Развитие творчества в играх - драматизациях.
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Материал рекомендован родителям и воспитателям. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх - драматизациях. " Необходимо, чтобы ребёнок не только получал впечатления, но и выявлял себя, чтобы он не только воспринимал, но и действовал, не только подражал. но и творил" (Н.К.Крупская).Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, умение ставить себя на место героев произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorchestva.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСТВА  В  ИГРАХ – ДРАМАТИЗАЦИЯХ

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях. Сюжет и игровые действия здесь могут быть определены самим содержанием произведения, но способов реализации ролей нет, их следует создавать и воплощать в каких -  то движениях, жестах,  мимике, интонации. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить  себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. «Необходимо , чтобы ребёнок не только получал впечатления, но и выявлял себя, чтобы он не только воспринимал, но и действовал, не только подражал, но и творил» ( Н.К.Крупская ).

Дети младшей группы в играх непроизвольно перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных. Однако развить и обыграть сюжет они ещё не могут. Дети только подражают животным, копируя их внешне, но, не раскрывая особенностей поведения. Поэтому маленьких детей  важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. Можно использовать такие приёмы, как показ взрослого, упражнение с одним ребёнком и целой группой. Например, игра «Паровоз». Детям предлагают путешествовать, разбив их на группы: зайчата, медвежата,  лягушата…

Давая словесное описание той картины, которую должен представить себе каждый ребёнок, педагог добивается более полной реализации роли. Например: «Ребята, как хорошо путешествовать! Мы сейчас едем по густому лесу. Какие здесь высокие деревья! Смотрите, мы приближаемся к  поляне, а на ней растёт сладкая малина. Ну – ка, сердитые, неуклюжие медвежата, выходите из вагона! ( медвежата  выходят медленно; они сердиты, потому что не знают, какая вкусная ягода их ждёт ). Дошли медвежата до кустов, где растут ягоды, и стали их пробовать. Смотрите, как медвежата повеселели! Улыбаются! Наверно, им очень понравилась малина! Посмотрите на медвежонка Олю, она гладит себя по животику. Ах, какая вкусная малина!».

Воспитатель поощряет тех детей, которые наиболее интересно выступили в своей роли. Затем педагог подводит итог: «Все медвежата  у нас разные: один весёлый, другой сердитый, но все они очень смешные и неуклюжие!».

Паровоз едет дальше. Во время путешествия дети увидят и хитрых лягушат – квакушек на болоте, и зайчиков на капустном поле, и нежных красивых бабочек на лугу. Воспитатель является самым активным участником  такой игры. Он показывает, какими  разнообразными могут быть интонация, мимика, жесты,  походка, поза, движения. В результате в дальнейшем дети приобретают необходимые навыки для создания того или иного образа.         В  старшем  возрасте у детей развивается чувство партнёрства, они уже сочетают в роли движения и слова. В той же игре «Паровоз»  пантомиму могут проигрывать 2-4 действующих лица. Дети учатся подключать к движениям слова, следя за своей интонацией. Такое сочетание даётся нелегко, поэтому нужно помочь детям, вводя различные  упражнения: предложить вести рассказ от первого лица, сопровождая слова движениями; представить себя  кем - то и рассказать о себе. Например: «Я маленький зайчик, прыг – прыг ( прыгает ), у меня длинные ушки ( показывает ), короткий хвостик, я люблю грызть морковку ( имитация ), я всех боюсь. Ой, страшно! ( дрожит, обхватывает себя руками ). До свидания, я побежал прятаться!».

Привлекая к играм малоактивных детей, можно брать для драматизации произведения, в которых небольшое количество действий.  Например: «Кисонька – мурысенька», «Где мой пальчик», «Перчатки». Несложные движения здесь близки жизненному опыту детей. Далее дети драматизируют более сложные сказки: «Колобок», «Теремок», «По щучьему велению»…

Дети самостоятельно находят  способы образной выразительности. Для развития воображения  можно детям  предложить задания, например: «Представь себе море, пляж. Мы все лежим на песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, раздвинули тёплый песок руками, перевернулись на спину, сели,  дотянулись руками до носочков, быстро встали, побежали к морю, поплыли. Нырнули,  плаваем под водой и т.д.

Можно давать детям и задания такого типа: «Пройдись, как старая бабушка, как царевна и т. д.»  Интересны так же упражнения  с воображаемыми предметами: «Перед вами мяч. Возьмите его». Или придумывают загадки: показать своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать , кто это был. Для образца показать зайчика, который грызёт морковку, но потом испугался и убежал, бросив её. Дети легко отгадывают такие загадки и сами их придумывают.

При организации игр – драматизаций большое значение придают предварительной работе, которая начинается с занятий по ознакомлению с художественной литературой. После чтения произведения  можно послушать его  в грамзаписи. Чтобы вызвать у детей интерес  к будущей игре, целесообразно использовать такие приёмы, как выборочное повторное чтение, анализ образов героев, беседы о них, рассказы детей и воспитателя о героях.

В играх – драматизациях каждый герой наделён своим характером, за  ним закреплены  определённые поступки, действия, условия, в которых он живёт. Далее идут поиски средств выразительности: жест, мимика, интонация. Детей «учат видеть» качество исполняемой роли. Д ля этого можно использовать метод наблюдения за повадками животных, имитировать их движения, передавать голосом различные состояния: страх, радость, ласку, удивление.

Всё это помогает глубже понять произведение, разобраться в отношениях героев. И как итог всей предварительной работы – игра – драматизация. Можно сказать, что если дети используют в самостоятельной деятельности  те знания и умения, которые они приобрели в играх – драматизациях, проявляют своё творчество, значит, вся эта работа дала хорошие результаты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Творческие игры и развитие творчества в играх-драматизациях у детей дошкольного возраста"

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности, выступают связующем звеном в отношении к познаваемому. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности у ребен...

Развитие речи и игра - драматизация

Статья и конспект сказки "Под грибом" - по мотивам сказки Сутеева....

Диагностика развития детей через игры-драматизации

диагностика развития детей через игры-драматизации...

Статья :Эмоциональное развитие дошкольников в играх-драматизациях.

Драмматизировать -  то значит представить........

Диагностика развития детей через игры-драматизации

Диагностика развития детей через игры-драматизации...

Познавательно - речевое развитие детей в играх драматизации

Развитие речи у детей в средней группе....