Статья: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПТИЦ
статья по логопедии (старшая группа)
Статья отражает систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с разными видами птиц.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПТИЦ
Хураськина Елена Леонидовна
Аннотация. Статья отражает систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с разными видами птиц.
Ключевые слова: экологическое воспитание дошкольников, экологическая культура, старший дошкольный возраст.
В настоящее время проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Такая деятельность человека осуществима при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и дальнейшее развитие [2]. Свой вклад в разработку проблемы воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста внесли С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Л.П. Симонова, Т.Г. Табукашвили, В.А. Ясвин и другие.
Мы предлагаем последовательность работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с разными видами птиц. По утверждению Н.А. Рыжовой, правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности [3].
Цель работы: приобщение детей старшего дошкольного возраста к экологической культуре посредством ознакомления с птицами.
Продолжительность работы: сентябрь 2017 – май 2018г.
Изучению этой темы способствуют:
- Возможность наблюдать птиц в любое время года;
- Разнообразие пособий, дидактического материала;
- Большое количество художественной литературы о птицах;
-Возможности практических действий по охране птиц: изготовление кормушек и скворечников, подкормка птиц.
Предполагаемые результаты работы:
- дети приобретут знания о птицах, научатся практическим действиям по охране птиц;
- у детей появится желание общаться и взаимодействовать с природой, выражать свои впечатления в различных видах деятельности: в речи, игре, в продуктах изобразительной деятельности;
- произойдет совершенствование познавательных психических процессов детей.
-развитие грамматического строя речи детей, связной речи, расширение активного словаря детей.
Работу по ознакомлению детей с разными видами птиц мы разделили на 3этапа:
- Вводный этап, который включал в себя: выбор темы, изучение литературы, диагностические мероприятия, работу с родителями.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап, включающий подведение итогов работы, диагностику, взаимодействие с родителями.
Рассмотрим более подробно основной этап работы.
Так, в сентябре 2017г. Мы знакомили детей с домашними птицами (курица, петух, цыпленок, гусь, утка, индюк). Были проведены с детьми следующие мероприятия: лепка «Птичий двор», викторина «Наши пернатые друзья», игра - драматизация по сказке В. Сутеева «Цыпленок и утенок», презентация «Домашние птицы».
В октябре 2017г. мы знакомили детей с перелетными птицами: журавль, скворец, стриж, ласточка, дикие утки и гуси. Мы осуществили с детьми экскурсию в Ботанический сад, где проводились наблюдения за дикими утками и селезнями; проводили речевое упражнения: «Отгадай птицу по голосу», «Рассказ в картинках», игры со словами, рисование на тему «До свидания, перелетные птицы!», беседы с детьми «Как летят птицы: клин, стая».
С ноября 2017г. по март 2018г.знакомили детей с зимующими и пролетными птицами (снегирь, свиристель, синица, клест, дятел, воробей). Нами были запланированы и осуществлены следующие мероприятия: изготовление и размещение кормушек, подкормка птиц, упражнение «Королевство птичьих сказок», речевые игры и упражнения, изготовление «Книжки – малышки» о птицах, упражнение «Дорисуй», вечер загадок и отгадок о птицах. Птицы в художественных произведениях писателей (В. Бианки, В. Сутеев, Е. Чарушин, К. Ушинский).
В настоящее время данная работа продолжается. Но уже можно сделать некоторые выводы:
- у воспитанников старшего дошкольного возраста систематизировались знания о птицах: их названия, образ жизни, характерные особенности;
- качественно изменилась речь детей (ответы стали более развернутыми, выравнивается грамматический строй речи);
- дети стали более любознательными, наблюдательными;
- появилось желание помогать, заботиться о птицах.
На конец учебного года (апрель, май) мы запланировали ознакомление детей с экзотическими видами птиц (попугаи, колибри, павлины, пеликаны и пр.), чтобы помочь детям лучше понять видовое разнообразие птиц, особенности их строения и гнездования. Мы предполагаем провести такие мероприятия: работа по развитию речи: пословицы и поговорки о птицах – литературный вечер, составление описательных рассказов, беседы «Зачем птицам гнезда», «У каких птиц нет гнезд», игры с использование элементов ТРИЗ, Д/и «Отгадай по описанию», упражнение «Фантастические образы птиц».
Таким образом, данная система работы позволяет в течение всего учебного года знакомить детей с разными видами птиц, довести до сознания детей понимание и исполнение нравственного долга (бережное, заботливое отношение к живой природе), позволяет детям активно усваивать экологические правила, в основе которых заложены принципы «можно» и «нельзя».
ЛИТЕРАТУРА
- 1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Николаева, С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : рекомендации педагогам, родителям и гувернерам / С. Н. Николаева. – М.: 2004. – 78 с.
- Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2000. – 220 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
статья об ознакомлении детей с растительным миром...

Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "
Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...

Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».
В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...

СТАТЬЯ "Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сказки"
laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»В.А. Сухомлинский...

Проект «Русская матрешка» По формированию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с разными видами матрешек, и их сравнения.
Изобразительная деятельность - это одна из любимых деятельностей детей дошкольного возраста, в которой заложен огромный развивающий и воспитывающий потенциал. Потребность в рисовании заложена у детей ...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ 2022г
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем
В данном матери але содержится патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем...
