Сотрудничество с семьей через театрализованную деятельность
статья (старшая группа) на тему

Галеева Эльвира Рустамовна

Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество с семьей  через театрализованную деятельность

 

Галеева,  Эльвира Рустамовна, студентка 335 группы КФУ

воспитатель МБДОУ «Бирюлинский детский сад «Белочка» Высокогорского муниципального района, elvira.rustamovna1971@mail.ru 

Руководитель – Новик, Наталья Николаевна

В соответствии с планом действий («дорожная карта», составленная в 2014 году) по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования в целях повышения качества дошкольного образования одной из главных задач ДОУ является сотрудничество организации с семьей.

Детские годы - самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых - родителей и воспитателей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация),  являются недостаточно эффективными, не позволяют родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция - использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Одной из продуктивных и интересных форм является театрализованная деятельность, которая способствует полноценному объединению семьи и детского сада.

Передо мной возник вопрос: «Какими эффективными методами и приёма заинтересовать родителей и привлечь их к активному сотрудничеству и партнёрству с педагогом?».

Интуиция и опыт работы подсказали, что осуществить эту идею можно посредством театра, т.к. маленькие дети очень любят сказки.

Для конструктивного взаимодействия с родителями необходимо привлекать инициативных родителей в театрализованные представления для детей, потому что пример близких и родных людей - главный фактор взросления малышей - играет колоссальную роль в становлении и развитии ребёнка, в воспитании психически и духовно здоровой личности.

В феврале 2016 года  в нашем детском саду (МБДОУ «Бирюлинский детский сад «Белочка») было проведено экспериментальное исследование сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников. В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 7 детей 5-6  лет: 4 девочки и 3 мальчика.

По результатам диагностики развития сюжетно-ролевой игры у детей 5-6  лет по методике «Изучение уровня сформированности игровых навыков» Р.Р. Калинина на констатирующем этапе, технологии отвечающие за педагогический процесс непосредственно основаны на взаимодействии с образовательным процессом, который в свою очередь составляет образовательный и функциональный баланс, отвечающий всем основным требованиям касающимся  мы получили следующие данные:

Все дети имеют средний уровень сформированности игровых навыков. Игровые навыки данных детей не соответствуют возрастной категории старше 5 лет. Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, технологии отвечающие за педагогический процесс непосредственно основаны на взаимодействии с образовательным процессом, который в свою очередь составляет образовательный и функциональный баланс, отвечающий всем основным требованиям касающимся  которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Дети со средним уровнем сформированности игровых навыков свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета. Игра, технологии отвечающие за педагогический процесс непосредственно основаны на взаимодействии с образовательным процессом, который в свою очередь составляет образовательный и функциональный баланс, отвечающий всем основным требованиям касающимся  организованная экспериментатором не вызвала у детей оживления и поэтому длительность ее была небольшой.

Проанализировав результаты констатирующего этапа, технологии отвечающие за педагогический процесс непосредственно основаны на взаимодействии с образовательным процессом, который в свою очередь составляет образовательный и функциональный баланс, отвечающий всем основным требованиям касающимся  мы сделали следующий вывод: дети опытно-экспериментальной выборки имеют недостаточное развитие сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, технологии отвечающие за педагогический процесс непосредственно основаны на взаимодействии с образовательным процессом, который в свою очередь составляет образовательный и функциональный баланс, отвечающий всем основным требованиям касающимся  без внесения детьми новых сюжетных линий. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, технологии отвечающие за педагогический процесс непосредственно основаны на взаимодействии с образовательным процессом, который в свою очередь составляет образовательный и функциональный баланс, отвечающий всем основным требованиям касающимся  вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

 После проведения развивающей работы, технологии отвечающие за педагогический процесс непосредственно основаны на взаимодействии с образовательным процессом, который в свою очередь составляет образовательный и функциональный баланс, отвечающий всем основным требованиям касающимся было проведено повторное диагностическое обследование детей, технологии отвечающие за педагогический процесс непосредственно основаны на взаимодействии с образовательным процессом, который в свою очередь составляет образовательный и функциональный баланс, отвечающий всем основным требованиям касающимся  для определения динамики после развивающего воздействия.

На контрольном этапе исследования по результатам диагностики развития сюжетно-ролевой игры по методике «Изучение уровня сформированности игровых навыков» Р.Р. Калинина, технологии отвечающие за педагогический процесс непосредственно основаны на взаимодействии с образовательным процессом, который в свою очередь составляет образовательный и функциональный баланс, отвечающий всем основным требованиям. Таким образом, технологии отвечающие по результатам диагностики уровня развития сюжетно- ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста по данным методикам на контрольном этапе мы получили следующие данные: По результатам диагностики развития уровня сформированности игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста в ходе констатирующего и контрольного этапов мы произвели оценку эффективности формирующего этапа исследования.

   Таким образом, в результате проведения развивающей работы после проведения контрольного диагностирования в нашей экспериментальной выборке, мы увидели, что на 71% сократилось количество детей со средним уровнем развития игровых навыков.

Чтобы научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры мы использовали наглядный метод. Вот тут мне и понадобилась помощь наших родителей. Когда при ознакомлении с какой-либо профессией детское внимание фиксируется не только на предметах и явлениях, но и, в большей степени, на людях, их взаимоотношениях, трудовых действиях, то игра легко возникает и дети содержательно играют, отражая в игре полученные знания.

Проведенная работа на формирующем эксперименте позволила сделать следующий вывод: расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире повысили интерес детей к совместным играм, создали благоприятную почву для развития сюжета игр.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.

На основании результатов проведенной работы были разработаны рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности детей в различных возрастных группах.

Наблюдения за детьми и родителями показали, что благодаря таким формам работы с родителями дети становятся более раскрепощёнными, эмоциональными, инициативными, а речь их становится выразительнее и обогащается словарь. Кроме того у ребенка формируются представления: «со мной рядом моя семья», «я все могу», а родители обретают возможность понаблюдать за своими любимыми детьми в процессе их общения.

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это. Нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Далеко не все семьи в полной мере реализуют свой потенциал воспитания, в силу недостатка педагогических знаний,

педагогической осведомленности и педагогической рефлексии. Необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Организация таких мероприятий крайне сложна. Прежде всего необходим значительный временный ресурс, ведь постановка спектаклей требует многочисленных встреч, репетиций. К счастью, родители на второй год уже были увлечены такой формой взаимодействия, стали проявлять инициативу, организовывать других родителей, поэтому вопрос о наличии «свободного времени» не вставал.

Изучая литературу по работе с родителями, обратили внимание, что эффективность работы с родителями резко повышается, если взаимодействие с ними строится на основе сотрудничества и доверительных отношений. Общение на репетициях, беседах-обсуждениях между нами получалось непринужденным и доверительным, без нот морализирования, ведь это очень надоедает современному родителю. Родителей, как и детей, не надо учить, нужно им дать возможность самим научиться. Научиться чему-либо можно, только если испытываешь стойкий интерес, чувствуешь себя свободно и веришь, что тебе доверяют. Только в этом ключе рождается момент позитивного восприятия детского сада и педагога-профессионала.

Эмоциональное общение, участие в общем деле способствует сплочению коллектива родителей, детей и педагога. От таких совместных мероприятий выигрывают все: дети начинают гордиться своими родными, а родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком с другими семьями. Все это помогает создать в группе доброжелательные отношения, основанные на доверии, ведь родители охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Этот интерес стараюсь использовать при организации взаимодействия с родителями.

Таким образом, работа по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ посредством театрализованной деятельности приобрела систематический характер. Творчество не может быть по принуждению. Родители стали проявлять инициативу, осознавая значимость их действий для детей, поэтому продолжают с удовольствием участвовать в культурно-досуговой деятельности группы.

На сегодняшний день можно сказать, что сложилась определенная система в работе с родителями по вовлечению их в театрализованную деятельность. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя и музыкального руководителя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальны...

«Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности в тесном сотрудничестве педагогов и родителей»

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...