Отчет по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
материал

Полькина Татьяна Николаевна

       В течение 2021-2022 учебного года я изучала тему по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».

       Цель: изучение эффективности применения современных форм работы в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

       Задачи:

  1. Проанализировать методическую литературу по данной теме.
  2. Изучить и подобрать различные эффективные современные формы работы для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников.
  3. Апробировать возможности использования данных форм.
  4. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

кар

412309,  Саратовская область,

г. Балашов, ул. М. Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

Отчет по самообразованию на тему

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

в различных видах деятельности»

воспитателя Полькиной Татьяны Николаевны

2021-2022 учебный год

       В течение 2021-2022 учебного года я изучала тему по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».

       Цель: изучение эффективности применения современных форм работы в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

       Задачи:

  1. Проанализировать методическую литературу по данной теме.
  2. Изучить и подобрать различные эффективные современные формы работы для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников.
  3. Апробировать возможности использования данных форм.
  4. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

       Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

1.  Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991 

2. Ветохина А. Я., Дмитренко   «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013 

3.  Тимошкина Н.А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с. 

4.  Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д 2008г. 64с.

5. Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.

6.Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.

7. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

8. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

9.Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

10.Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

       Всю работу по изучению темы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности» разделила на тематические блоки.

       Блок «Мой дом, моя семья». Для родителей была подготовлена папка-передвижка «Семейные традиции», в которой говорилось, что семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

       У детей было знакомство с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта. Проведен с детьми фольклорный праздник «Посиделки» (знакомство с различными формами русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы, потешки)). Была оформлена картотека дидактических игр по нравственному воспитанию.

       Блоки «Мой город – моя малая Родина», «Символы России и города Балашова». Подготовила для родителей консультацию «Воспитание маленького гражданина», в которой говорится, что нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

       Помимо воспитания у малышей патриотических чувств, важным элементом становления маленького гражданина является осознание своей этнической принадлежности. А любое осознание мира начинается с осознания - кто «Я», что такое народ, какой мой народ, какова его история, культура, традиции.

       Дети знакомились с историей города, с улицами и объектами культуры города. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводила их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Дети рисовали рисунки на тему «Улицы нашего города». Принимали участие в конкурсе по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству «Моя малая Родина», в конкурсе творческих работ «Здоровая нация – процветание России». Участвовали в проекте «Течет река Волга». Дети познакомились с историей возникновения названия реки «Волга», с историей Жигулевских гор. Знакомство с достопримечательностями края через участие в проекте позволило детям в процессе деятельности узнать о Волге то, что будет их сопровождать всю жизнь – чувство гордости и особенности. Позволит почувствовать причастность к священным истокам и традициям, гордиться званием волжанин – гражданин и патриот своей страны. Была оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию. Уголок патриотического воспитания был пополнен наглядно-дидактическим материалом «Символы города Балашова», «Символы России». Родителями был изготовлен фотоальбом «Город Балашов». Дети ознакомились с символикой России и родного города Балашова, прослушали «Государственный гимн России».

       Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

       Блок «Обычаи и традиции русского народа». Знакомила детей с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Детям была показана презентация «Русский самовар и чаепитие на Руси». Они познакомились с устройством самовара, узнали о роли и значении чаепития для русского народа. Была оформлена картотека народных подвижных игр: «Золотые ворота», «Горелки», «Жмурки», «Краски», «Ручеек» и др. Для родителей подготовлена консультация «Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

       Блок «Главные праздники России». Особое место в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Эта тема любима детям. Героизм, мужество, готовность совершить подвиги во имя Родины – вызывает у детей уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Смелыми, ловкими, смекалистыми дети себя показали на музыкально-спортивном празднике «День защитника Отечества». Для пап были приготовлены подарки детьми, оформлена выставка «Папин портрет».

       Через презентацию «Русский платок» познакомила детей с историей создания русского платка – как символа национального наряда. Праздник «Веселая масленица» воспитывает в детях уважение к платку, как историческому достоянию России. Для родителей подготовлена консультация «Формирование ребенка, как личности, в процессе ознакомления с народными играми».

       Блок «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений». Был проведен ряд бесед, направленных на раскрытие смысла различных нравственных качеств личности, таких как «доброжелательность», «вежливость» и т.д. Обобщила имеющиеся у детей знания о дружбе, взаимопомощи, бережному отношению к вещам. Раскрыла детям смысл понятий: правда – неправда, честность – ложь. Беседуя с детьми побуждала их думать и рассуждать. Задавая им вопросы, давала высказаться. Это позволило мне понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

       Для мам были приготовлены подарки детьми группы, а также выставка рисунков «Мамин портрет». Был проведен праздник, посвященный Международному женскому Дню 8 марта. Вся эта работа способствовала проявлению уважения и понимания к своим близким. Для родителей подготовлена консультация «Круг чтения и формирование системы ценностей».

       Блок «Космос». Детям была показана презентация, проведены беседы «Первооткрыватели космоса», «Путешествие к звездам». Дети закрепили знания о Солнечной системе, о знаменитых людях, покоривших космическое пространство.

       Блок «Войны я не видел, но знаю, как трудно народу пришлось». Старалась подобрать такой дидактический материал о войне, чтобы детям были доступны такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу». В беседах, читая художественную литературу, старалась подвести детей к пониманию, что российский народ победил, потому что люди очень любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Рассказывая о войне, подвожу детей к пониманию того, что дети должны знать о ней сегодня, чтобы завтра эта страшная война не повторилась.

В течение года было организовано чтение литературных произведений с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к произведениям, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами. Самый распространенный метод – это чтение воспитателем. Старалась читать выразительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали с интересом, внимательно, переживали за героев. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.

Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.

В беседах с родителями заметила, что их волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, а воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность, ответственность, организованность родители не придают большого значения. Поэтому я поставила перед собой задачу: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания, используя консультации, рекомендации, индивидуальные беседы.

Выводы:

Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.

У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: рисунках, поделках, рассказах.

Перспективы на 2022-2023 учебный год:

  • Продолжить работу по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
  • Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
  • Изучить новинки методической литературы;
  • В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки и организации совместных праздников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...

Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»

Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...

Отчет по самообразованию на тему: «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год.

Отчет по самообразованию на тему:«Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год...

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»

Дети испытывали необходимость в помощи взрослого. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту. Кроме этого, наблюдения за детьми в совместной деятельности выявил...

План по самообразованию По теме: «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» На 2022 -2023 учебный год

План по самообразованиюПо теме: «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»На 2022 -2023 учебный год...