Инноваций не должно и не может быть слишком много
материал по теме

Сидоркина Ирина Аркадьевна

Эссе как рассжудение-размышление по одной из аксиом инноватики: "Инноваций не должно и не может быть слишком много"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сидоркина И.А.

Инноваций не должно и не может быть слишком много.

Сегодня инновациями в педагогике занимаются все, кто имеет к ней отношение и стремится идти в ногу со временем. Модным трендом является то, что любое образовательное учреждение, которое мыслит себя в режиме развития, должно овладеть инновационной терминологией и любые свои методические идеи и разработки описать инновационно.

В России третьего тысячелетия инновационная деятельность охватила все сферы образования. Педагогическая инноватика предлагает основания для прогрессивного преобразования образовательной деятельности в педагогике с учетом самых современных научных подходов. Передовые работники образовательной сферы учитывают инновационные рекомендации в своей работе, и  как следствие этого   в современной школе любая новизна  представляется  как инновационная идея.   Внедрение новейших достижений науки и техники,  новое мышление   стало сегодня важнейшим признаком  современно мыслящего педагога и как следствие само определение «педагогическая инноватика»  используется в отношении новых технологий, методических средств, новых форм проведения занятий.

Современные дидактические поиски опираются на способность учителя погрузиться в исследовательскую деятельность, готовности учителя создать условия для возможности учащихся почувствовать себя исследователями,  получить опыт исследования. Это позволяем и ему и его ученикам  стать исследователями, расширять привычные рамки учебного познания, включать в него насыщенное полноценное общение.

  Развивать в себе эту способность - действенный путь применения инноваций как продуктивных находок современной мировой педагогики.

        Эмпирический  поиск всегда сопровождает педагогическую науку в виду ее прикладного характера. Сегодня российская педагогическая наука добилась ощутимых  результатов в    разработке   и применения    инновационных подходов  в образовании:

  • Проектный подход: представляет собой организацию труда как работу над  проектом. В нем обязательными являются такие составные части как замысел, выстраивание, процессуальное воплощение этого замысла и выход на конечный  продукт. В идеальном варианте  его можно предложить   потребителям.
  • Учение как исследование: представляет собой  определенную организацию процесса обучения педагогом, умение выстроить учение как исследовательскую модель, своего рода «приглашение к открытию», дать возможность ученику самостоятельно найти   описательные или объяснительные модели явлений и фактов окружающей жизни.
  • Общение: интерактивная форма взаимодействия на уроке, а в идеале позволяет достигнуть   многомерности видения сложных явлений бытия возможность выйти на диалоговую модель, где применяются разновидности интерактивного обучения. В процессе общения у каждого ученика формируется  определенная позиция, взгляд, точка зрения, и он имеет силу, основания и аргументы для отстаивания их.
  • Игровая модель: она в наибольшей степени дает возможность подготовить человека к жизни во взрослом мире. Ни одна из других моделей не дает возможности человеку приобрести опыт поведения в условиях непредсказуемости.

Как показывает практика наибольший эффект имеют инновации  являющиеся  результатом сотрудничества научных школ c ВУЗом. Представляется что именно такой, имеющей определенный статус и научную основу инновационный продукт будет наиболее эффективен. В ВУЗах работают лучшие ученые и их разработки самые лучшие. По сути дела вся работа образовательного учреждения  связанного c ВУЗом и применяющим его новейшие разработки  формирует  инновационный педагогический продукт. Он  представляет собой результат деятельности, новую или усовершенствованную услугу, или продукт, апробированный на практике и готовый к распространению.

Вопрос об объеме необходимого количества инноваций представлен в аксиоме «Инноваций не должно и не может быть слишком много». Она предупреждает, что увлекаться инновациями не надо.

Важнейшая для  педагога аксиома «изменения – основа жизни» именно на ее основе и нужно применять инновации, как в самообразовании, так и в работе.

При этом необходимо учитывать, что разработка и внедрение инноваций требуют значительных усилий. Для преодоления этого противоречия, формулируемого на практике как «нельзя  объять необъятное» можно предложить сосредоточить усилия  на главном стратегическом направлении инновационного  прорыва. Им может стать все, что связано с проектной, исследовательской деятельностью учащихся. Достигаемое в процессе реализации этого одного, главного выбранного инновационного направления дает реальное  усиление творческого потенциала учащихся. Например, в результате своей проектной деятельности  они создают продукты, которые могут иметь практическое значение для них и окружающих. Другие виды деятельности обеспечивают успех инновационного  педагогического прорыва на этом направлении.

При внедрении инноваций и конечному их результату предшествует разработка содержания инновационной образовательной программы, формирование научной и практической базы четкого технологического обеспечения этого содержания, исследований по их внедрению в педагогический процесс c учетом психолого-педагогических особенностей учащихся.  Именно на основе инноваций, в ходе применения которых кардинально  меняется учебный процесс и радикально  перестраивается сама форма его организации,  формируется  и развивается процесс создания творческих продуктов, и  всего того, что педагогическая наука  называет продуктивной самодеятельностью учащихся.

При этом сам   тезис, который имеет аксиоматическую природу, что инноваций не должно и не может быть слишком много, как я думаю, предупреждает о   риске того, что в погоне за количеством будет потеряно качество, что сведет на нет весь результат работы педагога. Всего  должно быть в меру. На мой взгляд, достаточная мера инноваций должна обеспечивать усвоение всех образовательных стандартов учащимися на максимально доступном уровне применения новых технологий в сочетании c традиционными методами обучения.

 В современно образовании всех уровней применение   инновационной деятельности  на сегодняшний день является свершившимся фактом. При этом реализуемые на практике самые разнообразные новые педагогические подходы и технологии,  a также несоразмерные возможностям учащихся масштабы их применения, зачастую не учитывают указания великих ученых о том что  «инноваций не должно и не может быть слишком много».

Практика работы показывает что подчас, как совершенно правильно замечает кандидат педагогических наук, профессор М.Г. Ермолаева «поддавшись магии модного слова, не вникаем в суть понятия». Это обуславливает возможную угрозу  того, что при  всеобщем повальном увлечении инновациями  все в очередной раз сведется к профанации и имитации инновационной деятельности в образовательных учреждениях.

Список литературы

  1. Ермолаева М.Г. Курс лекций «Педагогическая инноватика». – СПб.: СПб АППО, 2016.
  2. Ермолаева М.Г. Поддавшись магии модного слова, не вникаем в суть понятия… // Аккредитация в образовании. - 2011. - N 1 (45): Февраль. - С. 71-73.
  3. Карякин Ю. В. Педагогические технологии и инновации. -  Екатеринбург: Книга, 2016.
  4. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: анализ зарубежного опыта. – Рига: Эксперимент, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка передвижка "Игрушек стало слишком много"

tit.jpgСкачать http://letitbit.net/download/33727.35d55e68e3c105fcfdf5fcd1f541/%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25B5%25D0%25BA_%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25BB%25D...

Если ребенок слишком много капризничает и плачет

Как предотвратить проблемуКак справиться с проблемой, если она уже есть...

Здоровьесберегающие технологии Данный материал может быть использован при проведении консультаций с родителями, педагогами. Слайды использузуются при проведении самомассажа с детьми Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от ар

Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от арабского слова масс – касаться. Благоприятное воздействие массажа на организм переоценить невозможно. Массаж является одни...

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздняя (приходит поздно). Наблюдения, занятия на прогулке Вс

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздня...

Советы психолога родителям. Забота, которой слишком много

В данном материале представлены материалы о гиперопеке. Представлено описание  двух видов: потворствующей и доминирующей. Даны рекомендации по изменению стиля общения с ребенком при гиперопеке....

Памятка для родителей "Если ребенок слишком много капризничает и плачет"

Как предотвратить проблему :Убедитесь в том, что ребенок здоров, в том, что никто не пугает его, не обижает исподтишка.Предлагайте ему больше увлекательных активных практических занятий. Дайте достато...