Главные вкладки

    Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки: мифологический жанр в живописи»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Авачёва Ярославна Юрьевна

    Конспект занятия в подготовительной группе

    «В гостях у сказки: мифологический жанр в живописи»

     

    Цель: знакомство со сказочной живописью (мифологическим жанром).

    Задачи:

    1.    Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на сказочные образы, с опорой на эстетические и нравственные категории понимать и трактовать художественный образ.

    2.    Поощрять инициативу и самостоятельность в высказываниях, творческой деятельности.

    3.    Дать свободу воображению, фантазии, эмоциональным проявлениям.

    4.    Активизировать использование слов и словосочетаний: сказка, миф, сказочная живопись, мифологический жанр, добро(ый), зло(й), идеал.

    5.    Приобщать к чтению художественной литературы.

    6.    Формировать патриотические чувства на основе сказочных образов богатырей русских.

    Подготовка: чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций сказок, используемых на этом занятии: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Баба-Яга», «Кощей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Иван-царевич и Серый волк».

    Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «познавательно-речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

    Материалы и оборудование: ноутбук, репродукции картин мифологического жанра, книги-сказки, игрушка – кот-ученый.

     

     

    Ход занятия.

    1.    Вводная часть.

     

    Если вы не так уж боитесь Кощея,

    И Бармалея, и Бабу Ягу,

    Приходите в гости к нам поскорее

    Туда, где зеленый дуб на берегу.

    Здесь гуляет котище ученый,

    Не пьет молока он и не ловит мышей.

    Самый настоящий кот говорящий,

    А на цепи сидит Горыныч Змей.

    И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной,

    И Колобок здесь дружит с рыжею лисой.

    В гости спешите, к нам приходите.

    Сказки ждут вас с открытой душой.

    (слайд 1)

     

    На прошлой неделе мы познакомились с некоторыми известными личностями России. В их числе были поэты, писатели и художники. С ними и будет связано наше сегодняшнее занятие.

    На сегодня я не зря попросила вас принести книжки со сказками, в которых добро побеждает зло. Книги создают писатели, а вот иллюстрации к ним создает художник, который называется художник – оформитель, художник – иллюстратор, или просто художник книги (смотрим принесенные книги - выставлены на показ).

    Но не только иллюстраторы рисуют сказочные сюжеты для оформления книг, многие художники были очарованы красотой, силой, мудростью представленных в сказках героев и стремились создать их выразительные образы в живописи.

    Известные русские живописцы Михаил Александрович Врубель и Виктор Михайлович Васнецов создали картины с запоминающимися сказочными образами (слайд № 3 и 6).

    Эти картины можно отнести к мифологическому жанру (еще есть пейзаж, натюрморт, анималистический жанры).  Слово «сказка, вымысел» на греческом языке звучит как «миф», поэтому ученые, которые изучают искусство, договорились называть картины на тему сказок, легенд и сказаний «мифологическим жанром».

    - Давайте повторим все вместе: «мифологический жанр».

    Картины данного жанра представлены на стенде.

     

     

    2. Основная часть.

     

    - Мир сказки – это мир, каким он должен быть по народным представлениям, - справедливый и прекрасный.

    Итак, отправимся в путешествие в сказочную страну…

     

    Сюрпризный момент:

    -А сопровождать нас будет – Кот-ученый!

    Он приготовил для нас игру-задание!

    Игра «Угадай-ка».

    Воспитатель рассказывает эпизод сказки, а дети выбирают картину, в которой представлен этот персонаж.

     

    В.М. Васнецов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

    Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят.
         Увидал Змей Добрыню, громом загремел:
         - Эх, старые люди пророчили, что убьет меня Добрыня Никитич, а Добрыня сам в мои лапы пришел. Захочу теперь - живым сожру, захочу - в свое логово унесу, в плен возьму.

    В.М. Васнецов «Снегурочка»

    Жили-были старик со старухой; у них не было ни сына, ни дочери. Вот они лежат на печи, а дед и говорит бабке: «Я что придумал: поди принеси снегу». Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли Снегурочку.

     

    В.М. Васнецов «Царевна-лягушка»

    Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. 

     

    В.М. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке»

    Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит.

    Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:

    — Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?

    — Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.

    — Это я, Иван-царевич, твоего коня съел...

     

    В.М. Васнецов «Баба-Яга в ступе»

    Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. А в избушке сидит Баба-Яга, костяная нога.

     

    В.М. Васнецов «Кощей Бессмертный»

    - Где же у тебя смерть, Кощей Бессмертный?

    - У меня смерть в таком-то месте: там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.

     

    М.А. Врубель «Царевна-лебедь»

    Встрепенулась, отряхнулась

    И царевной обернулась:

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит;

    А сама-то величава,

    Выступает, будто пава…

     

     

    Рассматривание произведений мифологического жанра.

    А.

              Детям предлагается рассмотреть женские образы на примере заявленных произведений и описать их:

    - назовите основных героев этих картин;

    - опишите действия каждого из них;

    - какими чертами характера обладают Царевна-лебедь, Василиса Премудрая и Снегурочка?

    (Красота, доброта, кротость, мягкость, скромность, но в то  же время упорство и самостоятельность)

     

    Б.

    Детям предлагается рассмотреть мужские образы на примере заявленных произведений и описать их (Иван-царевич и Добрыня Никитич):

    - назовите характерные черты мужских образов: царевича и русского богатыря (красота, мужество, величие, сила…)

    С детьми делаем вывод: «Прекрасен богатырь русский своей любовью к Родине, к русской земле, во имя счастья людей он готов пожертвовать даже своей жизнью».

     

    В.

    Детям предлагается рассмотреть злых героев на примере заявленных произведений и описать их (Баба-Яга и Кощей Бессмертный).

    Обращаем внимание на средства, с помощью которых художники раскрывают эти образы:

    - каким цветом изображает В.Васнецов злых героев - Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного? Почему?

    - найдите и назовите «говорящие детали», с помощью которых становится понятен характер этих героев.

     

    Физкультминутка «Царь Горох».

     

    Давным-давно жил царь Горох

    И делал каждый день зарядку.

     

    Он головой крутил-вертел

    И танцевал вприсядку.

     

    Плечами уши доставал

    И сильно прогибался,

     

    Он руки к небу поднимал,

    За солнышко хватался.

    (Дети повторяют описываемые движения.)

     

     

    -Ребята, пока мы с вами занимались, кот-ученый приготовил нам еще одно задание. Давайте отгадаем его загадки!

     

     

     

    Загадки

     

    Сладкий яблок аромат

    Заманил ту птицу в сад.

    Перья светятся огнём,

    И светло вокруг, как днём.

    (Жар-птица)

     

    Знает утка, знает птица,

    Где Кощея смерть таится.

    Что же это за предмет?

    Дай, дружок, скорей ответ.

    (Иголка)

     

    Как у Бабы у Яги

    Нет совсем одной ноги,

    Зато есть замечательный

    Аппарат летательный.

    (Ступа)

     

    Эта скатерть знаменита

    Тем, что кормит всех досыта,

    Что сама собой она

    Вкусных кушаний полна.

    (Скатерть-самобранка)

     

     

    Игровые упражнения, способствующие более глубокому пониманию образа:

    1.    Придумайте реплики для героев.

    2.    Разыгрывание эпизода «Ожившая картина».

     

    3. Заключительная часть.

     

    В конце занятия обратить внимание детей на красоту и силу характеров сказочных персонажей с помощью вопроса «На кого вы бы хотели быть похожими?»

              После чего делаем вместе вывод: во всех сказках неизменно одно – твердое знание, что есть – добро и что – зло, и вера в то, что добро всегда побеждает. Иначе - сказки нет. Иначе – к чему она?

              Просим подойти к выставке (либо раздаем картины на столы ребятам), найти и внимательно рассмотреть на картинах «волшебные предметы», «сказочную природу».

     

     

    Используемая литература.

     

    1)       Г. А. Рубан «Мы входим в мир прекрасного». Виды и жанры изобразительного искусства: адаптированная учебная программа и методические рекомендации для работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2013. 76 с. - с. 59-73

    2)       Материалы с сайта «ФизкультУра»

    http://fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/38

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon v_gostyah_u_skazki.ppt1.28 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «В гостях у сказки: мифологический жанр в живописи»

    Слайд 2

    Если Вы не так уж боитесь Кощея, И Бармалея, и Бабу-Ягу, Приходите в гости к нам поскорее Туда, где зеленый дуб на берегу. Здесь гуляет черный котище ученый, Не пьет молока он и не ловит мышей. Самый настоящий кот говорящий, А на цепи сидит Горыныч Змей. И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной, И Колобок здесь дружит с рыжею лисой. В гости спешите, к нам приходите. Сказки ждут вас с открытой душой!

    Слайд 3

    Михаил Александрович Врубель 5 марта 1856 г. – 1 апреля 1910 г. Русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. «Шестикрылый серафим». «Демон». «Царевна-Лебедь». «Пан».

    Слайд 5

    «Царевна-Лебедь»

    Слайд 6

    Васнецов Виктор Михайлович 3 мая 1848 г. – 23 июля 1926 г. Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. «Витязь на распутье». «После побоища Игоря Святославича с половцами». «Аленушка». «Иван-Царевич на Сером Волке». «Богатыри». «Кощей Бессмертный» «Царь Иван Васильевич Грозный».

    Слайд 8

    «Иван-Царевич на Сером Волке»

    Слайд 9

    «Снегурочка»

    Слайд 10

    «Царевна-Лягушка»

    Слайд 11

    «Баба-Яга в ступе»

    Слайд 12

    «Кощей Бессмертный»

    Слайд 13

    «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

    Слайд 14

    Загадки Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, И светло вокруг, как днем. (Жар-птица) Знает утка, знает птица, Где Кощея смерть таится. Что же это за предмет? Дай,дружок,скорей ответ. (Иголка) Как у Бабы у Яги Нет совсем одной ноги, Зато есть замечательный Аппарат летательный. (Ступа) Эта скатерть знаменита Тем, что кормит всех досыта, Что сама собой она Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)

    Слайд 15

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в младшей группе "В гости к сказкам".

    Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений.Задачи:            Упражнять в сравнении предметов, контрастных по высоте        ...

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "В гостях у сказки"

    Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной группы...

    Конспект занятий в средней группе "В гостях у сказки"

                                           « В гостях у сказки»Программное содержание...

    Конспект занятия для средней группы "В гостях у сказки"

    Цель: Закрепление знаний детей о русских народных  сказках....

    Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки»,

    Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки»,...

    Открытое занятие в подготовительной группе "В гостях у Сказки"

    Развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников....

    Организованная образовательная деятельность ( комплексно - интегрированное занятие) в подготовительной группе. «В гостях у сказки»

    Организованная образовательная деятельность( комплексно - интегрированное  занятие)  в подготовительной группе. «В гостях у сказки»...