"Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"
проект

Андреенко Евгения Федоровна

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а так же повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx57.99 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект "Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54feb0fba57a1/piedaghoghichieskii-proiekt-innovatsionnyie-formy-vzaimodieistviia-s-siem-ioi-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia_2.jpeg

МКДОУ №35 «Непоседы»

Группа «Теремок»

Андреенко Евгения Федоровна

2019 год


Тип проекта: долгосрочный, коллективный, социальный, творческий. На уровне образовательного учреждения.

Постановка проблемы

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а так же повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Считаю главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.

Педагоги придумывают разные формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, стенды…., но откликаются на них только малая часть родителей.

- традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат.

- педагогическая пассивность родителей, родители не понимают своей воспитательной функции, не желают устанавливать единые требования к ребенку дома и в детском саду.

-педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду.

-незнание родителей истинной работы с детьми в детском саду.

Цель проекта: - Внедрение новых нетрадиционных форм работы с семьей в соответствии с ФГОС ДОУ.

- Устранение существующих проблем (противоречие, непонимание).

- Использование инновационных форм работы с семьей для повышения педагогической компетенции родителей и вовлечение их в образовательный процесс детского сада.

Задачи:

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

- Апробировать нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного развития ребенка.

- Выявить и реализовать потребность родителей в педагогических знаниях.

-Создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов.

- Вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество.

- приобщить родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса.

Методы и формы работы

-изучение социального статуса семьи,

-беседы,

-анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют,

-консультации, каких специалистов ДОУ они хотели бы получить.

- письменные приглашения родителей к участию в детских тематических праздниках, собраниях,

-оформление фотогазет, персональных и групповых выставок детского творчества,

-индивидуальные беседы,

-проведение групповых праздников, развлечений,

-проведение родительских собраний,

Добавили такие новые формы взаимодействия, как привлечение родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество:

-для работы с детьми в рамках образовательного процесса,

-к изготовлению совместных с детьми поделок в соответствии с комплексно-тематическим планированием,

-к участию в различных конкурсах, проводимых в детском саду.

- день открытых дверей,

- Обмен опытом семейного воспитания (круглый стол),

- игровые тренинги,

Предполагаемый результат:

-Приобретение детьми и родителями опыта партнерского и доверительного отношения друг с другом.

-Повышение педагогической и психологической культуры родителей.

-Повышение уровня профессионального развития педагогов ДОУ.

-Построение образовательного процесса на основе партнерских взаимоотношений всех его участников взрослых (родители, педагоги) и детей.

-Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику.

-Создание условий для профессионального роста и совершенствования педагогического мастерства педагогов в процессе реализации проекта.

-Обобщение и распространение методических материалов: подборки диагностических методик, конспектов совместных мероприятий, подборки материалов для консультативно-просветительской работы с родителями и педагогами, игры и упражнения для использования при организации совместной деятельности детей и родителей.

Участники проекта:

- педагоги, помощник воспитателей, инструктор по физической культуре .

- Родители, бабушки, дедушки, воспитанники детского сада.

Этапы работы по этой теме:

- Изучение литературы по данному вопросу,

- Знакомство с современными подходами и формами  взаимодействия семьи и  ДОУ,

- Разработка новых  интерактивных форм работы с родителями.

- Анкетирование родителей.

- Анализ результатов работы.

Основные формы реализации деятельности

Традиционные формы подразделяются:

Коллективные

-родительские собрания,

-круглые столы,

индивидуальные

-беседы,

-консультации,

наглядно-информационные

-выставки,

-стенды, ширмы,

-папки-передвижки.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

Развлечения. Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Форма проведения: совместные досуги, праздники, выставки, игры.

Познавательные. Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Форма проведения: Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков в воспитании детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям.

Наглядно-информационные: Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Форма проведения: Информационные проепекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини – библиотек. Наша «Игротека» (карточки с играми) «Между делом», «По дороге в детский сад» помогает родителям разучить простые, интересные, и познавательные игры и игровые упражнения. Стенд «Чем мы занимались», «Закрепите дома вместе с детьми», «Меню». Наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Родители в качестве гостей посещают занятия, они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители часто бывают активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога.

Информационно – аналитические: Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Форма проведения: Проведение социологических опросов; «Почтовый ящик», в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются ответы специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться мыслями, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

Самая традиционная и конечно необходимая форма работы с родителями это – собрания. Мы изменили форму и методы проведения. Собрание начинается с игровых тренингов на снятие напряжения, на знакомство, сближение, сплочение, создание дружеской, творческой, рабочей атмосферы. " Встреча руками "," Грецкий орех "

В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО формы работы с родителями должны содержать 5 образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие» знакомим родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей, вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ, индивидуальное и групповое консультирование родителей, круглые столы, участие в конкурсах, во всех группах был проведен мастер – класс.

ОО «Познавательное развитие» включает в себя интеллектуальное развитие ребенка через подготовку к праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и детском саду.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя совместные поделки и рисунки детей и родителей; музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.

ОО «Речевое развитие» - совместное чтение детей и родителей, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок художественной литературы.

ОО «Физическое развитие» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультурном досуге других семей, организация совместных соревнований, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада. Знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактика заболеваний; безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций; информирование родителей о создании безопасных условий дома через оформление буклетов, плакатов.

По сравнению с известными формами работы с родителями огромную роль и преимущество играет создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы с семьёй в контексте реализации ФГОС

Опыт внедрения инновационных форм работы с семьёй в ДОУСегодня одной из главных задач согласно ФГОС становится  привлечение родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотн...

Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Опыт работы по использованию эффективных форм взаимодействия с родителями....

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Инновационные формы работы с семьёй в контексте реализации ФГОС

Инновационные формы работы с семьёй в контексте реализации ФГОССегодня одной из главных задач согласно ФГОС становится привлечение родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоо...

Проект «Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Партнерство дошкольной образовательной организации и семьи.  Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.  Создание в детском саду психологически комфортных условий для эм...

Использование инновационных форм работы в ДОУ в рамках реализации ФГОС

В своей профессиональной деятельности воспитатели используют методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели. Современные образовательные технологии в...