Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении
проект на тему

Бодрова Марина Анатольевна

Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разнообразную деятельность ДОУ, опираясь на реализацию комплексной программы воспитания детей; во-вторых, ориентацией на успешное гражданско-патриотическое воспитание современных  дошкольников.

Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании  детей в дошкольном образовательном учреждении основана на реализации деятельностного подхода, теории развивающего обучения,  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые определяют цель, содержание и структуру образовательной программы гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании  детей в дошкольном образовательном учреждении 

Бодрова Марина Анатольевна, старший воспитатель ГБОУ СОШ (ОЦ)

с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко»,

446840 Самарская область, Челно-Вершинский район, село Челно-Вершины,

1 микрорайон д. 11 А,

bodrovam@bk.ru, 89279066615

Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разнообразную деятельность ДОУ, опираясь на реализацию комплексной программы воспитания детей; во-вторых, ориентацией на успешное гражданско-патриотическое воспитание современных  дошкольников [1; 3].

Известно, что мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Решение задачи их воспитания основывается на понимании контекста развития ребёнка, использования потенциала, который у ребёнка уже имеется. В  Докладе международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке указано, что главной задачей на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать «создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стрессов». Современное образование оказалось перед лицом целого комплекса проблем, связанных с экологией детства, в связи с чем, возникла необходимость решения проблем осуществления безопасного образования, которому естественно присущи любовь и уважение к детству вообще, и к конкретному ребенку в частности, гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании  детей в дошкольном образовательном учреждении основана на реализации деятельностного подхода, теории развивающего обучения,  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые определяют цель, содержание и структуру образовательной программы гражданско-патриотического воспитания дошкольников [ 2; 3; 4].

В практике использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании  детей в дошкольном образовательном учреждении большое внимание уделяется значению дошкольного детства в развитии личности, что требует разработки более совершенных методов и средств, способствующих социальному становлению личности дошкольника, позволяющих не упустить оптимальные сроки формирования основ его гармонического развития [2, с. 14].

В настоящее время особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике технология метода проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Уникальность технологии состоит в том, что она позволяет  реализовать  гражданско-патриотическое воспитание  детей в дошкольном образовательном учреждении. В  основу  данной  технологии  положена  идея  о направленности  познавательной  деятельности  дошкольников  на запланированный результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.

Обновление  содержания  образования  требует  от  педагога   поиска  методов,  приемов, педагогических технологий,  активизирующих  активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка  в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребовано проектирование в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Технология проектирования представляет собой объединение лично-деятельностного и комплексно-ориентированного подходов в образовании дошкольников. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада, семьи и социума. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка. 

Реализуемая практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании  детей в дошкольном образовательном учреждении позволяет решить следующие задачи: раннее развитие  любви к родной земле, воспитание чувства  любви и уважения к семье, родному дому, детскому саду, селу; развивать чувство гордости за достижения страны, уважение к армии, к самому себе.

Целенаправленная практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании  детей в дошкольном образовательном учреждении в системе и последовательности выполняемой работы может быть представлена следующим образом:

В науке и практике доказано, что воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: маме, папе, бабушке, дедушке [ 1; 5 ]. Воспитание у дошкольников уважения к близким людям – это  цель проекта «Моя семья». Интеграция вокруг одной темы позволяет рассматривать предмет с разных сторон, изучая социальные, художественно-эстетические, логико-математические естественнонаучные аспекты. Разносторонняя совместная деятельность объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и гражданственности.

В практике использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании  детей в дошкольном образовательном учреждении  технология проектирования ориентирует на развитие отношений «ребенок – взрослый», строится на соучастии в деятельности, где происходит равноправное общение, где никому не принадлежит привилегия  только указывать, контролировать, оценивать.

Проект «Моя семья» рассчитан на четыре года, с младшей до подготовительной группы. В каждой группе решаются свои задачи, внедряются разнообразные формы работы и виды деятельности. В средней группе основным направлением является работа с альбомами и фотографиями по темам «Увлечения нашей семьи», «Наша дружная семья», «Путешествия» и др. в группе было отведено место для фотовыставки, где разместились фотографии «Один день моей семьи», «Трудимся на селе», «Семейный праздник». Дети знакомились с индивидуальными особенностями, традициями семьи, составляли рассказы из личного опыта. Работа по реализации проекта дала положительные результаты: родители, бабушки и дедушки стали активными участниками, изменился стиль общения между детьми и взрослыми, установилось тесное сотрудничество между детским садом и родителями.

Детский сад, это, то место, где ребенок проводит большую часть времени. Для того чтобы дошкольный период запомнился ярко на всю жизнь, необходимо формировать представления о детском саде, как общем доме для детей и взрослых. Проект «Дети и взрослые в детском саду» включает в себя блоки: «Кто работает в детском саду», «Старшие и младшие, их взаимоотношения», «Путешествие по детскому саду», «Кто с кем дружит».

Реализуемый  проект «Моя малая Родина», посвящен изучению символики, природы, истории родного села, достопримечательностей. Целью проекта «Достопримечательности нашего села» стало: изучить особенности архитектурных сооружений, их историческую ценность.

Идею создания проекта «Мини-музей истории вещей» подсказали дети. Экспозиции мини-музея меняются в соответствии с темами: «Школьные принадлежности», «Игрушки из бабушкиного сундука», «Предметы быта», «Лампы».

В старшем дошкольном возрасте, рассказывая детям о России, о Родине дошкольников знакомят с государственной символикой. Проект «Символы нашей Родины» включает в себя изучение геральдики, дети не только узнают особенности изображения гербов, но и сами создают «Герб группы», «Герб семьи», Флаг, Герб. На проекте официальные государственные символы становятся  главным оформлением праздника, посвященного Дню России.

Опрос родителей на тему «О чём нужно рассказывать детям в беседах о  войне», показал, что 75 %  опрошенных родителей хотят, чтобы их дети знали об участии русского народа в Великой Отечественной войне. Работа по разработке проекта «Наши Защитники Отечества» началась с оформления выставки «Ордена и медали», оформление альбома «Мой дедушка и папа – солдаты», что  активизировало знания детей о трех поколениях семьи.

В практике использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении  необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения. [3, с. 36]

Привлекая родителей к совместному с детьми решению гражданских проблем, мы убедились в ценности культурно-исторического соразвития мира детства и мира взрослости, активного совместного участия родителей и детей в различных видах деятельности, которые стимулируют развитие способностей. Разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и гражданственности. Для нас имеет значение не только то, что происходит с нашими воспитанниками, но и то, как меняются в результате такой деятельности педагоги и родители, какие открытия делают они для себя вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания  приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее.

Таким образом, практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении показывает, что проекты являются эффективным средством развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Как показали результаты проведённой диагностики  ЛаСС ПГСГА, проектная деятельность обеспечивает развитие:  знаний дошкольников на 69%; творческой инициативы дошкольников на 48%;  самостоятельности на 39%; гражданско-патриотических чувств на 38%,  открывая новые возможности для формирования собственного жизненного опыта  общения с окружающим миром, в целом, традициями своей Родины и своей семьи,  в частности.

В практике гражданско-патриотического воспитания дошкольников важна целенаправленность, цельность и системность, которые в комплексе обеспечивают эффективность проводимой в ДОУ работы с использованием проектной деятельности.

Литература

  1. Акинина Т.М., Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. – М.: УЦ «Перспектива», 2012;
  2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 ;
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, 2008;
  4. Виноградова Н.А., Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008;
  5. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко» Старший воспитатель Бодрова Марина Анатольевна Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении

Слайд 2

как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле; воспитать любовь и уважение к семье родному дому, детскому саду, селу; воспитывать чувство гордости за достижения страны, уважение к армии. Метод проектной деятельности – основа формирования патриотических чувств Задачи педагогов и родителей:

Слайд 3

Система работы

Слайд 4

Проект «Моя Семья» Интегрированный подход

Слайд 5

Проект «Моя Семья»

Слайд 6

Проект «Моя Семья»

Слайд 7

Проект «Дети и взрослые в детском саду»

Слайд 8

Проект «Моя малая Родина»

Слайд 9

Мини-музеи Проект «Моя малая Родина»

Слайд 10

Проект «Моя страна»

Слайд 11

Проект «Моя страна»

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статьтя "Использование менеджмента, маркетинга и рекламы в деятельности дошкольного образовательного учреждения"

На современном этапе стало очевидным, что прежние подходы и принципы управления, дававшие положительные результаты при традиционном режиме работы ДОУ, сегодня уже не позволяют достичь желаемых результ...

«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях»

«Разработка содержания воспитательно-образовательной работыс дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»...

«Использование мультимедийного сопровождения в коррекционно-педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения»

Презентация предназначена для педагогов ис пользующих в своей работе компьютерные технологии, интерактивное оборудование, надеемся, что данная презентация будем вам интересна...

Использование народных пословиц в педагогическом процессе современных дошкольных образовательных учреждений

Пословицы выступают инструментом реализации педагогических требований....