«Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»
статья по развитию речи (средняя группа)

Гуляева Ольга Николаевна

 «Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»

Актуальность развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех дисциплин в школьном и последующем образовании.

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»

Актуальность развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех дисциплин в школьном и последующем образовании.

        В настоящее время малые формы фольклора в работе с детьми используются ситуативно, часто не реализуется его воспитательный потенциал. К сожалению, в последние годы происходит деформация малых форм фольклора, падение интереса к нему. У фольклора появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при работе с материалами устного народного творчества. Сейчас актуален вопрос, как вернуть фольклор в мир ребёнка.

По словам Г.С. Виноградова «Едва ли можно  найти материал более близкий, затрагивающий интересы и  потребности детского возраста и  потому самый занимательный, чем  тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой  радости детской народной массы. Это - детский фольклор» [6].

Изучением развития речи дошкольников малыми формами фольклора занимались Ю.Г.Илларионова, Е.И.Тихеева, Ф.А.Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко и другие.

Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk - «народ» и lore - «мудрость». Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных для детей.

Малый фольклорный жанр - это миниатюрные произведения, созданные для детей - колыбельные песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. 

Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни.

Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.

В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как: игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц», дидактическая игры «Продолжи пословицу», «Нарисуй пословицу» и др.

Еще один интересный жанр фольклора - загадки. Очень сильное положительное влияние на развитие речи ребенка оказывает придумывание и отгадывание загадок. Загадки обогащают речь детей из-за неоднозначности некоторых понятий, помогая замечать многозначность слов, а также формируют представления о переносном смысле слова. Загадки позволяют усваивать грамматический и звуковой строй русской речи, развивают способность обобщать, анализировать, помогают сформировать способность делать выводы, лаконично и четко выделять наиболее выразительные характерные признаки предмета или явления [2].

Выработка дикции является одной из важных задач развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Люди придумывали веками и тысячелетиями скороговорки и чистоговорки для того что бы совершенствовать речевой аппарат, а так же исправлять индивидуальные дефекты дикции и произношения. Скороговорка и чистоговорка - это словосочетания, неудобные для произношения. В них совокупность простых слов с множеством одинаковых звуков становится не выговариваемой. Даже если пробовать читать ее медленно. Но это только на первый взгляд. После кратковременных тренировок «путанный стишок» зазвучит как песня. А если читать его в высоком темпе, будет четко слышен каждый звук. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению.

Сказка - это фантастический рассказ, вымышленная история о том, чего не бывает, что не может произойти. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Особенность сказок воспроизводить повторно одни и те же речевые формы и образы выдвигают сказку одним из главных факторов развития связной речи.

Как отмечала С.С. Бухвостова, из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности [5].

Таким образом, использование фольклора способствует формированию гармонически развитой личности, так как он является историческим наследием нашего государства, а, следовательно, его влияние на формирование таких качеств личности как патриотизм, любовь к чтению, к книгам. Народные песенки, потешки, поговорки, скороговорки - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах детской деятельности. 

Список литературы:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]  / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2000. - 400 с.

2. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В.П. Аникин. М.: Учпедгиз, 1957. - 240 с.

3. Арзамасцева, И. Н. Детская литература. Учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов [Текст] / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева.  - М.: Академия, 2005. - 576 с.

4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. М.: Просвещение, 1981. 255 с.

5. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]  / С.С. Бухвостова. Курск: Академия Холдинг. 1976. - 178 с.

6. Виноградов, Г.С. Детский фольклор [Текст] / Публикация А.Н.Мартыновой // Из истории русской фольклористики. Л. Наука, 1978. - С. 158-188.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный фольклор как средство развития речи детей

Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития ....

Народный фольклор как средство развития речи детей

"А.П. Усова, О. Ушакова  считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ре...

"Русский народный фольклор - эффективное средство развитие речи детей дошкольного возраста"

Данный материал представляет собой отчет по теме самообразования, работа над которой продолжалась в течение двух лет....

«Русский народный фольклор – эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»

Данная презентация-это отчет о работе по теме самообразования учителя-логопеда....

Творческий план по проблеме «Русский народный фольклор как средство развития речи детей 3-4 лет»

Творческий план по проблеме «Русский народный фольклор как средство развития речи детей 3-4 лет»...

Проект "Народный фольклор как средство развития речи детей"

Проект можно реализовать как в старшей, так и в подготовительной группе....