СТАТЬЯ "Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сказки"
статья

Эльвира Николаевна Бартули

«Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»

В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

Э.Н. Бартули, воспитатель

МАДОУ №3, г. Североуральск

«Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»

В.А. Сухомлинский

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. [1]

Наблюдая за детьми в старшей группе, отметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками и помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Для решения данной проблемы изучили много литературы. Нам понравился метод сказкотерапии. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. [3]

Изучая методическую литературу, нам попалась книга Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки».  В этом пособии представлены сказки и стихи, посвященные таким человеческим чувствам и качествам, как любовь, дружба, верность, милосердие, сострадание, и др. [6]

Предположили, что если мы будем заниматься формированием нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки, то разовьём у детей нравственные качества. На основе выдвинутой гипотезы разработали проект ««Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Целью которого стало: Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.

Затем составили тематический план и распределили его по месяцам. Октябрь - «Что такое доброта», ноябрь – «Что такое гостеприимство», декабрь - «Что такое милосердие», январь - «Что такое правда и ложь», февраль - «Что такое верность», март - «Что такое любовь и ласка», апрель - «Что такое равнодушие и отзывчивость», май - «Что такое терпение и терпимость», июнь - «Что такое хорошо и что такое плохо». Проект получился долгосрочный. Также составили план взаимодействия с родителями и социумом.

При взаимодействии с детьми самым распространенным методом ознакомления со сказкой является чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. После прочтения сказки, важным методом при реализации проекта считаем использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера. Беседуя с детьми, побуждали их думать и говорить. Дети учились справедливо оценивать поступки героев сказок, своих сверстников, учились понимать, что хорошо, что плохо. [2]

После обсуждения прочитанного, включали детей в различные виды детской деятельности. Например, ребята рисовали по мотивам сказок, рассказов, стихов или сочиняли сказку, историю из жизни. Детские работы оформлялись в альбомы детского творчества.

Также итогом деятельности стали: развлечения, концерты, акции, театральные постановки, фотоколлажи.

 Развлечения «Путешествие в страну доброты» и «Русское гостеприимство», которые мы организовали для детей – это хорошая основа для обучения. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. 

За время проекта мы с ребятами показывали концерты, с целью сделать что-то доброе, доставить радость, оказать заботу и внимание окружающим людям. Запоминающимся был концерт для детей-сирот в Доме ребёнка. Дети переживали за своё выступление, но в конце остались очень довольны. В конце нашей встречи малыши тоже подарили нам небольшие сувениры. Долгое время ребята ещё вспоминали о нашей акции милосердия.

В театральных постановках или при просмотре их ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Так, наши дети подготовили несколько сказок для малышей – это «Мешок сказок», «Заюшкина избушка», «Муха-Цокотуха».

Помощь малышам – это ещё одна форма нравственного воспитания. Дети помогали малышам не только одеваться на улицу, но и катали их на санках, заклеивали книжки. 

Участие в акциях: «Акция помощи бездомным животным», «Акция «Сделай кормушку и накорми птиц» формирует у детей чувство ответственности и сочувствия к братьям нашим меньшим. В акции помощи бездомным животным дети приносили корм, посуду, ткань которые были переданы представителям приюта во время встречи; делали агитационные листовки. В акции «Сделай кормушку и накорми птиц» дети вместе с родителями делали кормушки и приносили корм птицам.

Изготавливали коллажи. Благодаря этой работе дети учатся работать в коллективе, у них развивается творческая фантазия, сплоченность, а самое главное любовь и уважение к окружающим людям.

В процессе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, социум и дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям, усвоили нравственные эталоны поведения. А самое главное у них стал формироваться познавательный интерес к сказкам и их автору. У детей появилось желание не только прочитать, но и пересказать и инсценировать.

Дети приобрели: Устойчивый интерес к сказкам. Нравственные эталоны отношений и поведения. Желание инсценировать сказки и включать их в своё творчество. Богатый багаж сказок.

Дети научились: Узнавать сказки.  Пересказывать сказки. Отвечать на вопросы по содержанию сказок. Оценивать поступки героев и подражать положительным персонажам. Отражать свои чувства к сказкам в продуктивных видах деятельности. Бережно относиться к книгам.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и социум. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии. [5] С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы: собрание, консультации, папки – передвижки, памятки, индивидуальные беседы, совместная деятельность с детьми

В ходе реализации проекта увеличилось количество родителей, которые считают необходимым проводить в ДОУ работу по нравственному воспитанию дошкольников; удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. У них появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Мамы и папы оказывали активную помощь в организации экскурсий, просмотре познавательных мультфильмов. А также оказывали огромную поддержку развитию детского творчества. Родители вместе с детьми выполняли домашние задания творческого характера (придумывание загадок; оформление книги сказок, подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из бумаги, природного материала.

Большую поддержку по реализации проекта нам оказали работники библиотеки. Мы с ребятами каждый месяц посещали библиотеку, где для нас проводили программу на определённую тему в соответствии с планом.

Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой, мы сделали вывод, что именно совместная, систематическая работа по нравственному воспитанию позволяет развивать у детей такие чувства и качества, как любовь к родителям и своей семье, уважение к старшим, любовь и интерес к Родине, желание помогать людям, что создаёт фундамент для формирования нравственных качеств в дальнейшем и предупреждает накопления ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.

Оценивая развивающую предметно-пространственную среду можно отметить, что она пополнилась книгами, альбомами, папками с рассказами и рисунками детей.

Итак, реализация проекта «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» способствовала всестороннему развитию ребенка, а в особенности его нравственному воспитанию. Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Таким образом, формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 12-22.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006.
  3. Исаева, Е. Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Е. Н. Исаева // Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. – С. 19 –24.
  4. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 3. - С. 18-26.
  5. Курочкина, И. Воспитание доброжелательно-уважительных отношений в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / И. Курочкина /Детский сад от А до Я. - 2015. - № 2. - С. 32-39. 7
  6. Шорыгина Т. А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. - Москва: Сфера, 2015. – 96 с. – (Сказки-подсказки).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ХОМУСУ

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования полик...

Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Дошкольный возраст – важный период для вос­питания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, перв...

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....

Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...