Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1 и 2 младших группах в соответствие с ФГОС ДО

    Перевалова Ирина Дмитриевна

     

         Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rpps.docx28.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Организация развивающей предметно-пространственной среды

    в 1 и 2 младших группах в соответствие с ФГОС ДО»

    Развивающая предметно-пространственная среда в Учреждении обеспечивает:

    1. развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности с учетом образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
    2. реализацию образовательной программы;
    3. учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
    4. учет возрастных особенностей детей.

    Развивающая предметно-пространственная среда организована в соответствии с основными принципами:

    1. принцип активности, самостоятельности, творчества;
    2. принцип гибкого зонирования;
    3. принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
    4. принципы учета половых и возрастных различий детей;
    5. принцип открытости-закрытости;
    6. принцип безопасности;
    7. принцип рациональности и целесообразности.

    Развивающая предметно-пространственная среда предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на центры, индивидуально оформленные, обеспеченные оборудованием и материалами);

    Развивающая предметно-пространственная среда учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает «зоны приватности»- специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус), информационные доски «Мое настроение», «Звездочка дня», «Мы все уникальны и талантливы», «Добрые дела», дидактические игры, зеркала и др.;

    Развивающая предметно-пространственная среда учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

    Развивающая предметно-пространственная среда учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.   

    Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

          Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

          Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

    • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
    • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
    • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
    • возможность самовыражения детей.

         Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

    Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

    Полифункциональность материалов позволяет:

    • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
    • наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

    Вариативность среды позволяет:

    • наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
    • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

           Доступность среды предполагает:

    • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
    • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
    • исправность и сохранность материалов и оборудования.

    Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

    Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде: центр игры, центр книги, центр творчества, центр науки, центр спорта, центр конструирования.

    Примерный перечень оборудования  1 и 2 младших групп

    Центр сюжетно-ролевых игр:

    1. Игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов;
    2. Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.);
    3. Стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.);
    4. Игрушки для разыгрывания различных сюжетов:

    – кормления кукол (посуда, столовые приборы);

    – укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца);

    – купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки);

    – лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.)

    – прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки);

    – уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веничек, салфетки);

    – игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы);

    – игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др.);

    5.  Машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.);

             6.   Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.

    Центр книги

    1. Книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста:

    - произведения фольклора,

    - сказки русские народные и народов мира;

    - произведения русской и зарубежной классики;

    - произведения современных авторов (рассказы, сказки, стихи).

    1. Нетрадиционные книги (книги-ширмы, книги-игрушки, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом).
    2. Набор сюжетных картинок.
    3. Тематические альбомы «Игрушки», «Животные», «Сказочные герои» и т. д.
    4. Набор предметных картинок.
    5. Персонаж – «житель» книжного уголка.
    6. Детские работы в оформлении книжного уголка.

    Центр природы и  экспериментирования.

    1. Живые   объекты:   комнатные  растения   с   четко  выраженными основными  частями  (лист,   стебель,  цветок),   ярко   и   обильно   цветущие)     Примула,    бегония,    герань, альзамин,  кливия,   аспидистра,    фикус,  традесканция, драцена,  рейнекия.
    2. Модель времена года.
    3. Универсальный  стол с  емкостями для воды и песка, емкости. Предметы - орудия для переливания и вылавливания - черпачки, сачки, плавающие  и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.).
    4. Дидактическая  кукла  с  набором одежды   по сезонам.
    5. Парные      картинки     разной    тематики    (животные,  птицы, овощи,    животные  с  детенышами)
    6. Разрезные  картинки,  разделенные на  две, три  разные    части,   по прямой.
    7. Дидактические игры «Кто что ест?», «Чей    малыш?».
    8. Наборы    объемных     и  плоских   игрушек   «Зоопарк»,      «Домашние        животные»,   «Овощи», «Фрукты».
    9. Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.

    Центр конструирования

    1. Крупногабаритный напольный  конструктор из дерева.
    2. Комплект больших мягких модулей. 
    3. Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали  
      (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины).
    4. Игровые наборы (транспорт и    строительные машины; фигурки   животных, людей.
    5. Крупная мозаика (элементы основных   цветов и форм 3 см каждый или более  в количестве 60 шт. и более) с  основой для выкладывания фигур.   

    Центр игротеки

    1. Две-три матрешки.
    2. Пирамидки разного размера.
    3. Напольная пирамида высотой не менее 40 см из 10 крупных элементов разных размеров 4 основных цветов.
    4. Игры на развитие сенсорных процессов и способностей.
    5. Инерционная игрушка на колесиках в виде животных.
    6. Фигурный сортировщик с отверстиями на верхних и боковых поверхностях и объемными вкладышами.
    7. Комплект из стержней разной длины на единой основе и фигурных элементов для нанизывания и сортировки по цвету.
    8. Юла. 
    9. Доски-вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3 части).

    Центр художественного искусства

    1. Наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков
    2. Краски (гуашь)
    3. Кисти для рисования, для клея
    4. Емкости для воды, клея
    5. Салфетки для вытирания рук и красок
    6. Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций
    7. Глина, пластилин (не липнущий к рукам)
    8. Печатки, губки для нанесения узоров
    9. Трафареты для закрашивания
    10. Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок
    11. Альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства
    12. Картинки с красочными иллюстрациями, репродукции

    Центр музыки и театра

    1. Музыкальные инструменты: бубен, металлофон, дудочки, ксилофон, гармонь, шумовые  инструменты и т.д.
    2. Атрибуты: платочки, ленточки, султанчики, маски.
    3. Музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чём играю», «Повтори за мной», «Долгие и   короткие звуки» и др.
    4. ТСО: минусовки, классическая, инструментальная музыка, музыка для релаксации
    5. Разные виды театра: пальчиковый, теневой, рукавичек, би-ба-бо, настольный, марионеток.
    6. Костюмерная (уголок ряжения).
    7. Разные виды ширм, фланелеграф.
    8. Иллюстрации к сказкам.

    Центр двигательной деятельности

    1. Материалы для игр: набор мягких модулей, кольцебросы, городки, кегли, скакалки, мешочки для метания, обручи, палки гимнастические, мячи резиновые, мячи массажные.  

    2. Ростомер.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предметно - пространственная среда в 1 младшей группе в соответствии с ФГОС ДО

    Организация  пространственной предметно - развивающей среды в 1 младшей группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

    Комплексно-тематическое планирование в младшей группе в соответствии с ФГОС ДО

    Приложение 1САНКТ-ПЕТЕРБУРГКурортный районГосударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 26197706, Санкт-Петербург, Сестрорецк,ул. Володарского,18,Литер А.ф.437-48-15, т....

    Представление среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС ДО

    [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"9903937","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"720","style":"width: 480px; height: 360px;","width":"960"}}]][[{"type":"media","vi...

    Педагогический мониторинг во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС

    Представлена педагогическая диагностика индивидуального развития детей от 3- до 4 лет по образовательным областям программы Н.Е. Вераксы "От рождения до школы"...

    Конспект организационной образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков во 2 младшей группе в соответствие с ФГОС «Водичка, водичка……..»

    Конспект организационной образовательной деятельности       по формированию культурно-гигиенических навыков во 2 младшей группе в соответствие с ФГОС«Водичка, ...

    Конспект по аппликации во 2-ой младшей группе в соответствии с ФГОС ДО Аппликация « Корзина цветов для мамы»

    Конспект по аппликации во 2-ой  младшей группе в соответствии с ФГОС ДОАппликация « Корзина цветов для мамы»Задачи:1.    Продолжать обучение детей работе с бумагой.2....