Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
проект (средняя группа)

Аверина Валерия Германовна

«Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx54.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                    № 63 «Малинка» города Калуги

Педагогический проект

        

«Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ № 63 «Малинка» г. Калуги

Аверина Валерия Германовна

Первая квалификационная категория

Стаж работы:    6 лет

г. Калуга,

2022г.


Паспорт педагогического проекта

Название проекта

Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Адресация проекта

Проект предназначен для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Участники проекта

  1. - педагоги МБДОУ № 63 «Малинка» г. Калуги.
  2. - воспитанники старшего дошкольного возраста МБДОУ № 63 «Малинка» г. Калуги.  
  3. - родители воспитанников старшего дошкольного возраста МБДОУ № 63 «Малинка» г. Калуги.

Цель проекта

Создать систему работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников в игровой деятельности.

Идентификация проблемы

  1. Отсутствует разработанная модель использования игровой деятельности для патриотического воспитания дошкольников. Изучение состояния вопроса позволило определить противоречие между необходимостью разработки новых методов и средств для патриотического воспитания дошкольников и недостаточностью методического обеспечения данного процесса в ходе игровой деятельности.

Задачи проекта

1. Изучите научную и учебную литературу по теме проекта.

2. Отобрать игровой материал, способствующий патриотическому воспитанию детей и внедрить его в педагогический процесс.

3. Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свою Родину, духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к семье, дому, родному краю, детскому саду в процессе игровой деятельности.

4. Формировать знания о Великой Отечественной войне и героизме нашего народа в процессе игровой деятельности.

5. Взаимодействие с родителями и педагогами (родительские собрания, консультации, семинары, мастер-классы и т.д.)

Тип проекта

Познавательно-игровой, групповой.

Образовательная область

Познавательное, социально-коммуникативное развитие

график реализации проекта

сентябрь 2021 г. – май 2022 г.

Особенности проекта

Особенность проекта состоит в создании системы работы по применению игровой деятельности для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Игровая деятельность позволяет реализовать патриотическое развитие детей через уважение к традициям и обычаям страны, родного края, чувство сопричастности к семье, дому, родному краю, детскому саду.

Ожидаемые результаты

1. Будет проанализирована научная и учебная литература по теме проекта.

2. Будет подобран игровой материал, способствующий патриотическому воспитанию дошкольников.

3. Повысится уровень патриотического воспитания дошкольников.

4. Повысится уровень знаний детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа.

5. Повысится педагогическая компетентность родителей и педагогов в области патриотического воспитания детей средствами игровой деятельности.


Содержание

I. Ведение ……………………………………………………………………………………….

II. Теоретическое обоснование проектной деятельности «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» ……..

III. Практический аспект работы над проектом «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

3.1. Подготовительный этап ………………………………………………………………….

3.2. Основной этап …………………………………………………………………………….

3.3. Заключительный этап …………………………………………………………………….

IV. Перспектива дальнейшего использования проекта ……………………………………..

V. Вывод………………………………………………………………………………………..

Библиография ………………………………………………………………………………….

Приложения…………………………………………………………………………………….

I. Введение

Актуальность проекта

Одной из важнейших проблем современной педагогики является патриотическое воспитание детей. Государственная политика в области образования направлена не только на подготовку знающих, компетентных и предприимчивых людей, но и определяется социальным заказом, требующим от гражданина страны таких качеств, как любовь к Родине, патриотизм, уважение к культуре и традициям народов нашей страны.

Патриотизм является сложным понятием. Самым простым толкованием данного понятия является «любовь к Родине». Так сложилось, что любовь к Родине изначально присуща нашему народу, является его национальной особенностью. Говоря о воспитании патриотизма, мы подразумеваем не только привитие молодому поколению определенных гражданских и нравственных ценностей, в это понятие входит планирование будущего нашей страны.

Государственный подход к формированию у юных граждан патриотических основ оформлен в определении этого вопроса в документах, определяющих деятельность образовательной системы нашей страны. Так, в «Конвенции о правах ребенка» записано: «Воспитание должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его или ее культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны, в которой живет ребенок». Таким образом, воспитание патриотизма было объявлено государственной задачей современной педагогики. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет следующие задачи патриотического воспитания: формирование нравственно-духовных качеств личности, чувства гордости за свой народ, уважение к традиции и культура народа, толерантность» [19]. Поэтому формирование патриотических чувств, воспитание любви к своей стране, сохранение прочной связи между поколениями, ответственного отношения к людям и окружающей среде является целью воспитательной работы образовательных учреждений.

Цели и задачи

Поэтому целью моего проекта является создание работающей системы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Задачи проекта:

1. Исследование научной и учебной литературы по теме проекта.

2. Отобрать игровой материал, участвующий в патриотическом воспитании дошкольников, и сделать его частью педагогического процесса.

3. В процессе игровой деятельности укреплять у детей гордость за свой народ, развивать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к дому, семье, детскому саду, Родине.

4. Формировать знания дошкольников о Великой Отечественной войне и героизме нашего народа в процессе игровой деятельности.

5. Взаимодействие с родителями и педагогами (родительские собрания, консультации, семинары, мастер-классы и др.)

Объектом исследования в проекте является процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, предметом – игровая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников.

Методы исследования:

- теоретический: изучение научно-методической литературы, обобщение результатов исследования;

- эмпирические: анкетирование, опросы, индивидуальные интервью;

- практические: организация совместных мероприятий;

- математические: математическая и графическая обработка данных.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Будет проанализирована научная и учебная литература по теме проекта.

2. Будет подобран игровой материал, способствующий патриотическому воспитанию дошкольников.

3. Повысится уровень патриотического воспитания дошкольников.

4. Повысится уровень знаний детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа.

5. Повысится педагогическая компетентность родителей и педагогов в области патриотического воспитания детей средствами игровой деятельности.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Цели

Механизмы достижения

Изучить научно-педагогическую литературу по теме проекта

- анализ нормативной базы по теме проекта с целью выбора принципов построения системы работы;

- изучение психолого-педагогических и методических работ различных исследователей по проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

- анализ методической и педагогической литературы с целью обеспечения научности в системе работы;

- анализ воспитательных задач ДОУ в сфере патриотического воспитания дошкольников.

Подобрать игровой материал, способствующий патриотическому воспитанию дошкольников, и внедрить его в педагогический процесс.

- изучение методической и педагогической литературы в области использования игровой деятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников;

- анализ игровой пространственно-развивающей среды группы;

- изучение опыта педагогов по использованию игровой деятельности для патриотического воспитания дошкольников;

- подбор игрового материала, способствующего патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с возрастными особенностями детей различных групп.

Воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду через игровую деятельность.

Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через игровую деятельность.

- разработка системы мероприятий по использованию игровой деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;

- внедрение в педагогический процесс системы мероприятий по использованию игровой деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;

- определение критериев и показателей оценки уровня развития патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

- подбор методов диагностики для определения уровня развития патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

- проведение мониторинга уровня развития патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

- обработка и анализ полученных результатов.

Взаимодействие с родителями и учителями

- формирование банка данных об уровне компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников;

- планирование работы с родителями по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;

- создание информационных материалов для родителей по использованию игровой деятельности для патриотического воспитания детей;

- проведение методической работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений по вопросу патриотического воспитания дошкольников средствами игровой деятельности

Рабочий план реализации проекта

Срок

Место проведения

Название мероприятия

Подготовительный этап проекта

сентябрь 2021 г.

дома

- ознакомление с методической и педагогической литературой;

- отбор диагностического материала для наблюдения за детьми;

- разработка плана мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников в игровой деятельности;

- подготовка дидактического материала;

- подготовка к взаимодействию с педагогами дошкольных образовательных учреждений (консультации);

- подготовка к взаимодействию с родителями (родительское собрание, консультации и др.).

Основной этап проекта Работа с детьми

сентябрь 2021 г.

Группа

- мониторинг детей для оценки уровня сформированности патриотического воспитания детей в подготовительной к школе группе;

- анализ полученных результатов.

сентябрь 2021 г. - май 2022 г.

группа

- реализация перспективного плана патриотического воспитания детей в игровой деятельности

Работа с родителями

сентябрь 2021 г.

Группа

Проведение родительского собрания по вопросу патриотического воспитания дошкольников, ознакомление родителей с целями и задачами педагогического проекта

сентябрь 2021 г. - май 2022 г.

группа

Участие в родительско-детских мероприятиях

Группа

Групповые консультации по патриотическому воспитанию дошкольников

Работа с педагогами

сентябрь 2021 г.

ДОУ

Презентация педагогического проекта на педагогическом совете

сентябрь 2021 г. - май 2022 г.

ДОУ

Проведение консультаций по использованию игровой деятельности для патриотического воспитания детей

Заключительный этап проекта Работа с детьми

май 2022 г.

Группа

- повторный мониторинг уровня сформированности патриотического воспитания дошкольников;

- анализ полученных результатов;

- оценка эффективности проведенной системы работы

Работа с родителями

май 2022 г.

Группа

Доложить на родительском собрании о результатах педагогического проекта. Презентация продукции проекта родителям:

- праздничное мероприятие в честь дня России;

- фотовыставка «Я и моя Родина».

Работа с педагогами

май 2022 г.

ДОУ

Отчет о реализации и результатах проекта.

Оценка эффективности реализации проекта

Критерий

показатель

Методы оценки

Диагностический материал

Детский интерес

100%

Наблюдение

Беседа

Вовлечение педагогов

95%

беседа

опрос

Родительское участие

90%

беседа

опрос

Оценка рисков реализации проекта

Оценочные риски

Меры по снижению риска

Не всем детям интересно.

Пересмотреть методы, приемы, мотивацию при проведении занятий по выбранной теме.

Не все родители были заинтересованы в выбранной теме.

Проведение родительских собраний, консультаций, семинаров по выбранной теме.

II. Теоретическое обоснование проектной деятельности «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Понятие патриотизм используется в разных контекстах и ситуациях, и у разных ученых объясняется по-разному.

И.Е. Кравцев дает следующее определение: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству; к родным местам, к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» [10].

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как «взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними» [20].

А.И. Солженицын так определяет этот термин: «Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы» [18].

Однако все определения этого понятия содержат в себе такие качества, как преданность своей Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради ее блага. А.Г. Маклаков и Л.В. Коновалова отмечают, что, говоря о патриотизме «речь идет о высоконравственном общественном мнении, которое не просто рождается, но должно воспитываться по конкретным задачам и в определенном направлении в течение длительного периода времени и под влиянием многих факторов» [12]. Н.В. Мазыкина выделяет в понятии патриотизма следующие компоненты: «познавательный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (навыки, способности). Все эти компоненты реализуются в сфере поведения человека в обществе» [11].

Педагогические особенности воспитания дошкольников определяют и особенности воспитания у детей патриотизма. Ш.А. Амонашвили и А.А. Люблинская в своих трудах подробно исследуют особенности развития детей дошкольного возраста, которые следует использовать для их патриотического воспитания.

«Для решения задач воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста необходимо строить эту работу на основе возрастных особенностей, учитывая региональные условия: выбор наиболее актуальной информации, для дошкольников; соблюдать преемственность патриотического воспитания (с учетом предыдущего опыта детей); индивидуальный подход к каждому ребенку, максимально учитывая его личностные особенности, семейные особенности, потенциальные возможности и интересы; используя в работе разные функции и умея их разумно комбинировать; применять активный подход (не просто «учиться патриотизму», а видеть, что ребенок эмоционально пропускает через себя определенные факты и что-то делает в этом направлении). Активизируя духовно-нравственное развитие, приобщающее учащихся к миру ценностей толерантности, благожелательности, сотрудничества, милосердия, доброты, способствует формированию положительной этнической уверенности в себе, при которой положительно воспринимается образ самого себя, следующие проявляются элементы: положительное отношение к культуре, к истории своего народа; природный патриотизм; толерантное отношение к общению с представителями других этносов, уважение к их культуре; проявление национального самосознания и самосознания, основанного на общей мысли всех граждан своей страны, народа и страны и чувстве принадлежности к своему народу; формирование мужчины-патриота» [12].

Понятие патриотизма сложное и широкое, а задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста могут решаться разными способами. Один из них игра.

Игра – естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, непременно обладающий воспитательной силой. Поэтому в своей работе я не могу не обратиться к игре. Играя, ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт; в игре каждый может добровольно отказаться от своих желаний, согласовать свои планы, договориться о совместных действиях, соблюдать правила игры, сдерживать эмоции и преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать свою принадлежность и принадлежность своих друзей.

Значение дидактических игр особо актуально в формировании патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается интеллект, способность самостоятельно решать задачу, согласовывать свои действия других участников игры.

Дидактические игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, они соответствуют желанию ребенка действовать с предметами и, следовательно, узнавать их. В играх с предметами дети учатся сравнивать, выявлять сходства и различия между ними. Важность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, размером, цветом. Так, например, при знакомстве детей с народными промыслами: вышивкой, посудой от разных мастеров успешно используются куклы, матрешки, изделия из бересты.

Настольно-печатные обучающие игры – это интересное занятие для детей, поскольку они познают окружающий их мир, мир животных и растений, а также явления живой и неживой природы. С помощью настольных игр я успешно развиваю речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учу принимать решения, воспитываю в детях патриотический дух.

Словесные игры – эффективный метод развития самостоятельного мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях участников игры, дети самостоятельно решают различные  задачи: описывают предметы, подчеркивая их характерные особенности, угадывают их по описанию, находят сходства и различия между этими предметами и явлениями природы.

Народные игры – неотъемлемая часть патриотического воспитания дошкольников. Они отражают образ жизни людей, их труд, национальные устои, представления о чести, отваге, ловкости, настойчивости, изобретательности, мужестве, находчивости. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что, имея нравственные устои, они учат ребенка находить гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, создается эмоционально положительный фундамент для развития патриотических чувств.

Патриотическое воспитание предполагает развитие дружеских отношений между детьми, умение вести переговоры, работать, играть и радовать старших своими поступками.

Неоспорима важность игры хороводных игр в патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также в художественном развитии дошкольников. Возможность использования хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким набором выразительных средств таких игр и свободой выбора форм участия детей в них. Хороводная игра способствует выполнению индивидуальных проявлений практически всех дошкольников в условиях совместной деятельности. Это возможность не только петь и танцевать вместе со взрослыми, но подражать им. Хороводная игра как культурный феномен не только учит, но и развивает, воспитывает, социализирует, а также формирует нравственные и патриотические чувства.

Театрализованная игра – эффективный способ общения дошкольников, понимания литературного или фольклорного произведения и развития чувства патриотизма. Отличительной чертой театральных постановок является их фольклорная или литературная основа. В инсценированных играх, основанных на фольклоре, дети узнают об обычаях русского народа. Активизируется и улучшается словарный запас. Дети запоминают крылатые фразы, пословицы, поговорки и прибаутки.

Игры-драматизации позволяют не только посмотреть и примерить народные костюмы, но и поиграть в них, словно «живя» в них какое-то время, почувствовать тепло шарфа, кокошника на голове, рубашки на плечах, расписной кушак на поясе; оценить достоинства и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, изящество.

Помимо фольклорной основы в играх-драматизациях существует литературный материал патриотической направленности – экологические сказки. В этих сказках прививается любовь к природе, воспитывается чувство сопереживания, желание помочь, защитить природу.

К сожалению, сюжетно-ролевая игра все реже используется как одна из активных форм работы в патриотическом воспитании детей. Сюжеты игр однообразны, сюжеты скудны и формальны, роли традиционные. Игры на военно-патриотическую тематику, отражающие подвиги нашего народа, становятся все более редкими. Дети в основном отражают сюжеты из зарубежных мультфильмов и фильмов, развивают агрессивные сюжеты.

Я считаю, что самым важным в работе по воспитанию патриотических чувств в детях должно проходить через игру, педагог должен вызывать у детей интерес и желание узнать больше о своем родном крае, своих предках, обычаях и конечно же дошкольники должны уметь владеть информацией и делиться ею со своими сверстниками, родными и друзьями.

III. Практический аспект работы над проектом «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

3.1.Подготовительный этап

Подготовительный этап работы я начал с изучения методической и педагогической литературы по вопросу патриотического воспитания старших дошкольников, использования в этих целях игровой деятельности. Основные теоретические положения представлены мною в предыдущем пункте работы. Для определения уровня развития патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста руководствуюсь методическим пособием «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе» М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой. Описание методов диагностики представлено в Приложении 1.

Для проведения системы работы был составлен перспективный план патриотического воспитания детей подготовительной группы с использованием игровой деятельности, который представлен в Приложении 2.

Составляя перечень игр, я учитывала возраст и индивидуальные особенности детей, какой для них понадобится инвентарь, заранее готовила все необходимое. При подборе игр учитывались любимые игры детей.

Для работы с родителями я подготовил родительское собрание, в ходе которого планировал ознакомить родителей с целями и задачами моего педагогического проекта, а также провести опрос родителей по вопросу патриотического воспитания детей (Приложение 3). В ходе реализации педагогического процесса я запланировал ряд консультаций для родителей, пример одной из них представлен в Приложении 4.

Для того, чтобы мои коллеги стали моими союзниками, я подготовил несколько методических мероприятий для воспитателей дошкольных учреждений на тему моей работы, которые представлены в Приложении 5.

3.2. Основной этап

Основной этап проекта начался с мониторинга воспитанников подготовительной группы к школе (в количестве 20 человек) для оценки уровня сформированности патриотического воспитания. По данным мониторинга получены следующие результаты:

- высокий уровень патриотического воспитания продемонстрировали 5 детей;

- средний уровень выявлен у 9 учащихся;

- 6 детей показали низкий уровень. Результаты мониторинга представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1 – Результаты мониторинга оценки уровня сформированности патриотического воспитания

Уровень

Кол-во чел.

%

Высокий уровень

5

25%

Средний уровень

9

45%

Низкий уровень

6

30%

Рис.1. Результаты мониторинга оценки уровня сформированности патриотического воспитания

Результаты мониторинга я озвучила на родительском собрании, где также ознакомила родителей с целью и задачами моей работы. Я предложила родителям пройти опрос по вопросу патриотического развития детей. Результаты опроса показали, что все родители считают важным патриотическое воспитание своих детей, но не все оценили себя как достаточно компетентных в вопросах патриотического воспитания. Большинство родителей считают, что этот вопрос должен решаться совместно детским садом и семьей, поэтому готовы принять помощь профессионалов в этом вопросе. Таким образом, достаточно низкие показатели уровня патриотического воспитания детей группы и поддержка родителей в вопросе патриотического воспитания дошкольников доказали актуальность предложенного мною проекта.

В патриотическом воспитании важно организовать развивающую среду на занятиях. Развивающая предметно-пространственная среда – та часть образовательной среды, которая представлена ​​специально организованным пространством, обогащенным атрибутами, материалами, ЭОР, оборудованием и образовательно-воспитательными средствами. Цель: организация эффективных условий для совершенствования процесса патриотического воспитания дошкольников в процессе музыкальной деятельности. В своей работе использую: картины с изображением пейзажей природы, иллюстрации народных промыслов, символы России, фотографии с видами нашего города, различные музыкальные инструменты (погремушки, дудки, ложки, бубенцы, свистульки, шкатулки, балалайки), костюмы народов Россия, а также альбомы по теме «Мои папа и дедушка военные», «Военная техника», «Музыкальные инструменты военного оркестра». Совместно с родителями моих воспитанников мы пополнили игровую предметно-развивающую среду группы атрибутами к сюжетно-ролевым играм и самодельными дидактическими играми.

При подборе игр я учитывала любимые игры детей. Всегда объясняла детям правила новых игр.  Объяснение игры было кратким, четким, но понятным, ярким и образным, всегда сопровождалось показом, демонстрацией отдельных этапов игры.

Я использовала сюжетно-ролевую игру как одну из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Сюжетно-ролевая игра – мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания патриотических качеств.

Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать. Эти задачи я реализовывала через сюжетно-ролевую игру «Семья» и ее различные вариации.

Знакомство и любовь к родному городу формировались через с/р игры «Экскурсия по городу», «Детский сад», «Интервью», «Что делать, если потерялся?», «Музей» и др., в ходе которых дети проявляли и расширяли свои знания об истории нашего города, его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках.

Знания детей об обычаях  и укладе жизни людей на Руси, полученные детьми из сказок, просмотра мультфильмов, из бесед с воспитателями, дети применили в сюжетно-ролевой игре «Князья-государи, купцы да бояре, да мужик-лапотник». Эта игра давала детям возможность интересно провести  время, но вместе с тем приучала девочек с малолетства видеть в себе самих будущих матерей, а мальчиков – будущих глав семей, их кормильцев и защитников Отечества. В игре пересекались множество маленьких сюжетов, придуманных детьми: ярмарка, хороводные игры, семейный быт и уклад, воспитание детей, приход  и встреча гостей в русской избе, работа лекаря на Руси, военные походы и др. Своим необычным колоритом были наполнены такие игры как: «Богатыри», театрализованные игры «Соловей – разбойник» и др.

Роли защитников Родины, своей семьи, своего дома мальчики могли реализовать в военизированных сюжетно-ролевых играх «Пограничники», «Моряки» и др. В этих же играх я нашла возможность участия и для девочек, совместив эти игры с игрой в «Госпиталь». Девочки смогли почувствовать себя также необходимыми в деле защиты Родины.

Детям нравились дидактические игры за столом, где в основном дети играли индивидуально или в парах («Профессии», «Иностранец», «Страны и народы», «Собери флаг, герб России», «Угадай – кто это?»,  «Русские богатыри», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик?», «Чей хвост, голова?» и др.). В данных играх мне был виден уровень усвоения ребёнком темы, эти игры закрепляли полученные знания у детей. Дидактические игры можно сделать на любую тематику: символы России, о семье, о домашних обязанностях членов семьи, о праздниках Нового Года, дня Защитника Отечества, 8 Марта, Дне Победы и др.

Большим интересом пользовались настольные и настольно печатные игры. Для этого использовались лото, пазлы, игры-«ходилки» ( «Мой город – Калуга», путешествие по плану-схеме нашего района «Дорога в детский сад», «Собери пазлы», «Символика России», «Найди отличия» и др.).

Настольные игры использовали как приобретенные, так и сделанные своими руками. Детям очень понравилась самодельная настольная игра «Мой любимый город». Игра состоит из игрового поля и расположенных на нем приклеенных отрезков «липучки». На поле изображение герба нашего города Калуга. Также к игре прилагаются карточки с изображением значимых мест города и других предметов и видов деятельности, вызывающих ассоциации с этими местами. Я предлагала рассмотреть карточки и располагала «заглавную» карточку в центре игрового поля. Затем объясняла правила, в которых дети должны в связи со своими ассоциациями подобрать к ней соответствующие иллюстрации. После окончания игры подводили итог о правильности и успешности выполнения задания.

Девочкам очень нравились творческие настольные игры, такие, как: «Продолжи узор, придумай свой узор», «Укрась сарафан», «Красота матрёшки», «Засели обитателями реку (пруд)». В данных играх дети показывали своё умение рисовать, украшать, фантазировать, придумывать, воображать.

Для проведения подвижных игр предлагала детям русские народные игры: «Карусель», «Ледяные ворота», «Ручеек», «Цепи кованы», «Ловишки с мячом», «Волк во рву». Перед проведением игр рассказывала детям истории зарождения этих игр на Руси. Ярким и незабываемым этапом было разучивание с детьми игр разных народов мира, которые не только заставляли детей двигаться, проявлять ловкость, но и давали массу положительных эмоций и смеха: «Тяни за голову» (Канада), «Вытащи платок» (Азербайджан), «Лови мешок» (Игра индейцев) и др.

Народные игры представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Чтобы дети не испытывали дефицита знаний о родной стране, об особенностях русских традиций, а проявляли интерес к русским народным сказкам и играм, мы провели игровой досуг «Праздник русской рубахи». В предварительной работе с детьми мы изучали историю народной культуры и традиции, полученные знания мы показали в этом празднике. Дети проявляли смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Были использованы и хороводные народные игры. Нашим детям нужны современные хороводы, которые наполнены близким для них содержанием, динамичны и увлекательны. Это возможность не только петь, но и двигаться вместе со взрослыми, подражать им, быть похожими на них, оставаясь при этом детьми. Хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством.

Для патриотического воспитания эффективны словесные игры, их также можно приспособить к любой тематике, такими играми являются «Продолжи предложение», «Угадайка», «Доскажи словечко», «Бывает – не бывает» и многие другие. К женским праздникам я подготовила речевые игры «Свари суп и компот», «Конкурс портретов», «Ласковые слова»; к празднику Нового Года – игры «Поймай зимнее слово», «Колядки», «Тезки рождественской елки», «Новогодний аукцион», «Назови праздник»; к праздникам города и страны – игры «Скажи хорошие слова про свой город», «Скажи красиво о России».

В ходе проведения занятий часто проводятся пальчиковые гимнастики и игры. Их я тоже также отыскивала и составляла в соответствие с тематикой патриотического воспитания. При изучении темы про родной город и страну применялись пальчиковые игры «Новый дом», «Я иду по городу», «Народы России», «Город чудный», «Край родной»; про семью, к женским праздникам – пальчиковые игры «Семья», «Кто в семье живет?»; к Новому Году – «Белый снег», к военным праздникам – «Бойцы-молодцы», «Солдаты» и др.

Интересно проходили игры в виде путешествий, экскурсий. Это прекрасная возможность знакомства и закрепления знаний о своем городе, районе города. Была проведена игра «Экскурсия по городу», в ходе которой дети, меняясь, были экскурсоводами, рассказывали своим сверстникам о достопримечательностях и других интересных местах нашего города. Было разработано и проведено путешествие по плану-схеме нашего района «Дорога в детский сад». При изучении темы «Климатические зоны России» была проведена одноименная игра-путешествие.

Большое внимание я уделила интеллектуальным играм, поэтому довольно часто я проводила игры-викторины, интеллектуально-познавательные игры: игра «В единстве – сила» ко дню Народного единства, игра-викторина «Веселей весну встречай», интеллектуально-познавательная игра «Символы России». В ходе этих игр дети демонстрируют свои знания на заданную тему. Соревновательные условия мотивируют детей, они заинтересованы в победе своей команды, стараются показать, все, что они знают, и, параллельно, получают и хорошо запоминают новую информацию.

 Так как современные дети активно пользуются различными гаджетами и играют в различные интернет-игры, в настоящее время в детских садах становятся очень популярны квест-игры, в ходе которых дети выполняют одно задание за другим для перехода на следующих этап игры. Поэтому и я также включила в свой игровой репертуар различные квест-игры: квест-игра ко Дню Народного единства, квест-игра «Весенние тайны», квест-игра ко дню космонавтики, квест-игра «Широка страна моя, Россия».

Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове, рубашку-косоворотку на плечах, расписной кушак на поясе; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность. Кроме фольклорной основы для игр-драматизаций, есть литературный материал, имеющий патриотическую направленность – о семье, о любви к маме, о защитниках Родины, о народных праздниках и др. Мои воспитанники очень любят участвовать в театрализованных играх, поэтому к праздникам мы часто готовили театрализованные представления: «В доме жила большая семья», «Волк и семеро козлят» (кукольный театр) – ко дню матери, «Два Мороза» - к Новому году, «Рождественские сказки» - к Рождеству, «Соловей – разбойник» - к дню Защитника Отечества, «Весенний бал в королевстве сказок» - к 8 Марта, «Мы тоже воины» - ко дню Победы.

Примеры игр, использованных в системе работы по патриотическому воспитанию, приведены в Приложении 6.

Игры и игровые упражнения активно включались в проводимые занятия. Некоторые конспекты занятий, направленные на патриотическое воспитание дошкольников, с использованием игровой деятельности представлены в Приложении 7.

Особенно важной считаю работу с семьями воспитанников, так как воспитание детей начинается в семье, а эффективность любой воспитательно-образовательной деятельности обеспечивается именно совместной деятельностью семьи и дошкольного образовательного учреждения. Для родителей, помимо ознакомительного родительского собрания, я проводила групповые консультации по патриотическому воспитанию дошкольников, привлекала членов семей воспитанников к участию в родительско-детских музыкальных мероприятиях.

Воспитателей ДОУ я консультировала по вопросам использования игровой деятельности для патриотического воспитания детей.

3.3. Заключительный этап

Для определения эффективности моей работы был проведен повторный мониторинг детей по той же методике, что и при первичном мониторинге. Результаты повторного мониторинга представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2 – Результаты повторного мониторинга оценки уровня сформированности патриотического воспитания старших дошкольников

Уровень

Кол-во чел.

%

Высокий уровень

7

35%

Средний уровень

10

50%

Низкий уровень

3

15%

Рис. 2. Результаты повторного мониторинга оценки уровня сформированности патриотического воспитания старших дошкольников

Сравнительные результаты первичного и вторичного мониторинга представлены в таблице 3 и на рисунке 3.

Таблица 3 – Сравнительные результаты первичного и вторичного мониторинга

Уровень

Первичный мониторинг, %

Вторичный мониторинг, %

Высокий уровень

25%

35%

Средний уровень

45%

50%

Низкий уровень

30%

15%

Рис. 3. Сравнительные результаты первичного и повторного мониторинга

Таким образом, можно констатировать, что проведенная мной работа оказалась эффективной: созданная и внедренная система игровой деятельности позволила повысить уровень патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для родителей и воспитателей детского сада было проведено праздничное мероприятие, посвященное Дню России, оформлена фотовыставка «Я и моя Родина», для которой были собраны фотографии с занятий, праздников и досугов за время учебного года.

С отчетом об организации и реализации проекта я выступил на педагогическом совете. Мои коллеги положительно оценили проведенную мной деятельность, воспитатели использовали подготовленный мной материал для обогащения игровых центров своих групп.

IV. Перспектива дальнейшего использования проекта

Педагогический проект на тему: «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» имеет перспективы развития в плане:

- участия в интернет-конференциях и семинарах;

- дальнейшее повышение собственной компетентности;

- поиск новых форм и методов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

- пополнение и расширение методических материалов по патриотическому воспитанию дошкольников;

- распространять свой опыт на интернет-сайтах, на круглых столах, консультациях для воспитателей детских садов.

V. Заключение

Проведенная мной работа по проекту «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» позволяет сделать мне следующие выводы:

1. В современных условиях, когда остро стоит проблема разлагающихся нравственных устоев подрастающего поколения, одним из основных направлений работы является патриотическое воспитание. В старшем дошкольном возрасте отмечаются хорошие возможности для воспитания патриотизма. Теоретический анализ литературы подтвердил актуальность проблемы и темы проекта и позволил сделать следующие выводы: формирование патриотических ценностей у детей основано на активном проявлении чувства любви к родителям и друзьям, к семье, дому и стране (Е.Н. Бородина).

2. Понятие патриотизма сложное и широкое, а задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста могут решаться разными способами. Один из них игра.

Игра – естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, непременно обладающий воспитательной силой. Практически любой вид игры можно наполнить патриотическим содержанием, использовать их для формирования у детей любви к своей семье, детскому саду, своему городу, малой родине, ее природе, ко всей стране.

3. В ходе реализации проекта работы были подобраны различные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, речевые, подвижные, хороводные, игры-викторины, путешествия, квесты и др.), которые были использованы в процессе патриотического воспитания дошкольников. Игры патриотической направленности были использованы при проведении занятий, на прогулках, в другие режимные моменты. Выбор содержания, форм и методов организации игровой деятельности привел к положительному результату в развитии показателей патриотического воспитания детей, что было доказано в ходе мониторинга.

Библиография

  1. Агапова, Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций // Известия института педагогики и психологии образования. – 2018. – № 4. – С. 130-134.
  2. Александрова, Е.Ю. Система  патриотического воспитания  в ДОУ.  Планирование, педагогические проекты,  разработки тематических занятий / Е.Ю. Александрова. – Волгоград, «Учитель», 2019. – 203 с.
  3. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2013 – 132 с.
  4. Бородина Е.Н. Модель нравственно-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20011 
  5. Валиева, З.И. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников // Современные технологии в образовании. – 2012. - № XII-1. – С. 47-52.
  6. Выглядышева, Е.А. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Е.А. Выглядышева // Гуманитарный научный вестник. – 2020. – № 9. – С. 35-39.
  7. Дудкина, Р.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогический аспект. // Вестник социально-гуманитарн. образования и науки. – 2013 - № 3. – С. 65-69.
  8. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Питер, 1997.
  9. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112 с.
  10. Кравцев И.Е. Пролетарский интернационализм, Отечество и патриотизм. – К.: Наукова думка, 1965. – 211 с.
  11. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. - 2002. - № 6. – С. 6-11.
  12. Маклаков А.Г., Коновалова Л.В. Интеллектуально-нравственная основа формирования общенациональной Российской идентичности // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества материалы VI международной научной конференции. – 2016. – С. 11-15.
  13. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2009. – 145 с.
  14. Мое отечество – Россия: комплексная система восп. патриотизма и гражданственности у детей дошк. и мл. шк. возраста / под ред. И. В. Богачевой и др. – М.: ГНОМ, 2005. – 232с.
  15. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / под ред. Т. И. Оверчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 24 с.
  16. Новицкая М.Ю., Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе. – М.: Просвещение/Дрофа, 2010. – 160 с.
  17. Родина М.С. Воспитание гражданственности через развитие эмоционально-чувственной сферы // Народное образование. – 2014. - № 3. – С. 8-10.
  18. Солженицын А.И. Русский вопрос к концу ХХ века // Ориентир. – 1996. - № 12. – C. 31.
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003
  20. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении

Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разн...

"Нравственно-патриотическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении"

      Дошкольный возраст – важнейший период в нравственном становлении личности, период закладки всех человеческих начал. Этот возраст является наиболее сензитивным для эмоционал...

Проект педагогический Тема « Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Тип  проект:   педагогический Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочныйПо продолжительности: -  долгосрочный Участники:  дети старшей группыУчастники проекта: ...

Краеведение – мощный фактор патриотического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях

...Нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностям...

План работы по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...