописано в инициативе «Наша новая школа». Преемственность между всеми уровнями общего образования должна быть и в этом. Развивать способности необходимо с раннего детства, необходимо дать возможность ребёнку в саморазвитии, реализации творческих возможностей и потребностей в самовыражении. Следует найти оригинальные подходы к преобразованию образовательной среды, формы моделирования коммуникативной среды образовательной организации, которые позволяют изменить статус всех участников образовательного процесса, где отношения между субъектами процесса должны представлять собой детско – взрослое сообщество.
Развитие этих новых по своей сущности подходов к построению отношений, должно изменить взгляды педагогов на построение воспитательно – образовательного процесса. Всё направлено на то чтобы у выпускника детского сада были сформированы целевые ориентиры - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО, способности детей (что определено Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования):
- в проявлении инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности;
- способности выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, к воплощению разнообразных замыслов;
- в уверенности в своих силах, открытости внешнему миру;
- в активности взаимодействия со сверстниками и взрослыми, участие в совместном творчестве,
- в способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараться разрешать конфликты,
- обладания развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
- способности ребёнка к фантазии, творчеству.
Педагогический коллектив нашего детского сада находится в поиске новых подходов в работе с дошкольниками, следя за последними достижениями науки и практики в образовательной области. Объединение всех участников педагогического процесса через создание временных творческих групп (концепция «событийная общность» по В.А.Слободчикову). В педагогическом процессе мы понимаем «событийную общность», как совместное сотрудничество взрослых (педагогов, родителей) и детей, для которого характерно сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, индивидуальные особенности каждого, его желания и потребности в самовыражении. Формирование обозначенных целевых ориентиров, развитие новых отношений на основе «событийной общности» всех субъектов образовательного процесса в дошкольных организациях возможно при применении проектной технологии.
Признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную, являются следующие:
- ориентация на получение конкретного результата – продукта проекта;
- определение и описание результата в виде предварительного видения в определённой степени детализации и конкретизации;
- фиксация срока достижения результата;
- определение шагов и планирование действий по достижению результата с фиксацией времени;
- выполнение определённых действий с отслеживанием результативности и коррекцией;
- получение определённого продукта проектной деятельности и его презентации.
В рамках реализации проектов в дошкольной образовательной организации необходимо различать проекты по уровню их организации и реализации: проект организации, педагога, воспитанников.
Рассмотрим вариант проектной деятельности дошкольной образовательной организации на примере проекта «Создание интегрированной образовательной среды (детский сад, семья, социум) в театрализованной деятельности, как средство персонифицирования педагогический событий и осуществления индивидуальной траектории развития ребёнка», реализуемом в нашем образовательном учреждении. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, танец. С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, она является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Следовательно, театрализованная деятельность является одним из средств комплексного развития ребёнка, направленное на развитие его индивидуальности.
В условиях малого северного города для полноценного развития детей ограниченные социальные ресурсы по развитию театральной деятельности: нет возможности посещать различные театры, нет возможности выезда за пределы города. Все более очевидным становится необходимость разработать новое видение проблемы по накапливанию социального опыта, через создание образовательной среды, который бы содержал комплексно-интегрированный подход к воспитанию и обучению дошкольников, средствами театрального искусства, с использованием оптимальных условий для интеллектуального, творческого, физического развития воспитанников и формирование навыков продуктивного творческого труда.
В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование творческой активности воспитанников, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей культуры и образования, создание среды творческого общения, а также создания для этого материальных и технических условий.
Задачи проекта | Ожидаемые эффекты |
Создание оптимальных условий, для театрализованной деятельности, которая повысит качество предоставляемых образовательных услуг, соответствующего интересам, склонностям детей дошкольного возраста и повлияет на успешную социализацию воспитанников. | Увеличение процента воспитанников охваченных бесплатным дополнительным образованием в условиях дошкольного учреждения |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах внедрения ФГОС ДО, использования новых форм организации педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми на основе театрализованной деятельности. | Повышение квалификации воспитателей, привлечение молодых специалистов к педагогической деятельности, освоение воспитателями современными педагогическими технологиями в работе с детьми. |
Обновление системы работы с семьёй: активное вовлечение родителей в сотрудничество и взаимодействие с детским садом. | Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе. Расширение роли участия общественного управления в жизнедеятельности и развитии дошкольного учреждения. |
Использования национально-регионального компонента в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. | Расширение области знакомства с культурой разных народов, через постановку спектаклей на основе культурных традиций разных народов (бурятский, русский, эвенкийский и др.) |
Интеграция всех образовательных областей в воспитательно-образовательном процессе, направленного на развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных способностей ребенка средствами детского театра. | Организация успешного сочетания досуга и воспитания, что дает возможность сделать досуговую деятельность управляемой и подчиненной целям воспитания и развития индивидуальности воспитанников |
Развитие и расширение предметно-развивающей среды учреждения. | Модульность и мобильность в создании театрального центра, который должен предоставить ребенку различные виды деятельности: работа над проектом, разнообразные виды игровой деятельности и др. Совершенствование многофункциональной и эргономичной развивающей среды детского сада, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию способностей дошкольников. |
Расширение образовательного пространства, через взаимодействие с социумом, сотрудничества с образовательными учреждениями: школой, учреждениями дошкольного образования, учреждениями культуры и дополнительного образования в условиях малого Северного города. | Обеспечение преемственности и успешной социальной адаптация в начальной школе. Диссеминация опыта в педагогической среде. Использование ресурсов малого северного города. Увеличение популярности и конкурентоспособности детского сада в социальной среде. |
Описание проекта:
1.Проект «Создание интегрированной среды (детский сад, семья, социум) в театрализованной деятельности, как средство персонифицирования педагогический событий и осуществления индивидуальной траектории развития ребёнка в условия внедрения ФГОС» стал проектом по созданию расширенной интегрированной образовательной среды (детский сад, семья, социум), расширения образовательного пространства для реализации способностей воспитанников при активном взаимодействии всех участников, где каждый участник становится субъектом воспитательно-образовательного процесса.
2. Данный проект предполагает широкое участие родителей: совместное с педагогами и детьми участие в постановке и реализации педагогических событий на основе театрального искусства; участие в постановке и показе театрализации (костюмы, декорации, разучивание текстов, разыгрывание ролей, изучение различных культур и т.п.).
3. Индивидуализация педагогического процесса и обогащение воспитательной системы, реализуемой в образовательном учреждении, внесением в жизнь ребенка персонифицированных культурных событий должны развивать комплексно, системно, всесторонне инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах каждого воспитанника и быть направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивающих выражение индивидуальности личности посредством театрализованной деятельности.
4. Использование национально-регионального компонента и интеграция всех образовательных областей в педагогическом процессе (в совместном творчестве, самостоятельной деятельности, взаимодействию со сверстниками) должны содействовать поликультурному воспитанию и развитию у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к культуре разных народов.
Список литературы:
1.Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.-М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.-72с.
2.В.И. Слободчиков, Г.А.Цукерман «Интегральная периодизация общего психического развития».[Электронный ресурс].Режим доступа http://www.voppsy.ru/issues/1996/965/965038.htm
3.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. — 168 с. [Электронный ресурс].Режим доступа http://www.pedlib.ru/Books/4/0292/4_0292-43.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОО и семьи в рамках введения ФГОС дошкольного образования
Цель нашей работы: вовлечь родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство, установить партнёрские отношения....
«Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»
Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов....

Консультация для воспитателей«Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования»
Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов «Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»
Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.Важнейшим направлением деятельности модели становится подготовка всех участников образовательного процесса к работе в...

«Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»
laquo;Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования»
Консультация для воспитателей на тему: «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования...

Доклад на тему:"Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования" + презентация к докладу
Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования...
