технология детского экспериментирования
методическая разработка на тему

Дорохова Надежда Евгеньевна

В данной технологии описаны методы, приемы и формы работы по экспериментированию с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ  ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому 
важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала 
каждого ребенка.

С. Гин

Сегодня  остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, обеспечивающей духовное совершенствование личности; предусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.

Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Как утверждают учёные, 40% знаний человек приобретает в возрасте до 4-х лет, ещё 50% – до семи лет.

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.  

Посредником между деятельностью и субъектом  деятельности (ребенком) призвана стать  личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов,  педагогических технологий,  активизирующих деятельность ребенка, развивающих личность в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.

 Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Важным вопросом в данном контексте выступает вопрос о способности преподавателя не только эффективно использовать уже имеющиеся инновационные технологии, но и самостоятельно их создавать.

Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения (в нашем случае – дошкольного учреждения), который не только приобретет за время нахождения  в детском саду определенный объем знаний, умений и навыков, но и научится ими пользоваться. Ведь впереди у ребенка школьная жизнь: новая ситуация общения, новая деятельность, новые обязанности и новые потребности.

Следовательно, в дошкольном учреждении должны быть созданы условия, которые помогут ребенку подготовиться к следующей жизненной ступени. В условиях ДОУ педагогами сегодня должны обязательно использоваться компетентностно - ориентированные технологии, которые учат ребенка приспосабливаться к современным жизненным обстоятельствам.

На сегодняшний день  множество исследований посвящено вопросу познания ребенком окружающей действительности. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный способ познания закономерностей и явлений окружающего мира — познание в процессе экспериментирования.

Автор считает, что технология детского экспериментирования, являясь деятельностной по своей сущности, отвечает запросу компетентностно-ориентированного образования и по праву может называться компетентностно-ориентированной технологией.

Реализация данной технологии предполагает использование познавательно-исследовательской деятельности, по организации которой  накоплен определенный фонд знаний:

  • теория деятельности, которая выступает ведущим фактором развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
  • проблема умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Поддъяков);
  • отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой;
  • возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир);
  • развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко);
  • становление познавательных интересов (Г.И. Щукина, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова);
  • развитие продуктивной и творческой деятельности (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова);
  • расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева).

Данные работы создают основу для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Актуальность технологии детского экспериментирования в том, что, несмотря на изученность и новшества  данной технологии, существует противоречие, которое заключается в широких возможностях реализации основных задач дошкольного образования и консерватизме воспитателей и нежелании работать в ногу со временем.

Исходя из этого, автор считает, что организация познавательно-исследовательской деятельности, которая требует от самого педагога творческой организации и изменения в методике всего процесса, будет способствовать разрешению этого противоречия. 

Новизна технологии заключается в создании собственной системы работы по развитию творческой направленности дошкольника посредством познавательно-исследовательской деятельности в совместной деятельности ребенка и взрослого и самостоятельной деятельности ребенка.

Цель: научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, развить способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Это способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.

Этапы: автор придерживается методики Н.Б.Шумаковой и выделяет шесть основных этапов, которые следуют друг за другом, и два  дополнительных.

  1. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)
  2. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)
  3. Обмен информацией (изложение результатов исследования)
  4. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)
  5. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)
  6. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме)
  7. Постановка новых вопросов (этап возникает при необходимости следующего исследования)
  8. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия)

Реализация всех этих этапов происходит на совместной (партнерской) деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей на протяжении всего времени нахождения ребенка в саду,  через исследовательские ситуации.

При этом автор использует различные формы работы: индивидуальную, групповую, парную. Предпочтение отдается групповой работе, так как именно она в большей степени способствует формированию исследовательской деятельности.

Методы: детского экспериментирования, проектов  и моделирования проблемных ситуаций.

А также   приемы: проблемные вопросы, приём «формулирования проблемной ситуации»,  приём  «загадки», и авторский приём «Сундучок Почемучки».

Известные отечественные ученые внесли много ценного в разработку этих методов. Так, широкое признание получил метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной и др. Этот метод заключается в том, что мышление детей дошкольного возраста развивается с помощью специально разработанных схем и моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта и являются неотъемлемой частью содержания групповых детских лабораторий.

Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Он предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Запланировать опыт или эксперимент помогает авторский прием «Сундучок Почемучки», суть которого заключается в том, что на начальном этапе сундучок заполняется «предметами» исследования, а в результате работы – «продуктами» исследования.

«Предметами» исследования становятся детские «почему?», задаваемые на прогулке, в ходе НОД, во время трудовой деятельности и т.д.

Так проводятся случайные эксперименты. В этом случае происходит развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; расширение кругозора детей.

Выводы оформляются в виде рисунков и помещаются в «Сундучок Почемучки»

При изучении свойств сразу нескольких «объектов», проводятся сравнительные эксперименты. Так происходит освоение причинно-следственных отношений, формирование разных способов познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

        В подготовительной группе проводятся обобщающие эксперименты и наблюдения. Их цель – выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов.

В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников, т.е. осуществляют глубокую интеллектуальную подготовку их к школе.

А метод проектов  носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Так были реализованы проекты:

- «Волшебница Вода»,

- «Потеть хорошо или плохо?»,

- «Белоствольная красавица»,

- «Шоколад - польза или вред для организма?»,

- «Ёлочка – красавица!».

Метод проектов позволяет повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах.

Накапливаемые исследовательские «продукты» собираются в «Сундучок Почемучки»  и представляются на родительских собраниях.  

Используемые в технологии детского экспериментирования формы, методы, приемы, позволяют автору идти в ногу со временем, развивая

  • познавательный интерес и познавательную активность,
  • исследовательские умения,
  • творческие способности воспитанников.

Успешность формирования исследовательской компетенции дошкольников прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.

В школе все наши воспитанники являются активными участниками творческого объединения «Я – исследователь». 

Но очень ценным является тот факт, что данная технология диссеминируется в работе коллег.

Анализируя направления и результаты педагогической деятельности автора, можно сделать вывод о перспективности работы по применению компетентностно - ориентированной технологии детского экспериментирования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный день птиц Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ и технологий: детское экспериментирование, оригами.

На протяжении долгого времени дети проводили наблюдения на территории детского сада и в лесопарке Александрино, развешивали кормушки в зимнее время и подкармливали птиц. Прочитали много книг о птицах....

Исследовательский проект по технологии детского экспериментирования: «Кока-кола: « Вред или польза?» (Методика Савенкова И.А)

Классификация- исследовательскийДлительность  - краткосрочныйРуководитель проекта: Ечевская Людмила Михайловна (воспитатель)Участники проекта : Дети старшего, дошкольного возраста МБДОУ , воспита...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДО

Важным фактором развития современного учреждения дошкольного образования выступает организация в нем инновационной деятельности,которая направлена на освоение, использование и распространение новшеств...

Технология детского экспериментирования

Консультация для педагогов...

Технология детского экспериментирования

- Пояснительная записка;- Цель и задачи педагогической технологии;- Особенности детского экспериментирования;- Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности;- Структура занятия - эк...

Технология детского экспериментирования

Технология детского экспериментирования.Содержание:- Пояснительная записка;- Цель и задачи педагогической технологии;- Особенности детского экспериментирования;- Связь детского экспериментирования с д...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе с использованием технологии детского экспериментирования

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе с использованием технологии детского экспериментированияВоспитатель: Савельева Г.С. Цель: формирование навыка получать зелён...