Консультация для родителей детей средней группы “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”
консультация (средняя группа) на тему

Панова Светлана Михайловна

                               Детско-родительский клуб «Мы вместе». Консультация для родителей на тему “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”, с целью актуализации и уточненияя знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье. Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitinae_doshkolnikov.docx28.32 КБ
Файл buklet.docx118.77 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»

Детско-родительский клуб «Мы вместе»

Консультация для родителей

детей средней группы «Колобок»

“Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”

Подготовили:

Педагог-психолог Панова С.М.

Старший воспитатель Абзалова Э.М.

21 февраля 2017

Цель: Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Задача: Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей.

Предварительная работа:

  • Анкетирование родителей.
  • Подготовка видеоролика и презентации.

Наглядные пособия и материалы: компьютер; проектор, экран; презентация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»; бланки с заданиями; газеты, журналы, цветная бумага, карандаши, фломастеры, клей; анкеты для родителей

План проведения:

Вступление

Просмотр видеоролика.

Основная часть

Что такое гендерное воспитание?

      Результаты анкетирования родителей.

      Игра «Черты характерные для мальчиков и для девочек»

      Педагогические ситуации.

      Практическое задание.

Рефлексия

      Буклеты «Рекомендации родителям по воспитанию девочек и мальчиков».

Ход мероприятия:

Вступление

- Добрый вечер уважаемые родители.

Тема нашей встречи «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста». 

Прежде чем начать разговор, мы предлагаем Вам посмотреть и послушать размышления детей о принадлежности к тому или иному полу.

Видеоролик.

Детям предлагаются следующие вопросы:

1. Чем различаются мальчики и девочки?

2. Во что любят играть девочки? А мальчики?

3. Каким должен быть настоящий мужчина? А женщина?

4. Как стать настоящим мужчиной? Женщиной?

Основная часть

Песня «Гендер – что это такое?» (Слова В. Н. Ахметовой)

Гендер - что это такое?

Может, это мандарины?

Может, это чья – то шляпа?

Или чей  ни будь зверек?

И зачем нам нужен гендер?

Чтобы разводить цветочки?

Рассадить их по горшочкам

Или посадить в чулок?

Гендер – это мама с папой,

Это милые детишки

Это платья и штанишки,

Гендер – это наша жизнь!

Это сила, это храбрость,

Это нежность и отважность

Очень разных двух миров.

Гендерное воспитанье

Важно для образованья.

Важно, чтобы быть счастливым

Гендер – это наша жизнь!

Для начала давайте попробуем ответить на вопрос «Что такое гендерное воспитание?»

 (предположения родителей).

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться.

При обучении и воспитании детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

• От отношения родителей к ребенку

• От характера родительских установок

• От привязанности матери к ребенку

• От привязанности ребенка к матери

• От роли отца в воспитании ребенка

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье.

Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя.

Естественно, что для каждого ребенка, независимо от его пола, самой основной потребностью является любовь родителей, выражающаяся в доверии и заботе. И доверие, и забота необходимы как мальчикам, так и девочкам, однако здесь следует учесть, что девочки в любом возрасте больше нуждаются в заботе, мальчики же, в свою очередь, в доверии со стороны родителей.

Мальчики с самого раннего возраста проявляют самостоятельность, так как маленькому мужчине очень приятно осознавать, что он что-то делает сам, без помощи мамы. Так, если вы предложите ребенку свою помощь в каком-либо деле, мальчик, скорее всего, начнет протестовать. А девочка, наоборот, принимая помощь подобного рода, будет чувствовать, что ее любят.

Ошибки воспитания

Многие родители допускают в воспитании ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере малыша.

Так, если вы проявляете чрезмерную заботу о мальчике, он может истолковать ваше поведение, таким образом, будто вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем.

Если же вы даете очень много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы просто ее не любите и отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального благополучия ребенка.

Таким образом, родителям следует понять, что мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой.

Некоторые родители отрицают, что воспитывают своих сыновей и дочерей неодинаково, между тем это не так. Различия в воспитании наблюдаются в самом раннем возрасте. Особенно неодинаково к детям разного пола относятся отцы. Папа может мало общаться с ребенком на первом году его жизни, предоставляя заботы о малыше маме, а по мере взросления ребенка он более охотно и часто занимается с сыном, нежели с дочерью.

Пример родителей

На воспитание мальчиков и девочек огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме, скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный пример отца.

Кроме того, на характер ребенка оказывает влияние и поведение родителя противоположного пола. Например, женственность мамы способствует формированию мужских черт характера у сына, и наоборот.

Анкетирование проводилось с целью подготовки к консультации в вашей группе по выявлению осведомлённости родителей в вопросах гендерного (полоролевого) воспитания.

В анкетировании приняло участие 7 родителей.

  1. Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке?

….

  1. Какова роль матери в гендерном (полоролевом) воспитании ребёнка?

…….

  1. Как отец влияет на гендерное (полоролевое) развитие ребёнка?

…….

  1. Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как полноценного члена общества?

…….

  1. Что бы Вы хотели узнать о гендерном (полоролевом) воспитании мальчиков/девочек?

……..

Мы хотим предложить Вам небольшую игру.

Игра «Черты характерные для мальчиков и для девочек»

Ведущий называет черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, родители располагают их в соответствующих колонках.

Черты характера: лидерские качества, агрессивность, порывистость, смелость, храбрость, мужественность, заботливость, ответственность, упрямство, решительность, душевность, эмоциональная чувствительность, доброта, покорность, уступчивость, кокетливость, нежность, женственность, мягкость, отзывчивость, покорность.

Обобщение:

Вы видите, что многие черты характера одинаково присущи как мальчикам, так и девочкам. Потом что современное общество требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь, заботиться о близких.

Вопросы  группам:                                                                                                                       

Первая группа: Назовите  произведения, в которых воспитывают  идеалы мужественности (обосновать).    т.е.  отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж.                                                                                            

Вторая  группа: Назовите художественные произведения, в которых описывают  идеалы женственности (обосновать).  т.е.   отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола.                                                                                  

Третья  группа:  Назовите  произведения  направленные  на формирование представлений о дружной и счастливой семье  (обосновать).  т.е. есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.

 «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец», «Снегурочка», «Мальчик с пальчик», «Летучий корабль», «Сивка-бурка», «Золотая рыбка», «Гуси-лебеди», «Царевна — Несмеяна», «Сказка об Иван-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Золотой петушок»,

Вопросы группам:                                                                                                                       

Первая группа: Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет семья?      

Семья.   Ребенок    копирует   своих родных,  особенно стараясь   во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример.                                                                                                                                                                                                

Вторая группа: Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет педагоги детского сада?

Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.                                                                        

Третья группа: Как вы считаете, какую роль в гендерном воспитании ребенка играет окружение ребенка?                                                                                                              

Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т.д. 

Педагогические ситуации:

Педагогическая ситуация №1:

Утром 4-х летняя Марина собирается в детский сад. И вот бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.

-Красиво? Мне идёт? - спрашивает она.

-Нет, это не красиво. «Такие шляпы носят только взрослые женщины», - говорит бабушка.

А девочка своё:

-Нет, красиво! Мне нравиться! Я в ней пойду. Мне она в пору. Тогда бабушка подает ей мамины туфли на каблуках и серьёзным тоном говорит:

-К этой шляпе нужны и туфли соответствующие. Теперь будет красиво. Марина смотрит вопросительно, серьёзность бабушкиного тона приводит девочку в недоумение. А затем она серьёзно говорит:

-Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли! Обе смеются, назревающий конфликт рассеян.

Вопросы:

1. Какую психологическую особенность девочек мы наблюдаем в данной ситуации?

2. Что воспитывает бабушка у внучки данным приёмом?

3. Присутствует ли в ваших отношениях с ребёнком юмор?

4. Помогает ли он вам в воспитании сына или дочери?

Педагогическая ситуация №2:

Мать:

-Сынок, собирай игрушки, пора спать.

Сын не реагирует.

Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.

Отец: А, я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.

Мать (обращаясь к сыну): Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!

Отец: А, будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопросы:

1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?

2. Как бы вы поступили на месте отца?

Педагогическая ситуация №3:

-Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.

-Нет, я их сейчас расстреляю!

Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?

-А просто так, потому что я– разбойник!

Мама: А, ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!

-А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.

-Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!

-А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!

- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?

Вопросы:

1. В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?

2. Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

Практическое задание:

 Подгруппе №1 собрать из разрезных частей газеты, журналов, цветной бумаги (способом обрывания) силуэт девочки, подгруппе №2 собрать также силуэт мальчика. Украсить их фломастерами, карандашами.

Рефлексия

Закончить сегодняшнюю встречу хочется словами Габриеллы  Мистраль:

"Многое из того, что нам нужно,

может подождать, но не ребенок.

Ему нельзя сказать: «Жди до  завтра».

Его зовут – Сегодня!!!".

Все мы хотим своим детям счастья в личной жизни. Хотим вырастить мужественных юношей и очаровательных девушек. И никак не наоборот. Наверное, нет родителей, которые бы всерьез не задумывались над проблемой полоролевого воспитания. Берегите, храните, любите своих детей.

Благодарим за активное участие и хотим Вам для руководства раздать рекомендации и советы по гендерному воспитанию детей (от авторов книги "Мальчики и девочки - два разных мира" В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман).

Предлагаем Вам дать оценку нашей с вами встрече, отразите, пожалуйста, на бланке определенным значком вашу оценку, мы уважаем любое ваше решение:

Получили много интересной и нужной информации, время провели с пользой; достаточно получили информации по данной теме, узнали много нового по данной теме

Информация не является для вас важной и нужной, не достаточно раскрытой, ничего нового не узнали 

" * "

" - "



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ родителям по воспитанию ДЕВОЧЕК:

•        Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

•        Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

•        Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворенность её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.

•        У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.

•        Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

•        Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

РЕКОМЕНДАЦИИ родителям по воспитанию МАЛЬЧИКОВ:

  • Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).
  • Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не ЗАПРЕЩАТЬ, а РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.
  • Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например, (т.е. разрешать быть естественными).
  • Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.
  • Мальчикам НУЖНО организовывать РЕЖИМ и дисциплину: это формирует его ответственность!
  • Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
  • Учить доверять, формируя тем самым ОПЫТ его социальное доверия.
  • Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.
  • Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
  • Мальчик - это посыл в БУДУЩЕЕ: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.
  • Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

МКДОУ ХМР «Детский сад «Березка»

п. Горноправдинск»

«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

Несколько коротких советов

(от авторов книги "Мальчики и девочки - два разных мира" В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман)

• Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.

• Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.

• Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.

• Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое-либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.

• Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.

• Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.

• Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.

• Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.

• В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим Вы оградите ребёнка от излишних переживаний и паники, ведь для него всё выглядит гораздо серьёзней, чем для Вас.

• Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша.

• Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно.

• Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно.

• Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её "на блюдечке", чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.