Народный фольклор, как средство экологического воспитания дошкольников.
статья на тему

Бакушкина Елена Викторовна

Народный фольклор, как средство экологического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народный фольклор как средство экологического воспитания дошкольников.

В словаре русского языка записано: «Фольклор - устное народное творчество». Ставя перед собой задачу, познакомить детей с русским фольклором, мы стремимся дать детям представление о русских народных песнях, плясках, хороводах, запевках, закличках; познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами некоторых, доступных обрядов и праздников. Нам хочется, чтобы дети узнали истоки отечественной культуры, нравы и обычаи своего народа, которые возникли в далеком прошлом, ведь недаром говорится: «У народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего».

Фольклор- слово английского происхождения.[28] Его буквальный перевод  - народная мудрость. Это очень широкое и глубокое понятие. Широкое, потому, что включает в себя очень многое, в том числе и народное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность.

Жизнь народа в далеком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями, от умения приспосабливаться к которым часть просто зависело существование самого человека. Поэтому, естественно, что в фольклоре огромное место  отводилось природе, временам года. Основным занятием русского народа исстари было земледелие, поэтому масса народных праздников и обрядов носила земледельческий характер.

Полнейшая зависимость от природы заставила земледельца тщательным образом изучать окружающий мир, примечать даже мельчайшие изменения в природе, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Все эти наблюдения вылились в целый ряд правил, примет, тонких и верных замечаний, пословиц, поговорок, которые о многом могли бы рассказать нам, современным людям.

Знание природы и жизненный опыт вылились в пословицы и поговорки, а непонимание истинных причин многих природных явлений, смены времен года приводило к возникновению многих обрядовых праздников. Так,  видя, что приход весны связан с прилетом птиц, и желая обеспечить своевременное начало весны, столь необходимое для проведения земельных работ, люди обращались с запевками и закличками  к птицам с просьбой скорее вернуться в родные края.

Давая основы экологического воспитания,  экологической культуры, воспитатели должны знакомить детей с тем, как надо любить  и охранять природу, а также знания о разумном использовании природы и ее богатств. Так при заучивании песни « Во поле березка стояла» можно рассказать детям  о русских народных инструментах (дудке, гудке, балалайке), показать их. Объяснить детям, что делаются они из дерева и срезаются «три пруточка» и из четвертого делают балалайку, а не губят и не ломают все дерево.[21] То есть мы пришли к выводу: при необходимости использования того или другого фольклорного произведения можно найти такие объяснения для детей, которые дадут возможность включить эту песню, хоровод или закличку в репертуар.

Россия – богатейшая страна в природном отношении, как по красоте природы, так и по изобилию животных и растений, природных ресурсов. Всего было в изобилии, и нашим предкам, наверное, было бы трудно представить себе, что придет такое время, когда в некогда богатейшем природном отношении крае появится Красная книга, в которую будут занесены исчезающие растения и животные. Поэтому, знакомя детей с русским фольклором, воспитатель должен связать это знакомство с вопросами экологического воспитания дошкольников.

Проблема взаимосвязи экологии, детского воспитания и приобщения детей к русскому фольклору - тема новая, мало изученная, но, несомненно, очень интересная. Наряду с этим в детских учреждениях появились новые, чисто экологические по содержанию праздники, такие, как « Новый год около живой елочки», « День Земли», (прил.) «Масленица» и т.п.[21] [24]

Воспитатели увлеченно занимаются ознакомлением детей с русским фольклором, который как мы убедились, тесно связан с природой и природными явлениями, поэтому стараются построить свои фольклорные праздники так, чтобы в них красной нитью проходила тема любви и бережного отношения к природе.

В нашем детском саду проводятся следующие фольклорные праздники: «Осенины», «Пошла коляда», «Масленица», «День Земли». Дети с большим удовольствием принимают участие в праздниках, узнают много нового и интересного о родной природе, об обычаях и праздниках русского народа, жизнь которого была тесно связана с природой.

В воспитании дошкольников мы широко используем фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру природы, но и познавательному развитию. При отборе фольклорных произведений опираемся на следующие принципы.

* Доступность содержания детям дошкольного возраста.

* Познавательная  и нравственная значимость.

* Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

В работе с детьми целесообразно использовать приметы, [25] правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время. Например.

* Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.

* Кошка скребет пол -  жди метели.

* Собака в снегу валяется – не за горами вьюга.

* Утром нет росы на траве - жди дождя.

* Пчелы облепили цветущую акацию – будет дождь.

* Воробьи купаются в пыли - к дождю.

* Ласточки и стрижи  летают низко – скоро начнется дождь.

Наблюдения, связанные с приметами можно зарисовывать: что ожидалось и что было на самом деле. Может быть кому – то из детей удастся самому «открыть» приметы погоды. [29]

Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.

В дошкольных учреждениях заклички используют, прежде всего, как игровой прием.

Наблюдая за радугой, можно попросить ее напоить землю.

Радуга – дуга,

Пришли нам дождя.

Когда идет дождь, дети радостно  закликают его, «задабривают».

Уж дождь – дождем,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На наш ячмень.

На бабью рожь,

На мужиков овес,

На девичью гречу,

На маличье просо.

Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно, на благовещенье (7 апреля) выпускали птиц.

Синички – сестрички,

Тетки – чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеголята – молодцы,

Воры – воробьи!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам скорей весну ведите!

Использование в работе с детьми закличек, [25] приговорок помогает педагогу не только привлечь их  внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Таким образом, рассматривая, основные направления методического обеспечения экологического воспитания мы отмечаем, что природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Общепризнано, что убеждения человека формируются с детства. Поэтому одна из главных задач, стоящая перед педагогом, - воспитывать любовь к Родине, родному краю, а значит, и бережное отношение к природе.

А также, на данном этапе реализации экологических программ учитываются современные требования к воспитательной - образовательной работе в ДОУ, одним из путей повышения эффективности является использование разнообразных форм и методов.

Педагоги постоянно привлекают детей к тесному общению с природой, познанию мира флоры и фауны. И только мы, взрослые, можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Когда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут его основой, тогда мы можем быть спокойными за будущее окружающего мира, природы и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста....

«Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»

laquo;Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»Актуальность развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Овладение родным языком, разви...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Практикум «Русский народный фольклор — как средство патриотического воспитания детей».

Материал предназначен для родителей воспитанников. В нём рассказывается о широкой палитре жанров русского народного фольклора, о влиянии этих жанров на патриотическое воспитание дошкольников. Прводитс...