Доклад на тему:"Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования" + презентация к докладу
статья

Воднева Наталья Васильевна

Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedmasterskaya_doklad.doc52.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiyafgos_o_vzaimod.ppt477 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 8 «Салют» города Смоленска

ДОКЛАД

на тему:

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о взаимодействии с родителями»

Воспитатель

 Воднева Наталья Васильевна

г. Смоленск

                                                                      2016

Воспитатели и родители едины в совместном  стремлении помочь каждому ребенку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребенка те психологические новообразования. И первой инстанции на пути ребенка в жизнь является семья.

Семья первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа образцы для подражания.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями, но работа  с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), вступивший в силу 1 января 2014 года, определил ряд вопросов взаимодействия дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) и семей воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования в Стандарте объявлены сотрудничество организации с семьей, приобщение детей к традициям семьи. ФГОС является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

 То есть, от «работы с родителями» мы пришли к сотрудничеству, взаимодействию, партнерским отношениям с членами семей воспитанников. Это подразумевает выстраивание диалога, учет интересов и потребностей сторон, уважительное отношение, тактичность, а главное – открытость детского сада и готовность к общению.

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» главной целью, стоящей перед детским дошкольным учреждения является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В связи с этим можно выделить основные задачи работы ДОУ с семьей:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника

- объединить усилия для развития и воспитания детей

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Среди основных задач Стандарта отмечена следующая мысль:

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей  в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Данная задача решается службой психолого-педагогического сопровождения, а повышение компетентности родителей осуществляется различными формами психолого-педагогического просвещения. Кроме того, в Стандарте указаны требования, направленные на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Таким образом, участие родителей в образовательной деятельности ДОУ предполагает:

 − участие в организации образовательного процесса (например, недели самоуправления для родителей, проведение родителями мастер-классов, прогулок, конкурсов и т. д.);

 − участие в организации развивающей среды (например, оформление родителями стендов, определенных зон и уголков в группе, участков на улице, изготовление игр, игрушек или других атрибутов);

− участие родителей в оценке и контроле за деятельностью ДОУ (например, оценка качества развивающей среды, приготовленной пищи, места для сна и т. п.);

 − оказание родителями дополнительных услуг (проведение экскурсий у себя на работе, ведение кружка, помощь педагогу в сопровождении детей на выставки, в музеи и т. п.);

 − участие в разработке планирования общедошкольных планов, совместной деятельности детей и взрослых (например, планирование конкурсов, акций, проектов и т. д.).

Необходимо полагать, что создание условий для участия родителей в образовательной деятельности требует тщательной подготовки от педагога, детального планирования совместной деятельности с родителями.

В целом можно выделить три основных направления во взаимодействии ДОУ с родителями:

 1. Изучение семьи. Здесь могут решаться различные задачи: изучение социологического статуса семьи, семейных традиций, интересов и хобби семьи, потребностей и запросов родителей, удовлетворенность родителей работой детского сада, проблемы родителей в воспитании и обучении детей и т. д.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей, педагогической и правовой культуры, гармонизации детско-родительских отношений, формирование родительской компетентности.

Здесь могут быть реализованы два направления работы: во-первых, информативное (ознакомление родителей с особенностями развития ребенка, с содержанием и методикой учебно-методического процесса), а во-вторых, обучающее (формирование у родителей способов адекватного взаимодействия с детьми, обучение навыкам эффективного общения и т. п.).

3.Включение родителей в содержательную совместную деятельность с ДОУ: участие в создании развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, планирование и проведение различных мероприятий.

Современные реформы образования, развитие информационных технологий накладывают отпечаток и на формы взаимодействия детского сада и семьи. У большинства современных родителей недостаточно свободного времени, при этом слабая рефлексия собственной педагогической деятельности, непонимание самоценности периода детства. Кроме того, многие имеют дома компьютер, планшет и выход в сеть Интернет. В связи с этим перед педагогами ДОУ встает задача поиска новых, эффективных форм и технологий сотрудничества с родителями. Наибольший интерес и значимость представляют интерактивные и информационно-коммуникационные технологии.

Использование термина «интерактивные» подразумевает, что субъект находится в условиях непосредственной межличностной коммуникации. В этом процессе происходит расширение опыта участников группы, формируется умение слышать другого, понимать его точку зрения. Очень интересен опыт проведения интерактивных форм взаимодействия педагогов с родителями, таких как: тематические акции (например, «Спеши творить добро», «Подари книгу детям», «Моя любимая мама» и другие), детско-родительские проекты («Мое родословное древо», «Герб семьи», «Традиции нашей семьи»), мастер-классы для родителей и проводимые самими родителями («Как сшить с ребенком игрушку», мастер-класс по заплетению кос), ролевые игры (допустим, на собрании родители «становятся детьми» и педагог проводит с ними фрагмент какого-либо занятия), тренинги или их элементы (например, воспитатель может включить в родительское собрание игры на знакомство, коммуникативные игры, упражнения на рефлексию).

Информационно-коммуникационные технологии также представляют особый интерес. Интернет-ресурсы, позволяющие применять интерактивные сервисы для взаимодействия детского сада и семьи, могут быть следующими: официальный сайт организации; страница, группа в социальной сети; собственный блог, сайт педагога. Подобные ресурсы дают возможность участникам образовательного процесса общаться в онлайн-режиме, проводить голосование, опрос, составлять рейтинг мероприятий, создавать фотоотчеты и представлять видео - материалы занятий, праздников, утренников или других интересных событий ДОУ. В совместных мероприятиях педагоги могут использовать для повышения родительской компетентности интерактивные презентации, видеоуроки (например, артикуляционная гимнастика от логопеда, использование техники Суджок в оздоровлении детей). Эти материалы могут быть выложены и на персональных сайтах воспитателя или специалистов ДОУ. Информативным материалом могут стать аудиозаписи (например, записи детей о соблюдении правил дорожного движения или о том, какие книги читают им родители). Гармонизации детско-родительских отношений и развитию педагогической рефлексии могут способствовать социальные ролики. В сети Интернет можно найти замечательные ролики «Мамы», «Папы», «Уделите внимание детям», «Ваша семья» и другие.

Таким образом, взаимодействие педагогов с родителями воспитанников – одно из самых сложных и значимых направлений деятельности ДОУ в условиях реализации нового образовательного стандарта. Только в тесном сотрудничестве с семьей мы можем добиться высоких результатов воспитания и развития наших детей. Поскольку родители – первые педагоги для своих детей, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и образовании ребенка, важно учитывать пожелания семей, их интересы, устанавливать обратную связь. Создание единого образовательного пространства требует от педагогов готовности повышения своего мастерства, освоения новых технологий, развития собственных компетенций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ Детский сад № 8«САЛЮТ» ФГОС ДО о взаимодействии с родителями Воспитатели: Воднева Наталья Васильевна

Слайд 2

Семья первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа образцы для подражания.

Слайд 3

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. - ФГОС утвержден 17.10.2013 г., вступил в силу с 01.01.2014 г. - ФГОС разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. - задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Слайд 4

Задачи работы ДОУ с семьей: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Слайд 5

Участие родителей в образовательной деятельности ДОУ предполагает: − участие в организации образовательного процесса; − участие в организации развивающей среды; − участие родителей в оценке и контроле за деятельностью ДОУ; − оказание родителями дополнительных услуг; − участие в разработке планирования общедошкольных планов, совместной деятельности детей и взрослых;

Слайд 6

Основные направления во взаимодействии ДОУ с родителями: Изучение семьи Психолого-педагогическое просвещение родителей : - информативное - обучающее Включение родителей в содержательную совместную деятельность с ДОУ

Слайд 7

Формы взаимодействия детского сада и семьи Интерактивные технологии Информационно - коммуникационные технологии

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОО и семьи в рамках введения ФГОС дошкольного образования

Цель нашей работы: вовлечь родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство, установить партнёрские отношения....

«Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»

Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов....

Взаимодействие дошкольной организации с семьёй в процессе введения ФГОС дошкольного образования

На сегодняшний день важен новый взгляд на взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, которое должно строиться исходя из социально-культурных особенностей современной жизни и на основе новых пол...

"Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микрокл...

Консультация для педагогов «Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»

Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.Важнейшим направлением деятельности модели становится подготовка всех участников образовательного процесса к работе в...

«Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»

laquo;Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»...

Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС дошкольного образования

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родител...