Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьей через театрализованную деятельность
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гузель  Городовая

Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьейчерез театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_proekt.docx49.61 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Тема: «Социализация дошкольников

посредством организации конструктивного взаимодействия с семьей через театрализованную деятельность»

Актуальность:

С введением ФГОС дошкольного образования в целях повышения качества дошкольного образования одной из главных задач нашего ДОУ является забота о социальном благополучии ребенка и сотрудничество ДОУ с семьей.

За последние десятилетия заметно изменился социальный и культурный облик семьи, и проблемы сотрудничества ДОУ с семьей особо актуальны. Одним из основных приоритетов сегодня выступает забота о социальном благополучии ребенка.

Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция - использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Одной из продуктивных и интересных форм является театрализованная деятельность, которая способствует полноценному объединению семьи и детского сада, раскрытию творческого потенциала ребенка, воспитанию творческой направленности личности. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка.

Таким образом, с этой позиции тема «Социализация дошкольников посредством организации конструктивного взаимодействия с семьей через театрализованную деятельность» представляется важной и актуальной.

Вид проекта: групповой

Тип проекта: творческий

Участники проекта: воспитанники средней  группы «Карлсон», воспитатели группы, родители воспитанников группы.

Цель: Формирование у детей социальных навыков посредством театрализованной деятельности при взаимодействии ДОУ и семьи

 Задачи:

  • -Развивать социальную активность.
  • -Развивать навыки общения.
  • -Умение определять своё эмоциональное состояние и своё отношение к событиям и людям.
  • -Использовать творческий потенциал детей и родителей для сплочения детско-родительского коллектива. (Использовать эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
  • -Активизировать взаимодействие с социумом по приобщению к театральной культуре.

Гипотеза: создание условий для театрализованной деятельности, и приобщение детей и родителей к театральной культуре будет способствовать формированию у детей социальных навыков и сплочению детско-родительского коллектива.

Новизна опыта определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». В ДОУ помимо традиционных форм взаимодействия с родителями используются инновационные - театрализованные представления, подготовленные силами родителей и детей. Они направлены на признание приоритета семейного воспитания. Основной акцент сделан на взаимодействие «дети - родители».

Реализация проекта:

Этапы:

1.Подготовительный

Цель: Определить основные направления работы с детьми, родителями и социумом.

Задачи:

1.Изучение педагогической литературы.

2.Разработка перспективного планирования работы с детьми родителями по вовлечению их в культурно - досуговую деятельность группы.

3.Создание предметно-развивающей среду для разнообразной театрализованной деятельности детей.

4. Разработка анкеты «Театральная деятельность в ДОУ» с целью выявления желания родителей участвовать в театрализации вместе с детьми и уровня знаний о театре.

5. Привлечение родителей к подготовке атрибутов и детских костюмов для выступлений на театрализованных постановках и утренниках.

6.Создание клуба выходного дня «Театральные встречи».

2. Практический

Цель: Определить основные направления работы с детьми, родителями и социумом.

Задачи:

1.Активизировать интерес детей к театрализованной деятельности, создавать условия для ее проведения.

-учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест), развивать умение импровизировать

- способствовать желанию выступать перед родителями и сверстниками

 2.Формировать навыки элементарного сотрудничества, самостоятельность, уверенность в своих возможностях. Формировать способы усвоения общественного опыта, навыки социального поведения посредством театрализованной деятельности. Развитие творческого потенциала, артистических качеств.

3.Развивать основы социальной культуры дошкольников.

4.Привлечь родителей к сотрудничеству в рамках проекта - создать условия для работы семейного клуба «Театральные встречи».  Использовать родительский потенциал для введения ребенка в социум (совместные походы в театр)

3. Заключительный

Цель: Уточнение и обобщение результатов.

Задачи:

1.Анализ анкетирования родителей.  

2.Систематизация дидактического, методического материала

3.Выступление с опытом работы на уровне ДОУ

Анализ педагогической литературы

Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах В.И. Ашикова, В.М. Букатова, Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, О.А. Лапиной, В.И. Логиновой, Л.В. Макаренко, Л.А. Никольского, Т.Г. Пени, Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др. Возможности обучения театральной деятельности в развитии различных сторон личности ребёнка раскрыты в исследованиях Л.А. Тарасовой (социальные отношения), И.Г. Андреевой (творческая активность), Д.А. Стрелкова, М.А. Бабаканова, Е.А. Медведевой, В.И. Козловского (творческие интересы), Г.Ф. Похмелкиной (гуманистическая направленность), Е.М. Котиковой (нравственно-эстетическое воспитание).

Театр - учреждение культуры, осуществляющее профессиональную театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве.

Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым. Прежде всего потому, что в основе его лежит игра, которая, в свою очередь, является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Этот постулат детской психологии известен всем. Выготский Л.C. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития».

Театральная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Совместные участия детей и взрослых в театрализованных действиях дарят участникам процесса теплоту дружественного общения, уважение друг к другу, сплочение в успешном достижении цели. Получая положительный эмоциональный заряд, ребенок открывается навстречу добру и красоте. Этому способствуют совместные со взрослыми переживания, исполнительская деятельность, общее веселье, доброжелательность отношений. В 90-х годах, в соответствии с "Концепцией дошкольного воспитания" (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (JI.М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов, и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. JI.М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы).

Формы работы с родителями

1.Анкетирование для выявления у родителей интереса к театрализованной деятельности и значимости театральных представлений для ребёнка. Охвачены все родители.

2.Консультации с целью приобщения родителей к театральному искусству, театральной деятельности «Театр и дети», «Организация театральной деятельности в семье»

3. Круглый стол «Играем в театр» - Сказка «Колобок» в исполнении родителей

4.Беседы (подгрупповые и индивидуальные) с обсуждением театрального материала и распределением ролей

5. Участие        родителей в подготовке праздничных утренников и вечеров досуга. Совместные праздники и развлечения. Всегда найдутся родители, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике. Музыкальный руководитель и воспитатель могут обсудить с ними план проведения праздников, или развлечений, пригласить на репетиции, поручить исполнять определенные роли или подготовить кукольный спектакль, сшить костюмы и т.д.

6.Репетиции и открытый показ театральных представлений, кукольных спектаклей силами родителей - Сказка «Репка»,  «Теремок», «Заюшкина избушка».

7.Родительская мастерская «Театр своими руками» - изготовление атрибутики для театрализованной деятельности – «Ложки –яркие матрешки», «Конусный театр», «Пальчиковый театр», изготовление масок, подготовка костюмов.

Перспективный план мероприятий по реализации проекта

Месяц

Форма работы

Тема

Цель

Сентябрь

Родительская гостиная

                

Что такое театр? Правила поведения в театре» Введение в проблему.

Сформировать положительное отношение к театру, вызвать интерес и желание посещать его

Консультация для родителей

«Театр и дети»

Довести до родителей сведения о том, что театр всесторонне воспитывает и развивает.

Октябрь

Анкетирование родителей

«Театрализованная деятельность в ДОУ»

Выявить запросы, пожелания интересы при организации театрализованной деятельности

Консультация для родителей

«Организация театральной деятельности в условиях семьи»

Создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса

Ноябрь

Просмотр кукольного театра детьми

«Теремок»

Познакомить детей с сказок. Воспитывать умение сопереживать героям, помогать. Закреплять правила поведения во время просмотра спектакля

Круглый стол

«Играем в театр»

Раскрытие значения театрализованной деятельности во всестороннем развитии личности ребёнка, содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность детского сада.

Родительская мастерская «Театр своими руками»

«Ложки –яркие матрешки»

Знакомство с видом театра (ложковый). Изготовление атрибутики ложкового театра.

Показ и инсценировка настольного театра

Сказка «Заюшкина избушка»

Воспитывать любовь к сказкам, упражнять эмоционально-образном восприятии сказки.

Час юного актера

«Какое у вас настроение»

Учить детей пользоваться символами при моделировании эмоционального общения, настроения ; учить вслушиваться в интонацию говорящего ; определять душевное состояние говорящего.

Декабрь

Час юного актера

«Экскурсия в театр»

Познакомить детей с профессиями работников театра (кассир, билетер, музыкант, актер), развивать познавательные интересы.

Репетиция сказки

Русская сказка «Репка»

Воспитывать любовь к сказкам, учить детей разыгрывать сказку, развивать выразительность мимики, позы и речи.

Инсценировка песни

«Два веселых гуся»

Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

Утренник

«Новогодний утренник» (ролевое участие родителей)

Доставлять детям радость, создавать праздничное настроение, развивать творческие способности, умение взаимодействовать друг с другом и с взрослыми. Повышать самооценку детей.

Январь

Инсценирование стихотворения

«Мышка плохо лапки мыла»

Учить инсценировать стихотворение, развивать коммуникативные способности и групповую сплоченность.

Родительская мастерская «Театр своими руками»

Виды театров

Знакомство с видом театра (конусный и цилиндровый). Изготовление его атрибутики.

Посещение кукольного театра

Новогоднее представление

Приобщать детей к театральному искусству. Развивать социальные навыки

Февраль

Совместное посещение

Кукольный театр

Знакомство с театром

Расширение круга общения «ребенок-взрослый»

Час юного актера

«Театральный калейдоскоп»

Побуждать детей к использованию в театрализованной деятельности разных видов театра (настольного, пальчикового, бибабо, театра на фланелеграфе). Совершенствовать речь детей, развивать память. Закреплять навыки бережного отношения к игрушкам и вещам.

Март

Час юного актера

Игровой урок («Лисичка веселая, грустная»)

Знакомить детей с эмоциями (веселье, грусть) и способами их выражений (мимика, пантомимика, движения). Учить определять настроение по мимике, движениям, жестам. Способствовать формированию у детей дружелюбия, умения любить окружающих. Развитие воображения, внимания, речи.

Показ и инсценировка настольного театра

Сказка «Три медведя»

Воспитывать любовь к сказкам, учить детей разыгрывать сказку, развивать выразительность мимики, позы и речи

                

Фотовыставка

«театр- жизнь, жизнь- театр…»

Оживить впечатления,

полученные

от посещения театров и от выступлений.

Инсценирование сказки

«Теремок»

Воспитывать любовь к сказкам, учить детей разыгрывать сказку, развивать выразительность мимики, позы и речи.

Апрель

Час юного артиста

С/ролевая игра «Театр»

Обогащать содержание игр детей, совершенствовать умение, распределять роли, объединяться в игре, поступать в соответствии с общим игровым замыслам. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Показ и инсценировка театра на фланелеграфе

«Под грибом»

Учить инсценировать сказку, развивать коммуникативные способности и групповую сплоченность

Май

Совместное мероприятие с родителями

«Праздник сказки»

«Заюшкина избушка»

Создать эмоциональную атмосферу праздника, устанавливать партнерские отношения между детьми и родителями. Развивать и совершенствовать социальные навыки.

Выставка «Детский вернисаж»

Наши впечатления

Побуждать детей к обмену впечатлениями об увиденном в театре.

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня сформированности основ социальной культуры у детей

- Повышение уровня развития творческого потенциала, артистических способностей дошкольников

- Сплочение детско-родительского коллектива.

Выводы:

Театрализованная деятельность способствует полноценному объединению семьи и детского сада, раскрытию творческого потенциала ребенка, воспитанию творческой направленности личности. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка.

Вот почему важно в повседневной жизни, дома и в детском саду социализировать дошкольников через театрализованную деятельность и привлекать родителей, т.к. именно семья обеспечит полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию в обществе.

«Какое у вас настроение»

Задачи: Познакомить с эмоциональным проявлением, как настроение(устойчивое переживание эмоций) и характер (проявление отношения к себе и окружающим).

Цели: Учить детей пользоваться символами при моделировании эмоционального общения, настроения ; учить вслушиваться в интонацию говорящего ; определять душевное состояние говорящего.

Раздаточный материал: Пиктограммы, фишки, разрезные картинки, карточки с изображением настроений.

Ход занятия.

Приветствие «Здравствуйте».

-Здравствуйте! –

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Е. Серова.

Воспитатель: Какое у вас настроение?

Хорошее от того, что вы крепко спали и проснулись с хорошим настроением.

Вам приснился добрый сон?

Добрый сон.

Если добрый сон приснится – утром весело встаю.

Целый день я улыбаюсь, звонко песенку пою.

А ещё открыл я братцы, удивительный закон:

Если чаще улыбаться – то приснится добрый сон!

С. Джабар.

Воспитатель предлагает детям прослушать магнитофон. Запись. Дети слушают только две интонации. По голосу человека можно узнать не только то, кому он принадлежит, но и какое настроение у человека, добрый или сердитый, ласковый или грубый, веселый или грустный.

Определить интонацию по записи голосов.

Воспитатель рассказывает детям о том, что у человеческого лица есть свой язык, которым он выражает своё настроение. Что могут сказать рот, глаза, брови? -Человеку весело, страшно, грустно.

(Дети показывают мимикой определённое настроение.)

Настольная игра «Что лишнее».

У детей карточки с изображением эмоций, настроений (пиктограммы) .

Далее воспитатель называет настроение, эмоцию. Дети закрывают всё

Лишнее, оставляют только названное.

Воспитатель предлагает дидактическую игру «Определи настроение».

(разрезные картинки). Дети складывают картинки, определяют в каком настроении персонажи на картинках. Ребята, поднимите руки те, у кого на картинке изображено весёлое настроение. (грустное, сердитое) .

Физ. Минутка: Звучит песня «Если друг не смеётся… ».

Дети выполняют танцевальные движения.

Сейчас нас ждёт «Зоопарк настроений». Дидактическая игра «Зоопарк настроений».

Дети самостоятельно выбирают карточки, разложенные на столе, определяют настроение и рассказывают о том, что может быть причиной данного настроения.

Игра наша заканчивается, пора прощаться!

До свидания!

Когда мы увидимся снова?

Никто не ответит заранее…

Сказать остаётся два слова,

И мы говорим: До свидания!

Улыбнёмся мы друг другу!

Стихотворение «Мышка плохо лапки мыла»

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась-

И на лапках грязь осталась

Полотенце в чёрных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот-

Может заболеть живот.

Так что дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо тёплою водой

 руки мыть перед едой.

"Лисичка веселая - грустная"

Цель: Знакомить детей средней группы с эмоциями (веселье, грусть) и способами их выражений (мимика, пантомимика, движения). Учить определять настроение по мимике, движениям, жестам. Способствовать формированию у детей дружелюбия, умения любить окружающих. Развитие воображения, внимания, речи.

Оборудование: игрушка - лисичка, шапочка лисички, конверты с карточками к игре "Азбука настроения", иллюстрация с пиктограммами "радость", "грусть", коврик и на каждого ребенка. Столы, стулья, магнитная доска. Музыка: веселая, спокойная.

Ход занятия

Дети заходят в группу - играет веселая музыка. Здравствуйте, ребята! Какая звучит музыка, какое у неё настроение (веселое). Какое у вас настроение? Настроение бывает разное. На него влияют наши эмоции. Сегодня мы поговорим о эмоциях (радость и грусть), которые проявляются в нашем настроении - веселым, радостным и грустным, печальным.

1. Игра "Здравствуй, я лисичка" (Ритуал начала занятия).

Ведущий надевает на руку куклу-Лисичку (можно использовать обычную игрушку). Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла лисичка-сестричка. Давайте с ней поздороваемся! Каждый ребенок жмет лисичке лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: "Здравствуй, я лисичка". - "Здравствуй, я Сашенька". Молодцы, присаживайтесь на коврики.

2. Беседа "Наши эмоции".

Воспитатель говорит: "Нам лисичка принесла рисунки. Давайте их посмотрим. Посмотрите на первый рисунок. Здесь нарисована девочка. Она улыбается, глаза слегка припущены, уголки рта приподняты. Она улыбается. Она смеется. Она радуется. Давайте тоже улыбнемся, порадуемся". Обращаясь к детям "Мы радуемся, когда нам дарят игрушки, с нами играют, мы видим маму. Что мы делаем, когда улыбаемся? Мы радуемся! Мимикой лица попробуем передать эмоцию радости - улыбнемся". "А теперь, дайте посмотрим на другой рисунок, который нам принесла лисичка. На нем нарисован мальчик. Ему грустно. Глаза слегка сужены. Уголки рта опушены вниз. Он плачет. Он грустит. Мы грустим, когда нас обижают, когда нам одиноко, когда не с кем поиграть. Давайте изобразим на лице грусть - погрустим. Что нужно сделать, чтобы перестать грустить (чтобы мы обрадовались)? Сейчас я вам открою небольшой секрет - нужно улыбнуться. Что мы делаем, когда улыбаемся? Мы радуемся!". Прекрасно.

3. Игра "Лисичка веселая - грустная"

Давайте пофантазируем. Представьте, что мы волшебники и превратимся в веселых лисичек когда они играют, после этого - грустных лисичек, когда они скучают по маме, веселых лисичек, когда им купили новую игрушку, грустных лисичек, когда у них нет друзей. И, наконец, опять в веселых лисичек, когда к ним пришла мамочка.

4. Игра "Азбука настроения"

Педагог. А теперь садитесь за столы. А лисичка на вас посмотрит.

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,         

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения. (Н. Белополъская)

(Детям, сидящим за столом, раздается по конверту с набором из трех карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием)

Воспитатель. Перед вами конверты в которых лежат карточки с персонажами, которым вы можете дать имена. Внимательно рассмотрите свои карточки и представьте своего персонажа. Кто он? Как его зовут? Какое у него настроение? А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж грустит, радуется... Объясни, почему твой персонаж веселый или грустный. Молодцы! Справились с заданием хорошо!

5. Упражнение "Тренируем эмоции"

А теперь давайте проделаем зарядку для лица.

Улыбнитесь, как

- кот на солнце;

- радостный ребенок;

- как хитрая лиса.

Погрустите, как

- ребенок, который остался один дома;

- медвежонок, у которого болит живот;

- малыш, которому хочется поплакать.

И снова улыбнитесь, как

- как солнце;

- Буратино

- Как мамочка.

(Дети выполняют мимические упражнения) Замечательно!

6. Итог. "Подари улыбку"

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Дети наше занятие подходит к концу, давайте в заключение еще раз вспомним, о каких эмоциях мы говорили сегодня. Давайте возьмемся за руки и подарим улыбку друг другу (посмотрим на всех кто стоит в кругу и подарим им улыбку). Замечательно. Давайте попрощаемся с лисичкой!

Сказка-импровизация «Колобок»

(в исполнении родителей)

Действующие лица: рассказчик, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка, деревья, ветер.

Рассказчик (воспитатель):

Жили-были дедушка и бабушка. (выходят «дедушка и бабушка») Дед дрова на дворе рубил, бабушка бельё в тазике стирала.

Устал дед и говорит: «Испеки-ка мне бабка колобка! »

Бабка по сусекам поскребла, по коробу помела, и наскребла муки горстки две.

Замесила тесто, слепила колобка и посадила его в печь.

Колобок вышел на славу! (появляется «колобок»)

Посадила бабушка Колобка на оконце студится.

А Колобок на лавку - прыг, на дорожку – скок, и покатился по дорожке в лес.

(«деревья» занимают свои места по залу)

И тут подул ветер, ветки деревьев сильно раскачивались!

(«ветер» полетел по залу, «деревья» закачались)

Катится Колобок, катится, а на пути речка. («речка» ложится на пути)

Как через неё перебраться? Конечно, мостик! («мостик» встает через «речку»)

И тут подул ветер, ветки деревьев сильно раскачивались!

Перекатился Колобок через мостик и покатился дальше.

А ветер всё дует, деревья качаются!

Катится Колобок, катится, а на встречу ему Зайка. (выскакивает «зайка»)

Зайка:        

«Колобок, Колобок! Я тебя съем! »

К: «Не ешь меня, Зайка, я тебе песенку спою!

(поёт песенку Колобка) »

И покатился Колобок дальше.

А ветер всё дует, деревья качаются!

Катится Колобок, катится, а на встречу ему Волк. (выходит «волк»)

В: «Колобок, Колобок! Я тебя съем! »

К: «Не ешь меня, Волк, я тебе песенку спою!

(поёт песенку Колобка) »

И покатился Колобок дальше.

А ветер всё дует, деревья качаются!

Катится Колобок, катится, а на встречу ему Медведь. (выходит «медведь»)

М: «Колобок, Колобок! Я тебя съем! »

К: «Не ешь меня, Миша, я тебе песенку спою!

(поёт песенку Колобка) »

И покатился Колобок дальше.

А ветер всё дует, деревья качаются!

Катится Колобок, катится, а на встречу ему Лиса. (выходит «лиса»)

Л: «Колобок, Колобок! Я тебя съем! »

К: «Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою!

(поёт песенку Колобка) »

Л: «Что-то я стара стала, плохо слышу! Сядь ко мне на носок, спой ещё разок».

Сел Колобок к Лисе на носок, а Лиса его – ам – и съела!

Консультация для родителей «Театр и дети»

Нам, взрослым почему-то хочется вернуться в мир детства. Но мы ушли оттуда и назад пути нет. Наверное, поэтому нас иногда так и тянет заглянуть на мгновение, чтобы понять не только детей но и себя. Мир детства, внутренний мир ребенка-ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Заглянуть в мир детства помогает игра. Дети очень любят играть. Вся их жизнь наполнена игрой. В игре ребенок получает знания об окружающей жизни, учиться воображать, творить и фантазировать. Каждый малыш во время игры чувствует себя свободно, естественно, непринужденно. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Наряду с этим игра-это один из главных элементов театрального искусства, а одна из форм игры – театрализованные игры. Особенно ярко в них проявляется детское творчество. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно – эстетическому воспитанию каждого ребенка. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Развитие творческого воображения проявляется в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, которые произвели на них неизгладимые впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

Сказка является основным видом литературного произведения для дошкольников, она играет значимую роль в развитии фантазии, воображения, его эмоциональной жизни, в обогащении речи ребенка, в помощи преодолеть трудности, которые свойственны развитию личности.

 Почему средством общения с детьми мы выбираем сказку?  Сказка своей доступностью близка и понятна детям. Выражение «Сказочный мир детства» - не простые слова. В жизни ребенка с самого детства присутствует сказка с добрыми героями и волшебными превращениями. Ребенок верит, что стоит взмахнуть палочкой и случится чудо! Взрослые, говоря о «сказочном мире детства», ошибаются, думая, что у детей ни забот, ни хлопот, ни взрослых проблем. Ребенок сам справляется с трудностями, потому что у них всегда присутствует вера в то, что добро обязательно победит зло. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

Про значение театра для детей высказывался замечательный режиссер и актер К.С. Станиславский: «Что такое театр? Это лучшее средство общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка...».

Как научить детей играть, брать на себя роли и действовать? Этому и поможет театр. Театр- это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Счастливые улыбки и радостные лица малышей убедительно свидетельствуют о том, что дети очень любят этот вид искусства. Он привлекает их своей яркостью, красочностью, динамичностью. Необычные зрелища захватывают детей, переносит их в таинственный, увлекательный мир. Но дети приходят в театр не только развлекаться.

Открытые детские души впитывают в себя добро и справедливость, преданность и любовь. Театральная деятельность близка и понятна ребенка.

Она глубоко заложена в его природе и находит свое стихийное отражение, так как связанно с игрой. Ребенок старается подражать тому, что он видел, и что его заинтересовало в окружающей жизни. Театр – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу. Он познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театр для ребенка- это особый удивительный мир, где любое желание обязательно исполнится, и все непременно закончится хорошо.

Консультация для родителей

«Организация театральной деятельности в условиях семьи»

Домашний кукольный театр

Если вы хотите, чтобы в вашем доме надолго поселился праздник, а друзья и знакомые по достоинству оценили ваши таланты, всё, что нужно это устроить домашний кукольный театр!

Постановка домашнего спектакля - всегда незабываемое событие и для актеров, и для зрителей. А для малышей, к тому же - важный шаг на пути к творческому самовыражению.

 В отличие от театра с живыми актерами, кукольный театр не занимает много места, не требует громоздких декораций и дает неограниченные возможности в выборе ролей. Если в обычном театре распределение ролей в многом зависит от внешних данных актера, то в кукольном театре вы можете сыграть кого угодно, не ограничивая себя рамками одного амплуа.

Русские народные сказки отличаются яркими, запоминающимися

персонажами, актуальными и в современной жизни ситуациями, искрометным юмором и безграничной верой в добро и справедливость, Участвуя в постановке даже давно знакомой сказки, вы сможете взглянуть в происходящее глазами самих героев и обязательно откроете для себя что-то новое, на что раньше не обращали внимания.

 Подготовка спектакля

Теперь, когда вы прочитали сценарий, самое время все разложить по полочкам, ведь постановка спектакля - дело весьма серьезное. К тому же в домашнем театре подготовка и репетиции являются для участников не менее значимыми и запоминающимися мероприятиями, чем сам спектакль. Именно в процессе подготовки все участники имеют возможность проявить свои творческие способности, поэкспериментировать и от души повеселиться, благо поводов для этого будет предостаточно. А чтобы приблизить день премьеры, первое, что надо сделать - это определить обязанности каждого участвующего в подготовке спектакля.

 Распределение ролей

Для домашнего театра самое главное - атмосфера праздника и доверия. Дайте возможность каждому желающему внести посильный вклад и хоть что-нибудь сделать для постановки. Даже если на премьере такой помощник окажется в числе зрителей, ему будет вдвойне приятно посмотреть этот спектакль, ведь он тоже участвовал.

Чтобы все получилось, как можно лучше, надо сразу же утвердить режиссера и всем безоговорочно его слушаться! Именно режиссер должен распределять роли и обязанности. В таком «произволе» нет ничего страшного - в этом спектакле главный он, а в следующем будет кто-то другой! Основная задача режиссера - объединить усилия всех участников воедино так, чтобы получился завершенный и гармоничный спектакль. Лучше, если режиссер не будет совмещать свои обязанности с актёрской деятельностью – это усилит его авторитет, а он сможет смотреть на происходящее со стороны, а значит, более объективно.

Теперь перейдем непосредственно к распределению ролей. Для кукольного театра, как уже говорилось, не столь важно, как выглядит актёр, управляющий куклой-перчаткой. Гораздо более важен его голос и способность его изменять, если речь идёт об исполнении одним актёром сразу несколько ролей.

Большинство людей никогда не слышали свой голос со стороны, часто он звучит совсем не так, как им самим кажется. Подбирая актеров, попросите их прочитать пару строчек понравившейся роли так, как они себе это представляют. А еще лучше запишите «пробы» на магнитофон и вместе прослушайте. Это позволит правильнее распределить роли и показать каждому актеру, какая роль ему подходит больше всего.

В спектакле «Колобок» 7 героев. Если в спектакле принимают участие малыши, то лучше, чтобы каждый из них исполнял только одну роль. Ее проще выучить и не требуется изменять голос.

Для участников постарше лучше распределить роли следующим образом:

Первый актер - Колобок. У него больше текста, и он во втором действии движется навстречу Зайцу, Волку, Медведю и Лисе.

Второй актер - Дед, Медведь и Волк. Эти герои никогда не участвуют в одной сцене, и озвучиваются мужскими голосами.

Третий актер - Бабка, Заяц и Лиса. Эти герои также никогда не участвуют в одной сцене, и озвучиваются женскими голосами.

Но если участников спектакля только двое, то не стоит огорчаться. В этом случае тоже можно справиться, если распределить роли так:

Первый актер - Колобок, Бабка и Лиса.

Второй актер - Дед, Заяц, Медведь и Волк.

После того, как вы распределили роли, выдайте каждому актеру сценарий.

 Разучивание ролей

Если в спектакле участвуют младшие школьники или даже дошкольники, то в заучивании роли для каждого из них важно участие взрослого. Родители и дети часто учат стихи вместе так интересней и проще. От маленьких актеров не надо требовать заучивания текста всей сказки целиком, поэтому выдайте каждому участнику спектакля текст его реплик, перед каждой из которых должна быть последняя строчка или несколько строчек из реплики предыдущего героя.

Например, если малыш играет роль Колобка, то его текст в первом действии выглядит следующим образом:

Бабка

Ты руки не тяни,

Пригодятся нам они.

Подожди еще малечко,

Пусть постынет на крылечке.

Мы ж, пока он спустит жар,

Подогреем самовар.

Колобок (испуганно)

В печке чуть не засушили,

А теперь и съесть решили.

Ждать я смерти не могу,

Я из дома убегу!

Поэтический текст легко запомнить благодаря рифмам и ритму. Переписывая роль, это желательно учесть.

Для маленьких актеров также очень важно понимание эпизода, в котором звучит реплика, поэтому иногда, чтобы малышу было проще, реплику предыдущего героя переписывают полностью. При разучивании роли с малышом взрослый должен называть последнюю строчку из реплики предыдущего героя или реплику целиком, а малыш говорить свою. Это существенно облегчит репетиции спектакля.

Если в спектакле участвуют дети постарше и взрослые, то им имеет смысл выучить весь текст сказки целиком. Знание каждым актером всего текста полностью ускорит постановку спектакля, а в случае чего проще будет произвести замену. Перед тем, как учить роли, режиссер должен собрать всех актеров вместе и прочитать сценарий по ролям каждый актер читает только свои реплики. Для лучшего вхождения в роль режиссер должен обсудить с каждым участником спектакля главные черты его героя. Например, что Дед ворчливый, Бабка веселая, Колобок хвастливый и легкомысленный и так далее.

Приступать непосредственно к репетициям следует не раньше, чем актеры выучат свой текст, а режиссер вместе с художником-постановщиком подготовят все декорации и сцену. Не стоит учить роли по ходу репетиций, ведь в кукольном спектакле от актера требуется не только произносить текст, но и управлять куклой, что тоже требует определенных навыков и терпения. Поэтому вместе с текстом роли выдайте актерам их кукол, чтобы они привыкли к кукле-перчатке, ее особенностям и отрепетировали перед зеркалом разные движения.

Пока актеры заняты разучиванием ролей и знакомством со своими куклами, самое время заняться декорациями, светом и звуком.

 Декорации к спектаклю

Репетиции лучше проводить с теми же декорациями, которые будут участвовать в спектакле это позволит избежать накладок, а движения кукол сделать максимально похожими на движения живых героев, полностью используя возможности сцены и декораций.

Именно декорации в кукольном спектакле во многом создают атмосферу сказки и передают настроение героев. У многих существует представление о домашнем кукольном театре как о бельевой веревке, на которой висит простыня, а сверху движутся куклы. В целом, это отражает суть кукольного театра, но такое оформление лишает спектакль той зрелищности и целостности, которая присутствует в спектакле с декорациями. Ведь каждому зрителю хочется не представлять деревенскую избу, а видеть ее своими глазами, не говоря уже о малышах, которые пока не в состоянии домыслить и представить себе то, что подразумевается по контексту сказки.

Чтобы домашний спектакль выглядел не хуже, а, возможно, даже лучше спектакля профессионального, следует изготовить декорации не только первого плана, но и второго - фон, на котором происходит действие. Таким образом, вы создадите маленький сказочный мир, в который каждый зритель сможет заглянуть через окошко сцены.

Изготовить декорации своими руками совсем несложно. Здесь существует два подхода: плоские картонные декорации и декорации объемные, являющиеся миниатюрными моделями реальных элементов пейзажа. Так, дерево может быть нарисовано на картоне и вырезано по контуру, а может быть изготовлено из сухих веточек. Конечно, в любом спектакле можно комбинировать декорации обоих типов, проявив свою фантазию и изобретательность.

Аналитическая справка

по результатам анкетирования родителей

Театральная деятельность в ДОУ

Дата проведения анкетирования: октябрь 2015 год.

Цель анкетирования: Выявить отношение родителей и детей к театрализованной деятельности.

Задачи:

 1.Обеспечить взаимосвязь с родителями по театрализованной деятельности в ДОУ.

2. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.

Участники анкетирования: родители воспитанников средней групп «Карлсон».

Условия проведения анкетирования: Анкетирование проводилось анонимно. Родителям предлагалось ответить на 10 вопросов и добавить свои комментарии по улучшению работы детского сада. Всего было собрано 25 анкет. 

В анкетировании приняло участие 25 родителя, что составляет 76,5% от общего числа воспитанников. Был проведен анализ анкетирования и подведены итоги. Исходя из результатов анкетирования выявлено, что родители положительно относятся к театрализованной деятельности в семье и в ДОУ.

Результаты анкетирования:

     1.Сколько лет вашему ребенку.

Итого: 82% опрошенных родителей имеют детей 4 до 5 лет, 18%- детей от 3 лет

 2.В течении какого периода он посещает детский сад.

Итого: 65% детей посещают данный детский сад в течении 2 лет, 27%- в течении 6 месяцев, 8%- в течении 2 месяцев.

 3.В каких формах у ребенка проявляется творчество.

Итого:76% родителей считают, что дети проявляют свое творчество в изобразительной деятельности,21%-в музыкальной деятельности 3%в театрализованной деятельности.

 4.Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду.

Итого:100% родителей сообщают, что дети делятся своими впечатлениями

о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду.

5.Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли.

Итого: все родители считают, что кукольные спектакли вызывают эмоциональный отклик у детей.

6.Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?

Итого: можно говорить о том, что детские кассеты, диски с записями имеют все родители

 7.Устраиваете ли вы дома театрализованные представления.

Итого:97% родителей сообщают, что не устраивают кукольные представления, 3%-устраивают по мере возможности.

 8. Были ли вы со своим ребенком в театре.

Итого:63% родителей периодично посещают театрализованные представления,13%- посещали 1-2 раза, 24%- не посещают театрализованные представления.

9.Хотели бы вы поучаствовать в детских спектаклях, праздниках.

Итого:93% родителей желают участвовать в детских спектаклях и праздниках, 7% затрудняются ответить.

 10. Ваши пожелания и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду.

Итого: Родители предлагают организовать мастерские «Театр своими руками» по изготовлению разных видов тетра (пальчиковый, ложковый, конусный, цилиндровый), а также совместное организованное посещение театральных представлений города, проведение совместных спектаклей и праздников.

          Проведя анализ анкетирования, можно сказать, что большинство родителей считают, что творчество детей проявляется в изобразительной деятельности, а остальные, в музыкальной и театрализованной деятельности. Кукольные спектакли вызывают эмоциональный отклик у детей, и дети делятся своими впечатлениями

о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду. К сожалению большинство родителей не устраивают кукольные представления, но желают участвовать в детских спектаклях и праздниках. Родители предлагают организовать мастерские «Театр своими руками» по изготовлению разных видов тетра (пальчиковый, ложковый, конусный, цилиндровый), а также совместное организованное посещение театральных представлений города, проведение совместных спектаклей и праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество с семьей через театрализованную деятельность

Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную транс...

Взаимодействие с семьей через проектную деятельность.

Семья и детский сад — два самых важных института социализации дошкольников. В свете реализации ФГОС ДО отношения детского сада и семьи определяются понятиями «сотрудни...

СЕКЦИЯ -2 «УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ»

СЕКЦИЯ -2 «УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ» Заиченко Мария ВладимировнаВоспитатель ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вид...

Развитие успешности ребенка-дошкольника посредством интеграции участников образовательного процесса в театрализованной деятельности

Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного театрального и музыкального творчества, самим стать актерами   &nda...

СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальны...

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к передаче в приемную семью через театрализованную деятельность

Дети, воспитывающиеся вне семьи,  –  это противоестественное явление. Тем не менее, в современном обществе, к большому сожалению, проблема сиротства, в том числе социального, актуальна...

Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством приобщения к художественной литературе и театрализованной деятельности"

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевединеие, и эта тенден...