Инновационная форма взаимодействия с семьёй в рамках проекта «Выходной с родителями»
методическая разработка (старшая группа)

Кощеева Наталья Валентиновна

Актуальность.

Семейный досуг в выходные дни. Данная проблема очень актуальна, в настоящее время родители часто не уделяют достаточное время на развитие интересов и потребностей ребенка; В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_koshcheeva.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Звездочка»

Инновационная форма взаимодействия с семьёй в рамках проекта «Выходной с родителями»

Выполнила: воспитатель Кощеева Н.В

Актуальность. 

Семейный досуг в выходные дни. Данная проблема очень актуальна, в настоящее время родители часто не уделяют достаточное время на развитие интересов и потребностей ребенка; В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  •  создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания   образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Цель: создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают, обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

В связи с этим возникает необходимость по-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников. Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей»

Организация досуга семьи имеет своей целью как восстановление и поддержание здоровья, так и удовлетворение различных потребностей ее членов. Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам, непониманию, отчужденности, скуке.  У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется образ семьи, основанной на любви, уважении и совместных делах.

Формы досуга:

  • Чтение;
  • Просмотр телепередач;
  • Посещение библиотеки, театров, кино, гостей;
  • Туризм;
  • Спорт;
  • Семейные праздники;

Досуг не синоним “отдыха” и “развлечения”. Досуг не сводится только к отдыху, ибо он может быть заполнен и такой деятельностью, которая не уменьшает, а увеличивает усталость от основной работы.

Досуг не исчерпывается и развлечениями, хотя бы потому, что он может включать и другие формы препровождения свободного времени.

 Время, связанное с работой, но не входящее в рабочее (передвижение к работе и обратно).

Свободное время, затрачиваемое на учебу, повышение квалификации и самообразование, воспитание детей, общественная деятельность, отдых.

Главные характеристики досуга:

  • Продолжительность;
  • Место проведения;
  • Форма проведения;
  • Нравственно-эстетический уровень;

Выбор формы проведения досуга в каждой семье определяется ее интересами, склонностями и возможностями. Выделяют следующие формы досуга семьи: художественная, просветительская, познавательно-развлекательная, спортивно-оздоровительная, игровая. Важной особенностью семейного досуга является совместная деятельность детей и родителей. Дети хотят играть и общаться с самыми дорогими для них людьми, делиться своими впечатлениями.

Но нередко возникает проблема семейного досуга - правильное распределение времени для удовлетворения потребностей каждого члена семьи. Ссылаясь на занятость и усталость, родители порой недостаточно уделяют детям свое внимание, следовательно, ребенок проводит много времени за просмотром телевизора, игрой в компьютерные игры, мало бывает на свежем воздухе.  Другим родителям часто приходится отказываться от чего-то, чем бы они занимались бы с большим удовольствием, отдавая предпочтения интересам ребенка.

Как планировать выходные, чтобы они проходили с пользой для взрослых и детей?

С этой целью мною был разработан проект «Выходной с родителями».

- По плану воспитатели и родители совместно с детьми проводят выходной день по определенной тематике. Проект рассчитан на год (1 выходной  день в месяц).

- Данный проект предполагает широкое участие родителей; совместное с педагогами и детьми посещение музеев, библиотеки, экскурсий по городу  Семенову.

Вид и типология проекта:

  • Познавательный, творческий, долгосрочный
  • Совместный с родителями
  • Групповой

Участники проекта: дети старшей группы,  родители, воспитатели.

Задача: Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей, культурой родного края при взаимодействии ДОУ и семьи.

1 этап проекта - Подготовительный

1. Разработка плана мероприятий.

2. Заключение договора с музейным комплексом.

3. Составили расписания встреч, назначение ответственных.

2 этап проекта - Практический

Цель практического этапа: 

  • повышение педагогической компетентности родителей  в  духовно-нравственном  воспитании  ребёнка;
  • знакомство с культурными, природоведческими маршрутами города, через организацию занимательного развивающего досуга с детьми и родителями в выходной день;
  • обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи.

План мероприятий по проекту.

Сентябрь - «День музыки». Посещение музыкальной школы, выступление учеников музыкальной школы.

Октябрь - «День природы». Прогулка в парк, субботник в парке, пикник.

Ноябрь - «День книги». Поход всей семьей в библиотеку, прививать ребенку бережное отношение и любовь к книгам (сделать книжку своими руками).

Декабрь - «День добрых дел». Выступление детей для ветеранов поселка.

Январь – «День искусства» Мастер класс по рисованию «Герб нашей семьи»

Февраль – «День промыслов». Музей Семеновской матрешки: экскурсия и мастер – класс по росписи ложки.

Апрель - «День хлеба». Посещение хлебозавода. Знакомить детей с трудом на хлебозаводе, говорить о важности и сложности профессии пекаря на хлебозаводе. Побуждать беречь и ценить хлеб.

Май – «День птиц». Прогулка в лес, изготовление скворечников. Расширить представления детей о птицах, разнообразие мира птиц, их важную роль в природе и для человека. Побуждать детей к необходимости беречь и защищать птиц.

Весенняя прогулка по достопримечательностям города. Прогулка всей семьей на свежем воздухе, учить детей беречь природу, правильно вести себя на природе, соблюдать правила безопасности, воспитывать чувство красоты, эстетические чувства, умение наблюдать за живой не живой природой.

3 этап проекта – Заключительный

  • Анкетирование родителей.
  • Презентация проекта.
  • Выпуск альбома достопримечательности города.

Реализация проекта будет способствовать:

  • повышение уровня сформированности представлений о родном крае, его истории и культуре у детей старшего дошкольного возраста и их родителей;
  • развитие партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников, создание атмосферы сотрудничества в вопросах духовно-нравственного воспитания и образования детей;
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ;
  • обогащение воспитательных умений родителей, повышение качества досуга в семьях воспитанников ДОУ.

Создавая проект «Выходной с родителями», я старалась сплотить семью, чтобы дети и их родители ощутили счастье единства семьи, сформировались положительные эмоции от проведённого вместе выходного дня. Новизна проекта выстроена таким образом, что задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии родителей воспитанников.

Участие в проекте помогло родителям снять эмоциональное напряжение, появилось желание проводить больше времени с ребенком, играть, общаться, родители и дети смогли обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепилась и сплотилась.

Из 19 семей активное участие в проекте приняли 15 семей, дети с большим интересом рассказывали о прошедших выходных, делились радостными впечатлениями, новыми знаниями. Родители получили большое удовольствие от времяпровождения с детьми. В итоге, дети рассказали о всех выходных днях, кто-то выделил один самый интересный, по их мнению день, отразив свои впечатления в рисунках. В будущем мы планируем продолжать создавать подобные проекты, привлекать к участию как можно больше семей.

Список литературы

1.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.

2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». N273-ФЗ/ст.44 (Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. - М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 240 с.).

3. Значение культурно-досуговой деятельности-http://o-dosuge.ru.

4. Иванова Л.В. Семейный досуг и библиотека -http://www.uraledu.ru

5. Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей. – М., 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях внедрения ФГОС.

Один из важнейших этапов в жизни ребёнка – дошкольный возраст, период становления личности. Формируется ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей нез...

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях внедрения ФГОС

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях внедрения ФГОС...

"Инновационные формы взаимодействия с семьёй"

Консультация для воспитателей "Инновационные формы взаимодействия с семьёй"...

Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

Семья и дошкольные  учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всесторонннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.    В п...

"Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микрокл...

ПРОЕКТ : «Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»

На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Признание приори...