Статья: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПТИЦ
статья по логопедии (старшая группа)

Хураськина Елена Леонидовна

Статья отражает систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с разными видами птиц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2018.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПТИЦ

Хураськина Елена Леонидовна

        Аннотация. Статья отражает систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с разными видами птиц.

        Ключевые слова: экологическое воспитание дошкольников, экологическая культура, старший дошкольный возраст.

В настоящее время проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Такая деятельность человека осуществима при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и дальнейшее развитие [2]. Свой вклад в разработку проблемы воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста внесли С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Л.П. Симонова, Т.Г. Табукашвили, В.А.  Ясвин и другие.

Мы предлагаем последовательность работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с разными видами птиц. По утверждению Н.А. Рыжовой, правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности [3].

Цель работы: приобщение детей старшего дошкольного возраста к экологической культуре посредством ознакомления с птицами.

Продолжительность работы: сентябрь 2017 – май 2018г.

Изучению этой темы способствуют:

- Возможность наблюдать птиц в любое время года;

- Разнообразие пособий, дидактического материала;

- Большое количество художественной литературы о птицах;

 -Возможности практических действий по охране птиц: изготовление   кормушек и скворечников, подкормка птиц.

Предполагаемые результаты работы:

- дети приобретут знания о птицах, научатся практическим действиям по охране птиц;

- у детей появится желание общаться и взаимодействовать с природой, выражать свои впечатления в различных видах деятельности: в речи, игре, в продуктах изобразительной деятельности;

- произойдет совершенствование познавательных психических процессов детей.

-развитие грамматического строя речи детей, связной речи, расширение активного словаря детей.

Работу по ознакомлению детей с разными видами птиц мы разделили на 3этапа:

  1. Вводный этап, который включал в себя: выбор темы, изучение литературы, диагностические мероприятия, работу с родителями.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап, включающий подведение итогов работы, диагностику, взаимодействие с родителями.

Рассмотрим более подробно основной этап работы.

Так, в сентябре 2017г. Мы знакомили детей с домашними птицами (курица, петух, цыпленок, гусь, утка, индюк). Были проведены с детьми следующие мероприятия: лепка «Птичий двор», викторина «Наши пернатые друзья», игра - драматизация по сказке В. Сутеева «Цыпленок и утенок», презентация «Домашние птицы».

В октябре 2017г. мы знакомили детей с перелетными птицами: журавль, скворец, стриж, ласточка, дикие утки и гуси. Мы осуществили с детьми экскурсию в Ботанический сад, где проводились наблюдения за дикими утками и селезнями; проводили речевое упражнения: «Отгадай птицу по голосу», «Рассказ в картинках», игры со словами, рисование на тему «До свидания, перелетные птицы!», беседы с детьми «Как летят птицы: клин, стая».

С ноября 2017г. по март 2018г.знакомили детей с зимующими и пролетными птицами (снегирь, свиристель, синица, клест, дятел, воробей). Нами были запланированы и осуществлены следующие мероприятия: изготовление и размещение кормушек, подкормка птиц, упражнение «Королевство птичьих сказок», речевые игры и упражнения, изготовление «Книжки – малышки» о птицах, упражнение «Дорисуй», вечер загадок и отгадок о птицах. Птицы в художественных произведениях писателей (В. Бианки, В. Сутеев, Е. Чарушин, К. Ушинский).

В настоящее время данная работа продолжается. Но уже можно сделать некоторые выводы:

- у воспитанников старшего дошкольного возраста систематизировались знания о птицах: их названия, образ жизни, характерные особенности;

- качественно изменилась речь детей (ответы стали более развернутыми, выравнивается грамматический строй речи);

- дети стали более любознательными, наблюдательными;

- появилось желание помогать, заботиться о птицах.

На конец учебного года (апрель, май) мы запланировали ознакомление детей с экзотическими видами птиц (попугаи, колибри, павлины, пеликаны и пр.), чтобы помочь детям лучше понять видовое разнообразие птиц, особенности их строения и гнездования. Мы предполагаем провести такие мероприятия: работа по развитию речи: пословицы и поговорки о птицах – литературный вечер, составление описательных рассказов, беседы «Зачем птицам гнезда», «У каких птиц нет гнезд», игры с использование элементов ТРИЗ, Д/и «Отгадай по описанию», упражнение «Фантастические образы птиц».

Таким образом, данная система работы позволяет в течение всего учебного года знакомить детей с разными видами птиц, довести до сознания детей понимание и исполнение нравственного долга (бережное, заботливое отношение к живой природе), позволяет детям активно усваивать экологические правила, в основе которых заложены принципы «можно» и «нельзя».

ЛИТЕРАТУРА

  1. 1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  2. Николаева, С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : рекомендации педагогам, родителям и гувернерам / С. Н. Николаева. – М.: 2004. – 78 с.
  3. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду /               Н. А. Рыжова. –  М.: Карапуз, 2000. – 220 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, посредствам познавательно - исследовательской деятельности.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, посредствам познавательно - исследовательской деятельно...

Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»...

СТАТЬЯ "Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сказки"

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»В.А. Сухомлинский...

Проект «Русская матрешка» По формированию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с разными видами матрешек, и их сравнения.

Изобразительная деятельность - это одна из любимых деятельностей детей дошкольного возраста, в которой заложен огромный развивающий и воспитывающий потенциал. Потребность в рисовании заложена у детей ...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Уральская горница»

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного  возраста посредством мини-музея «Уральская горница»...