План работы по самообразованию по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Дудоладова Мария Вячеславовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Рябинушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы по самообразованию по теме:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель

1 кв. категории

Дудоладова М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосновское 2018-2019г

Актуальность проблемы развития речи

В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Цели и задачи  

Целью работы над данной темой является:

  • повышение теоретического и практического уровня
  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

 

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  • изучить методическую, справочную литературу, издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;

 

Форма отчетности

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

  • картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
  • памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
  • итоговое занятие по развитию речи;

Срок: реализации

с 1 сентября 2018 по 30мая 2019года

Участники:

  • Воспитатели.
  • Дети старшей группы
  • Родители.

 

 

 

 

План работы по самообразованию

 

№ п/п

Форма работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат

1

Анализ проблемы.

сентябрь

Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей.

2

Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.

Определение проблем в речевом развитии детей.

3

Изучение литературы по теме.

сентябрь - октябрь

Повышение компетентности.

4

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

октябрь

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.

5

Освоение  и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей.

на протяжении года

Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Использование метода проектов, как средство речевого развития.

6

Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи.

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

7

Посещение открытых занятий в ДОУ.

Обмен опытом с коллегами.

8

Проведение открытых занятий по развитию речи у детей.

 

Презентация своего опыта работы.

9

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Углубление сотрудничества  родителями.

10

Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.

Повышение педагогической компетентности родителей.

11

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.

апрель

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

12

Выступление на педсовете  по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

май

Презентация итогов работы по самообразованию.

 

 

 

Перспективное планирования по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Форма работы

Задачи

Сроки

1

Дагностические исследования дошкольников по развитию речи

Определение проблем в речевом развитии детей

Сентябрь

2

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

Обучение связному последовательному пересказу

с наглядной опорой в виде графических схем ,отображающих

последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного

пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.

 

Октябрь

3

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

Формировать умение детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;

формировать анализ, синтез; развивать умения детей составлять

связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и

активизировать словарный

запас детей.

ноябрь

4

Работа с загадками.

 

Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

Декабрь

5

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

 

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний;

Январь

6

Работа над развитием речи через театральную

деятельность. Инсценирование сказок: «Репка»,«Колобок».

 

Развитие творческой

самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Февраль

7

Заучивание стихотворений

Формировать умения детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей

Март

8

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной,

выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

 

Апрель

9

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. Выступление на педсовете  по теме.

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

Май

 

 

 

 

 

 

.

Список использованной литературы:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Рябинушка»

План работы по самообразованию по теме:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель

1 кв. категории

Дудоладова М.В.

Сосновское 2018-2019г

Актуальность проблемы развития речи

В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Цели и задачи  

Целью работы над данной темой является:

  • повышение теоретического и практического уровня
  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  • изучить методическую, справочную литературу, издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;

Форма отчетности

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

  • картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
  • памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
  • итоговое занятие по развитию речи;

Срок: реализации

с 1 сентября 2018 по 30мая 2019года

Участники:

  • Воспитатели.
  • Дети старшей группы
  • Родители.

План работы по самообразованию

№ п/п

Форма работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат

1

Анализ проблемы.

сентябрь

Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей.

2

Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.

Определение проблем в речевом развитии детей.

3

Изучение литературы по теме.

сентябрь - октябрь

Повышение компетентности.

4

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

октябрь

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.

5

Освоение  и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей.

на протяжении года

Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Использование метода проектов, как средство речевого развития.

6

Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи.

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

7

Посещение открытых занятий в ДОУ.

Обмен опытом с коллегами.

8

Проведение открытых занятий по развитию речи у детей.

 

Презентация своего опыта работы.

9

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Углубление сотрудничества  родителями.

10

Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.

Повышение педагогической компетентности родителей.

11

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.

апрель

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

12

Выступление на педсовете  по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

май

Презентация итогов работы по самообразованию.

Перспективное планирования по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста.

Форма работы

Задачи

Сроки

1

Дагностические исследования дошкольников по развитию речи

Определение проблем в речевом развитии детей

Сентябрь

2

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

Обучение связному последовательному пересказу

с наглядной опорой в виде графических схем ,отображающих

последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного

пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Октябрь

3

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

Формировать умение детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;

формировать анализ, синтез; развивать умения детей составлять

связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и

активизировать словарный

запас детей.

ноябрь

4

Работа с загадками.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

Декабрь

5

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний;

Январь

6

Работа над развитием речи через театральную

деятельность. Инсценирование сказок: «Репка»,«Колобок».

Развитие творческой

самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Февраль

7

Заучивание стихотворений

Формировать умения детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей

Март

8

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной,

выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Апрель

9

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. Выступление на педсовете  по теме.

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

Май

.

Список использованной литературы:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Рябинушка»

План работы по самообразованию по теме:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель

1 кв. категории

Дудоладова М.В.

Сосновское 2018-2019г

Актуальность проблемы развития речи

В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Цели и задачи  

Целью работы над данной темой является:

  • повышение теоретического и практического уровня
  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  • изучить методическую, справочную литературу, издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;

Форма отчетности

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

  • картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
  • памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
  • итоговое занятие по развитию речи;

Срок: реализации

с 1 сентября 2018 по 30мая 2019года

Участники:

  • Воспитатели.
  • Дети старшей группы
  • Родители.

План работы по самообразованию

№ п/п

Форма работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат

1

Анализ проблемы.

сентябрь

Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей.

2

Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.

Определение проблем в речевом развитии детей.

3

Изучение литературы по теме.

сентябрь - октябрь

Повышение компетентности.

4

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

октябрь

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.

5

Освоение  и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей.

на протяжении года

Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Использование метода проектов, как средство речевого развития.

6

Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи.

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

7

Посещение открытых занятий в ДОУ.

Обмен опытом с коллегами.

8

Проведение открытых занятий по развитию речи у детей.

 

Презентация своего опыта работы.

9

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Углубление сотрудничества  родителями.

10

Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.

Повышение педагогической компетентности родителей.

11

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.

апрель

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

12

Выступление на педсовете  по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

май

Презентация итогов работы по самообразованию.

Перспективное планирования по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста.

Форма работы

Задачи

Сроки

1

Дагностические исследования дошкольников по развитию речи

Определение проблем в речевом развитии детей

Сентябрь

2

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

Обучение связному последовательному пересказу

с наглядной опорой в виде графических схем ,отображающих

последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного

пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Октябрь

3

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

Формировать умение детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;

формировать анализ, синтез; развивать умения детей составлять

связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и

активизировать словарный

запас детей.

ноябрь

4

Работа с загадками.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

Декабрь

5

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний;

Январь

6

Работа над развитием речи через театральную

деятельность. Инсценирование сказок: «Репка»,«Колобок».

Развитие творческой

самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Февраль

7

Заучивание стихотворений

Формировать умения детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей

Март

8

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной,

выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Апрель

9

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. Выступление на педсовете  по теме.

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

Май

.

Список использованной литературы:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему «Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  систематизировать  работу по формированию социальных норм и правил поведения  у детей старшего возраста....

План по самообразованию на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В работе описаны актуальность, цель, задачи и план работы с методической литературой, с детьми, со специалистами и с родителями....

План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....

Перспективный план работы с родителями по теме " Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Перспективны план работы с родителями по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...

План работы по самообразованию на тему: "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Мелкая моторика включает в себя координацию движений мелких мышц рук и пальцев, что необходимо для выполнения различных действий, таких как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и др...