Гендерное воспитание детей.
консультация на тему

Дразкова Елена Викторовна

Гендер - это социальный статус и психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gendernoe_vospitanie_detey.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей  «Гендерное воспитание детей».

Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

 к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

 в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Анализ литературы показывает, что в мировой психолого-педагогической науке имеется много работ посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста. Но, к сожалению, большинство западноевропейских и американских исследований, в которых утверждалось, что девочки и мальчики по — разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т.п… Что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.

Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного.

Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.

По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

    «Гендерные особенности детей дошкольного возраста».

Мальчики

Девочки

                                             при организации прогулки.

Требуют какой-нибудь идеи, позволяющей выплеснуть накопившуюся двигательную активность и реализовать свою потребность в конкуренции и соперничестве
 

Их увлекает сам процесс работы с инструментами ( позволив им проявить свою «мужскую силу»(например, поработать граблями).

Интересует наблюдение за насекомыми

Стремятся сделать при этом логические выводы

Занимают себя строительством или подвижными играми, устраивают «автогонки», осваивая  большие территории- все пространство игровой площадки, часто — участка детского сада;

                                                                           
Мальчики бегают  много. Поэтому  с ними нужно повторять правила безопасности, учить прогнозировать свое поведение и ситуацию.

Любят помогать воспитателю в том, чтобы «площадка нашей группы стала самой красивой, подметают веранду и т.д.»

 

 

Сам результат: как стало чисто и аккуратно.

 

Удивляют цветущие растения.

Стремятся подобрать образные сравнения.

Девочки — сбором гербария, или изготовлением куличиков и пирожков из песка или снега в рамках более ограниченного пространства — им может быть достаточно веранды или песочницы.

Девочки «ведут себя тихо», и любят общаться на прогулке друг с другом, однако для этого им требуется, чтобы воспитатель находился в непосредственной близости и тогда им будет спокойно.

При организации питания
Мальчики часто едят быстро, торопятся, поэтому надо напоминать о правилах поведения за столом.

При организации сна детей

Мальчикам требуется больше времени для засыпания, поскольку их нервная система перевозбуждена после насыщенной двигательной активностью прогулки.

Они же, по наблюдениям педагогов, просыпаются тяжелее.

Девочки, как правило, засыпают быстрее
требуется больше времени на приведение себя в порядок после сна.

При создании рукотворной игрушки

Создают игрушки, изображающие транспорт, инструменты, предметы, необходимые для игр

 

При изготовлении игрушки используют коробки, упаковки, проволоку, бытовой и бросовый материал.

 

Охотно осваивают мужские инструменты (молоток, отвертку и т.д.)

Стремятся быстро сделать игрушку, чтобы начать игру, поэтому часто не обращают внимание на аккуратность.

Нужно большое пространство для развития игры, ориентированы на расширение территории и активное перемещение.
Осваивают вертикальное пространство.

Интерес вызывает разработка правил. В играх присутствует соревновательное начало, нередко ссоры и конфликты.

Создают условия для проявления отношений, поэтому прежде всего создают действующих лиц.

 

При изготовлении игрушки предпочитают природный материал, маленькие коробочки, ткань, ленты, тесьму, бумагу красивой расцветки. Любят всё мелкое и изящное.

 

Используют кусочки ткани, нитки и ленты.

 

Долго, терпеливо и аккуратно мастерят свою игрушку, забывая о последующей игре.

 

«Обживают» и обустраивают небольшое пространство.

 

 

Правило считается настолько хорошим, насколько оно удовлетворяет играющих. Терпимы к исключениям и легче мирятся с нововведениями.
При конфликте обращаются за помощью к воспитателю

 В сюжетно-ролевых играх

Предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм).

Мальчики любят быть в главной роли  даже если это роль для девочек

Важно наличие разнообразной предметно-игровой среды.

.

Предпочитают игровые сюжеты, отражающие женские интересы: моду, домашние дела, обязанности женщин.

 

.
Необходимо оборудование (аналоги предметов взрослого мира)

.

Дошкольный возраст – это тот период, в процессе которого мы должны понять ребёнка и помочь ему раскрывать те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей

Гендер - формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения....

Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков,  мир девочек»  Работа...

Гендерное воспитание детей раннего возраста

Полоролевое воспитание– это воспитание отдельно мужчин и отдельно женщин, но ориентироваться только на биологический пол нельзя, и был введен междисциплинарный термин...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Консультация для родителей детей средней группы “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”

                             Детско-родительский клуб «Мы вместе». Консультация для родителей на тему...