Отчет по самообразованию на тему "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (старшая группа)

Материал предназначен для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида

«Сказка»

Отчет по самообразованию на тему:

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

                                                                                  Выполнила:

                                                                                  Воспитатель старшей группы                                            

                                                                                  Абзалова Н.Л.,

                                            Унъюган 2018 год

Дошкольный возраст, как известно , период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Развитию речи в старшей группе уделяется большое внимание. Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение пересказу. 

В нашей группе созданы все условия для развития речи детей.  Насыщенная предметно-развивающая среда: уголок книги с  соответствующими познавательными материалами  для современного дошкольника, театральный уголок, речевой уголок, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью. Часто бываем в библиотеке.

Овладение связной речью - это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.

Всегда стремлюсь к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого оформлена речевая коробочка, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети самостоятельно составляют загадки-описания, рассказы по картинкам.

Широко использую в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами. Провожу  речевые викторины, конкурсы, турниры, которые помогают развивать мышление, дети учатся отражать основные эмоциональные состояния. На праздниках нам  доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.

Работая над развитием речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяю словесным играм, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность.  Провожу такие игры:     «Подбор  прилагательных», «Скажи наоборот»,  «Пара к паре», «Новая история».

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен.

Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь.  Детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам.

Зарисовка стихов - это прекрасный помощник   для решения многих  образовательных задач.  На каждое слово или  маленькое словосочетание  придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит  текстовую информацию        

 Пословицы и поговорки являются жанрами  устного народного творчества. В пословицах и поговорках нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей.

Пословицы и поговорки расширяют кругозор детей, помогают детям лучше узнать народное творчество.  В России считают, что поговорка- это цветочек, а пословица- ягодка.

В свободное время дети любят отгадывать пословицы, инсценируем их, играем в игру «Закончи пословицу».

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста"

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе....

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в РФ.  В  то  же  время,  он  работает  на...

Отчет по программе по самообразованию на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности в ЗОЖ»

Презентация: Отчет по программе по самообразованию   на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности в ЗОЖ»...

Отчет по самообразованию "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Отчет по самообразованию "Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Отчет о самообразовании  по теме " Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста" предоставляется для анализа эффективности работы воститатателя по данной тем...