Опыт работы "Развитие мелкой моторики в процессе ознакомления с разными видами лепки"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Современная педагогическая наука рекомендует детям самого раннего возраста заниматься лепкой в целях развития мелкой моторики пальцев рук и речи, как явление взаимосвязанные друг с другом. Развитая мелкая моторика означает готовность пальцев рук к осуществлению графических и механических операции в лепке, рисовании, письму. От этой способности зависит формирование четкости почерка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty2.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с разными видами лепки»

Современная педагогическая наука рекомендует детям самого раннего возраста заниматься лепкой в целях развития мелкой моторики пальцев рук и речи, как явление взаимосвязанные друг с другом. Развитая мелкая моторика означает готовность пальцев рук к осуществлению графических и механических операции в лепке, рисовании, письму. От этой способности зависит формирование четкости почерка.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями ученых института физиологии детей и подростков. Их исследования показали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики ребенка предполагает соответствующий уровень развития его речи.

Специальными исследованиями Дудьева В, Т.Б Филичевой, Д.ВЧирниной,   Е.М Мастюковой выявлен ряд особенностей недоразвития мелкой моторики рук:

- затруднение при выполнении противоположных действий каждой рукой, изолированный характер их работы;

- несовершенство процессов контроля и регуляции движении, явления моторной истощаемости;

- плохая координация сложных движений, неуверенность в воспроизведении точно дозированных движении, снижение скорости и ловкости их выполнения;

- недостаточность тонких дифференцировок пальцев рук;

Проводя диагностику по лепке, я заметила, что у многих детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Детям трудно отделить маленькую часть пластилина от большого куска. Затрудняются при манипуляции пластилина в ладонях. На занятиях лепки их пальцы и руки устают, дети чувствуют дискомфорт и как следует, у них пропадает желание лепить.

В средней группе провела диагностику по тесту Озерецкого по сенсомоторному развитию и  выявила, что у детей слабо развита тонкая моторика, низкая скорость выполнения заданий.

Все выше изложенное обуславливает необходимость специальной и целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости.

 Исходя из этого, ставлю  цель: развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, используя разные виды лепки.  Вооружить детей изобразительными и техническими умениями.

Для достижения своей цели я наметила такие задачи:

   -Создание интереса к данному виду деятельности

   -Обогащение детей изобразительными и техническими умениями

   -Комплексно воздействовать на развитие ребенка и развивать общую ручную умелость, и мелкую моторику обеих рук, развивать силу пальцев

   -Закладывать основу волевых качеств: выдержка и терпение

   -Приобретать навык работы в коллективе

Поставленные задачи реализую в разных формах:

   - непрерывной образовательной деятельности

   -в работе кружка «Чудо лепка»

   - в повседневной деятельности (на прогулке),

   - самостоятельной деятельности

   - в работе с родителями

 Лепка -  увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов, лепешек и жгутиков. Чтобы подойти к лепке более сложных форм, нужно помочь детям освоить основные приемы с тем, что бы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям    

Я уверенна, что одним из факторов, позволяющих развить мелкую моторику у детей - является занятия лепкой.

 Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов, лепешек и жгутиков. Чтобы подойти к лепке более сложных форм, нужно помочь детям освоить основные приемы с тем, что бы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям    

Разные авторы выделяют различные виды лепки. Так,  например Н.Б.Халезова по создаваемому детьми изображению выделяет три вида лепки: предметную, сюжетную, декоративную.

И.А.Лыкова по способу получения изображения выделяет: конструктивную, скульптурную, комбинированную, рельефную, модульную. Рельефную лепку, в свою очередь, она разделяет на барельефную, горельефную, контр рельефную.

В работе с детьми стараюсь использовать все виды лепки. Каждый из этих видов имеют свои особенности и задачи.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей, животных, игрушки и.т.д.

Сюжетная лепка требует от детей большего объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке. Основные задачи при обучении сюжетной лепки следующие:

- научить детей задумывать и изображать лепные композиции из двух и более предметов;

- учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;

- использовать во время лепки знание формы, пропорции предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического восприятия является знакомство детей с народно прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условно яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию.

Большое место в своей работе я уделяю занятиям барельефной лепке. В настоящее время барельефная лепка мало используется в детских садах, а ведь она наряду с рисованием, аппликацией и конструированием относится к продуктивным видам деятельности, которая позволяет в полной мере оказать большую мощь в развитии мелкой моторики рук у детей.

Преимущества барельефной лепки в том, что она позволяет:

- создавать большие возможности для упражнения детей в освоении таких технических приемов лепки, как круговыми движениями, раскатывание пластилина кончиками пальцев.

- увеличить задействование различных мышц руки в ходе одного занятия.

- упражнять детей в согласованности движений руки и глаз.

- развивать композиционные умения.

- комплексно воздействовать на развитие ребенка и развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук, развивать силу пальцев.

- использовать детские работы для оформления интерьера группового помещения. Сохранить на память, дарить как открытку.

В своей работе я использую и другие виды лепки. Очень интересна и увлекательна для детей модульная лепка с использованием счетных палочек, зубочисток и трубочек. Комбинированная лепка,  с использованием природного и бросового материала (листья, перья, семечки, желуди, шишки, сухие цветы, пуговицы, бисер и многое другое).Дети либо украшают ими свои поделки, либо выкладывают рисунок из него на пластилиновой основе. У детей появляется интерес, желание к таким занятиям. В непринужденной игровой форме происходит тренировка на укрепление тонких дифференцировок пальцев рук, ловкость выполнения, повышается скорость выполнения.

Создание ребенка даже самых простых скульптур - творческий процесс. Во время работы ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются во время лепки. В своей работе стараюсь использовать разные материалы для лепки. Это пластилин, тесто для лепки, соленое тесто, гипс, папье–маше. Зимой на прогулке лепим из снега, летом из глины, песка и репья. Одновременно дети знакомятся со свойствами этих материалов.

У  детей развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности, дети усвоили основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки – приемы лепки.

- раскатывание, расплющивание, втягивание, скатывание, присоединение, защипывание, сглаживание.

В своей работе использую разные методы, при помощи которых дети получают знания, умения, навыки. Детям необходимо разъяснить, что следует делать, в какой последовательности выполнять действия, и, что особенно важно, показать и пояснить, как следует действовать. Для этого использую наглядные методы и входящие в них методические приемы. Дети зрительно воспринимают, а во многих случаях и осязают (ощупывают) предметы, которые им предстоит лепить. Словесные методы и методические приемы, как беседа, рассказ, художественное слово, разные игровые приемы, создание проблемных ситуаций и т.д.

Параллельно веду работу с родителями.  Вопервых провела анкетирование о значимости лепки в дошкольном возрасте. Выяснила, что во многих  семьях дети не лепят и не имеют пластилин. Далее на родительском собрании провела консультацию «Почему детям важно лепить». Оформила в родительский уголок информацию: по темам:

«С чего начать занятия лепкой с малышом»

«Лепим из пластилина с малышами»

«Волшебный материал»- поделки из соленого теста

«Художественная лепка  как способ познания мира»

«Фасоль, горох, пластилин и…мелкая моторика»

«Рисуем пластилином» барельефная лепка

Проводила индивидуальные консультации с родителями, дети которых больше нуждаются в дополнительных занятиях по развитию мелкой моторики.

Организовала для родителей и детей конкурсы: 

  • «В гостях у сказки» сюжетная лепка
  • «Любимый мультипликационный или сказочный герой»
  • «Дары осени» пластилин и различный природный материал
  • «Изделия из соленого теста»

Мною оформлен демонстрационный материал по теме:

  • папки: времена года, новый год, открытки для мамы и папы, игрушки.
  • Фотоальбом «Мой любимые сказки»

Также родители сшили в группу массажные мешочки для пальчиков, наполненные разными крупами, мелкими камешками, бусинами и т д. Дети их используют  для расслабления мускулатуры пальцев после и во время лепки.

В результате проделанной работы я заметила, что дети добились определенных успехов.

- Укреплена мелкая моторика пальцев рук.

- Повешен интерес к занятиям по лепке.

- Заложены основы волевых качеств.

- Усовершенствованы технические приемы.

Результаты диагностики показали, что мелкая моторика развита у  93% воспитанников.

        Таким образом, мой опыт показал, что систематические и целенаправленные занятия по лепке способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

В перспективе планирую продолжить свою работу по развитию мелкой моторики у детей. Обобщить опыт работы на районном уровне.  Принять участие на всероссийском конкурсе «методические разработки педагогов». Опубликовать опыт работы на личном профессиональном сайте.  

 

В своей работе опираюсь на методики разных авторов:

- Методика обучения рисования, лепки, аппликации  в детском саду Н.П. Сакулиной

-Халезова, Курочкина, Пантюхана «Лепка в детском саду»

- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

«Художественный труд в детском саду»,  «Экопластика»

- Статья в журнале «Воспитатель» №1 2008г Митрохович Т.И. «Использование барельефной лепки в работе с детьми»

- Т.Н.Яковлева «Пластилиновая живопись»

-Н.Б.Халезова «Декоративная лепка в детском саду»

-Н.В.Зимина «Шедевры из соленого теста»

        

Современная педагогическая наука рекомендует детям самого раннего возраста заниматься лепкой в целях развития мелкой моторики пальцев рук и речи, как явление взаимосвязанные друг с другом. Развитая мелкая моторика означает готовность пальцев рук к осуществлению графических и механических операции в лепке, рисовании, письму. От этой способности зависит формирование четкости почерка

Проводя диагностику по лепке, я заметила, что у многих детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Детям трудно отделить маленькую часть пластилина от большого куска. Затрудняются при манипуляции пластилина в ладонях. На занятиях лепки их пальцы и руки устают, дети чувствуют дискомфорт и как следует, у них пропадает желание лепить  В средней группе провела диагностику по тесту Озерецкого по сенсомоторному развитию и  выявила, что у детей слабо развита тонкая моторика, низкая скорость выполнения заданий.

Все выше изложенное обуславливает необходимость специальной и целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости.

 Исходя из этого, ставлю  цель: развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, используя разные виды лепки.  Вооружить детей изобразительными и техническими умениями.

Для достижения своей цели я наметила такие задачи:

   -Создание интереса к данному виду деятельности

   -Обогащение детей изобразительными и техническими умениями

   -Комплексно воздействовать на развитие ребенка и развивать общую ручную умелость, и мелкую моторику обеих рук, развивать силу пальцев

   -Закладывать основу волевых качеств: выдержка и терпение

   -Приобретать навык работы в коллективе

Поставленные задачи реализую в разных формах:

   - непрерывно- образовательной деятельности

   -в работе кружка «Чудо лепка»

   - в повседневной деятельности (на прогулке),

   - самостоятельной деятельности

   - в работе с родителями

Большое место в своей работе я уделяю занятиям барельефной лепке. Преимущества барельефной лепки в том, что она позволяет:

- создавать большие возможности для упражнения детей в освоении таких технических приемов лепки, как круговыми движениями, раскатывание пластилина кончиками пальцев.

- увеличить задействование различных мышц руки в ходе одного занятия.

- упражнять детей в согласованности движений руки и глаз.

- развивать композиционные умения.

- комплексно воздействовать на развитие ребенка и развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук, развивать силу пальцев.

- использовать детские работы для оформления интерьера группового помещения. Сохранить на память, дарить как открытку.

В своей работе я использую и другие виды лепки. Очень интересна и увлекательна для детей модульная лепка с использованием счетных палочек, зубочисток и трубочек. Комбинированная лепка,  с использованием природного и бросового материала. (листья, перья, семечки, желуди, шишки, сухие цветы, пуговицы, бисер и многое другое) Создание ребенка даже самых простых скульптур - творческий процесс. Во время работы ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются во время лепки. В своей работе стараюсь использовать разные материалы для лепки. Это пластилин, тесто для лепки, соленое тесто, гипс, папье–маше. Зимой на прогулке лепим из снега, летом из глины, песка и репья. Одновременно дети знакомятся со свойствами этих материалов.

У  детей развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности, дети усвоили основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки – приемы лепки. В своей работе использую разные методы, при помощи которых дети получают знания, умения, навыки. Детям необходимо разъяснить, что следует делать, в какой последовательности выполнять действия, и, что особенно важно, показать и пояснить, как следует действовать. Для этого использую наглядные методы и входящие в них методические приемы. Дети зрительно воспринимают, а во многих случаях и осязают (ощупывают) предметы, которые им предстоит лепить. Словесные методы и методические приемы, как беседа, рассказ, художественное слово, разные игровые приемы, создание проблемных ситуаций и т.д. В результате проделанной работы я заметила, что дети добились определенных успехов.

- Укреплена мелкая моторика пальцев рук.

- Повешен интерес к занятиям по лепке.

- Заложены основы волевых качеств.

- Усовершенствованы технические приемы.

Результаты диагностики показали, что мелкая моторика развита у  93% воспитанников. Результаты диагностики показали, что мелкая моторика развита у  93% воспитанников.

        Таким образом, мой опыт показал, что систематические и целенаправленные занятия по лепке способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у дошкольников по средствам различных видов деятельности

Папка по самообразованию. В ней изложены теоретические основы темы....

Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию мелкой моторики рук у детей через различные виды деятельности.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сфо...

Педагогический опыт «Развитие мелкой моторики дошкольников»

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и ...

Практический опыт развития мелкой моторики

Работа заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельнос...

Статья: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПТИЦ

Статья отражает систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с разными видами птиц....