План работы по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
материал

Полькина Татьяна Николаевна

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

                                                                       кар

412309,  Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

План работы по самообразованию на тему

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

воспитателя Полькиной Татьяны Николаевны

2021-2022 уч. год

       Актуальность.

      События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

       Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. 
      Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны, и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Цель: изучение эффективности применения современных форм работы в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Задачи:

  1. Проанализировать методическую литературу по данной теме.
  2. Изучить и подобрать различные эффективные современные формы работы для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников.
  3. Апробировать возможности использования данных форм.

План работы на год

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Изучение методической литературы по данной теме:

1.  Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991 

2. Ветохина А. Я., Дмитренко   «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013 

3.  Тимошкина Н.А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с. 

4.  Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д 2008г. 64с.

5.  Южный Урал: шаг за шагом. Учебное пособие.  Челябинск 2016г.192 с.

6.Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.

7. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

8. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

9.Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

10.Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

Октябрь

Тема: «Мой дом, моя семья»

1.Рассматривание сюжетных картин из серии «Семейные ценности».

2.Подборка дидактических игр по нравственному воспитанию.

3. Знакомство с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.)

4.Знакомство с различными формами русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы, потешки)

Картотека игр

«Дом, дом, открой свою тайну» - экскурсия в русскую избу

Фольклорный праздник «Посиделки»

Консультация для родителей «Семейные традиции»

Ноябрь

Тема: «Мой город – моя малая Родина» 

1.Знакомство с историей города, с улицами и объектами культуры города.

2.Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Изготовление фотоальбома «Город Балашов»

Выставка рисунков "Улицы нашего города".

Картотека игр

Консультация для родителей «Воспитание маленького гражданина».

Декабрь

Тема: «Символы России и города Балашова»

1.«Беседа о березке – символе России»

2.Ознакомление с символикой России и родного города Балашова.

Выставка рисунков «Березки»

Наглядно-дидактический материал «Символы России», «Символы города Балашова»

Прослушивание «Государственного гимна России»

Рекомендации для родителей «Как воспитать патриота»

Январь

Тема: «Обычаи и традиции русского народа»

1.Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.

2. Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепития для русского народа.

3.Подборка народных подвижных игр.

Коллективное оформление альбома «Традиции русского народа».

Демонстрация презентации

 «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Картотека игр

Консультация для родителей «Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Февраль

Тема: «Главные праздники России»

1.Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

2. «Ждем весну. Готовимся к Масленице»

Праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

Праздник «Веселая масленица»

Консультация для родителей «Формирование ребенка, как личности, в процессе ознакомления с народными играми»

Март

Тема: «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

1.Беседы:

«Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?», «О профессиях»

2.Подготовка и проведение праздника, посвященного 8 марта.

Выставка детских работ «Мамин портрет».

Праздник, посвященный Международному женскому дню 8 марта.        

Консультация для родителей «Круг чтения и формирование системы ценностей»

Апрель

Тема: «Мы первые в космосе»

1.Беседа: «Покорение космоса»

2.Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Демонстрация презентации на тему «Космос»

Работа с родителями по благоустройству территории детского сада «Укрась клумбу цветами»

Май

Тема: «Войны я не видел, но знаю, как трудно народу пришлось»

1.Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.

2.Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.

Оформление стенда «Они сражались за Родину»

Консультация для родителей «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Сентябрь

 -

май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Саморе

ализация

1.Участие в конкурсах, акциях.

2.Просмотр открытых мероприятий в разных возрастных группах.

3.Внедрение инновационных форм, методов, приемов в педагогическую деятельность.

4.Обобщение опыта по теме самообразования.

Выступление на педсовете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...

План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"

Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Данный материал  представляет план работы по самообразованию на целый год , рассчитан для детей 5-7 лет, затрагивает развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликации....

Отчет по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

     В течение 2021-2022 учебного года я изучала тему по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деяте...