Диагностика речевого развития детей 5, 6- го года жизни группы № 2 за 2014-15, 2015-16 учебный год
материал на тему

Дудкина Татьяна Викторовна

Диагностика речевого развития детей средней и старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Справка по результатам диагностики за 2015-16 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам диагностики речевого развития воспитанников группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

 (6-го года жизни) № 2 за 2015-2016 учебный год

Учитель-логопед: Дудкина Т.В.

Дата проведения: май 2016 года

Целями педагогической диагностики в группе компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни №2 являлись:

  • оценка уровня речевого развития детей 6-го года жизни;
  • выявление детей с проблемами в речевом развитии;
  • оценка эффективности коррекционно-образовательной работы за 2015-16 учебный год и ее дальнейшее планирование на 2016-17 учебный год.

Списочный состав группы: 20 обучающихся 6-го года жизни со следующими диагнозами:

  • Расстройство экспрессивной речи. ОНР 3 уровня. Дизартрия - 12 воспитанников;
  • Расстройство экспрессивной речи. ОНР 2-3 уровня. Дизартрия - 4 воспитанника;
  • Аутизм. ОНР 2 уровня - 1 воспитанник;
  • Речь близка возрастной норме у 3 воспитанников.

Педагогической диагностикой были охвачены 100% воспитанников группы.

Мониторинг качества образования проведен по образовательной области «Речевое развитие».

Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.

Используемые методики: исследование заключалось в изучении речевых особенностей ребёнка по речевой карте с опорой на наглядный материал

Предметом исследования являлись:

  • Изучение анатомического строения органов артикуляции;
  • Изучение состояния артикуляционной моторики;
  • Изучение состояния звукопроизношения;
  • Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова;
  • Изучение состояния фонематических процессов;
  • Изучение состояния словарного запаса;
  • Изучение состояния грамматического строя речи;
  • Изучение состояния связной речи;
  • Запас общих сведений

По результатам мониторинга за 2015-2016 учебный год определенны следующие количественные и процентные соотношения:

Уровни

арт-ная  

моторика

звукопроизношение

просодика

слог.

стр.

фонем.

слух.

зв.анал. и синтез

словарь

грам.

стр.

связная

речь

Общий показатель

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Высокий

0

6

0

3

0

3

0

4

0

6

0

4

0

5

0

3

0

4

0чел.

3

чел.

0%

30%

0%

15%

0%

15%

0%

20%

0%

30%

0%

20%

0%

20%

0%

15%

0%

20

%

0%

15%

Средний

14

12

12

12

12

11

14

13

10

10

13

11

15

14

12

12

9

9

12 чел.

12 чел.

70%

60%

60%

60%

60%

55%

70%

65%

50%

50%

65%

55%

75%

70%

60%

60%

45%

45%

60%

60%

Низкий

6

2

8

5

8

6

6

3

10

4

7

5

5

1

8

5

11

7

8

чел.

5

чел.

30%

10%

40%

25%

40%

30%

30%

15%

50%

20%

35%

25%

25%

5%

40%

25%

55%

35%

40%

25 %

Сравнительный анализ уровня сформированности

 компонентов речевой системы

 у воспитанников группы №2

на начало и конец 2015-2016 учебного года

Данные показатели свидетельствуют о положительной динамике в речевом развитии практически у всех детей группы.

В результате диагностики выявлено следующее:

  •  артикуляционная моторика сформирована на высоком и среднем уровне у 18 человек (90 %), у 2 человек (10%)– низкий уровень.
  •  у 3 детей (15%) звукопроизношение чистое, у 12 человек (60%) - средний уровень сформированности (звуки в основном поставлены и находятся на стадии автоматизации), у 5 человек (25 %) – низкий уровень (полиморфное нарушение), причинами которого являются позднее начало коррекционной работы (дети посещают группу с 09.2015г.), выраженная дизартрия, частые пропуски и отсутствие медикаментозного лечения;
  • слоговая структура слова соответствует возрастной норме у 4 воспитанников

(20 %). Большинство детей (13 человек - 65 %) еще допускают ошибки при воспроизведении слов сложной слоговой структуры (особенно – при включении слов во фразу) в виде перестановок, выпадений звуков и слогов, у 3 человек (низкий уровень - 15 %) отмечаются выраженные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости;

  •  фонематический слух хорошо развит у 6 детей (высокий уровень-30 %), 10 детей (средний уровень - 65 %) допускают негрубые ошибки в воспроизведении слогов с оппозиционными звуками, близкими по акустическим признакам, им требуется 2-3 повтора, чтобы правильно воспроизвести слоговую цепочку, 4 человека (низкий уровень - 20 %) не могут выполнить это задание даже после многократных предъявлений;
  • звуковой анализ сформирован на высоком уровне у 4 воспитанников (20 %): дети самостоятельно выкладывают звуковую модель слова из 3-4звуков, на среднем – у 11 детей (55 %): детям требуется направляющая помощь при выполнении этого задания, 5 воспитанников (20 %)  испытывают значительные трудности при выполнении звукового анализа слова;
  • словарный запас сформирован в пределах возрастной нормы у 5 воспитанников (25 %), у 14 человек (70 %) – на среднем уровне: дети называют на все конкретные существительные в логических группах «Обувь», «Птицы», «Ягоды», не все детали предметов, профессии, им требуются наводящие вопросы при подборе признаков к предмету, у 1

человека (5 %) - низкий уровень развития словаря;

  • грамматическими категориями овладели в соответствии с возрастной нормой 3 воспитанника (15 %), на среднем уровне – 12 (60 %), на низком уровне – 5 человек (25%).  Отмечаются ошибки:
  •  при употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (много деревов, дерев, ключов, карандашов);
  • при согласовании количественных числительных с существительными наблюдается как флективный аграмматизм, так и орфоэпические ошибки (2 шаров, 5 домов);
  • при словообразовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (шубочка, котенок);
  •  при употреблении предложно-падежных конструкций (особенно затруднено употребление простых предлогов НАД, С/СО, ПЕРЕД, сложных – ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД);
  • связная речь сформирована на высоком уровне у 4 воспитанников (20%): дети самостоятельно пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы с элементами творчества, используя развернутые фразы, выразительные языковые и эмоциональные средства; у 9 человек (45%) – на среднем уровне: детям требуется направляющая и стимулирующая помощь педагога, особенно - в начале пересказа, рассказ более краток, беден и однообразен; 7 воспитанников (низкий уровень - 35%) не могут рассказать сказки, т.к. не знают содержания, только договаривают фразы за взрослым.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

Фактические результаты показали, что у воспитанников преобладает средний (60 %) уровень речевого развития, к концу учебного года появились дети и с высоким уровнем (15%).  Общий результат уровней речевого развития в группе на конец 2015-2016 учебного года представлен следующими показателями:

Высокий уровень – 3 воспитанника (15%);

Средний уровень – 12 воспитанников (60%);

Низкий уровень – 5 воспитанников (25%)

Сравнительный анализ общих показателей речевого развития воспитанников группы №2 на начало и конец 2015-2016 учебного года

Сравнительный анализ общих показателей речевого развития на начало и конец 2015-2016 учебного года говорит о положительной динамике. Так, в начале учебного года не было воспитанников с высоким уровнем речевого развития, а в конце учебного года их количество выросло до 15% (3 человека). Количество детей со средним уровнем речевого развития осталось прежним в начале и конце учебного года (60%). Наблюдается снижение количества детей с низким уровнем речевого развития на 15% (в сентябре 2015года - 40%, в мае  - 25%).

Об этом же свидетельствуют и анализ речевых заключений воспитанников.

Речевое заключение

Начало года

Конец года

Чистая речь 

0  чел. (0%)

3 чел. (15%)

ОНР 3 уровня. Дизартрия

13  чел. (65%)

12  чел. (60%)

ОНР 2-3 уровня. Дизартрия

4 чел. (20%)

5 чел. (25%)

ОНР 2 уровня.  Дизартрия

3 чел. (15%)

 0  чел. (0%)

Сравнительный анализ речевых заключений воспитанников группы №2 на начало и конец 2015-2016 учебного года

Рекомендации:

  • Оптимизировать систему работы по коррекции речи у детей с ТНР в современных условиях.
  • Продолжать коррекционно-образовательную работу в сотрудничестве с педагогами и родителями, развивая и совершенствуя все компоненты речевой системы.
  •  Еженедельно, при изучении новой буквы, знакомить воспитанников с фонетической сказкой, пересказывая ее на коррекционном часе, на индивидуальных занятиях (пособие Н.Созоновой, Е. Куциной, Н. Хрушковой  «Фонетические сказки»).
  • Продолжать коррекционную работу по развитию речемыслительной деятельности у дошкольников старшего возраста 7-го года жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевого развития детей _7_- го года жизни группы № _5_____

Диагностика речевого развития детей  группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста 7-го года жизни за 2015-16 учебный год. Справка по результатам диагнос...

Диагностика и сводные таблицы мониторинга "Речевого развития " детей старшей, подготовительной, младших и средней группы.

Мониторинг выполнения и усвоения основной общеобразовательной программы воспитанниками  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.Образовательная область «Речевое развитие» по уровням «Норма» ...

"Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения, она отражает соци...

Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений

Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений...

ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-З-ГО ГОДА ЖИЗНИ (по К. Л. Печоре и Г. В. Пантюхнной)

ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ 2-З-ГО ГОДА ЖИЗНИ(по К. Л. Печоре и Г. В. Пантюхнной)...

Статья. Проблемы диагностики речевого развития детей третьего года жизни.

Для развития всех психических процессов наиболее важным периодом считается раннее детство, период от рождения до трех лет. И именно в этот период закладывается и формируется основа речи. Речь - это не...